Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа
Целью данной преддипломной курсовой работы является изучение учета материальных ресурсов, анализа обеспеченности материальными ресурсами и эффективности их использования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть учет материальных ресурсов и их оценку;
-изучить особенности анализа обеспеченности предприятия материальными ресурсами;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ….5
1.1.Понятие, оценка и основные задачи учета материальных ресурсов……………………………………………………………………………...5
1.2.Документальное обеспечение материалов на складе и в бухгалтерии.........10
1.3.Синтетический учет материальных ресурсов………………………….......…13
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………........................20
2.1.Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами………….20
2.2.Анализ эффективности использования материальных ресурсов на предприятии………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……………35
ПРИЛОЖЕНИЯ
Если в течение дня
несколько раз осуществляются поставки
однородного груза, то можно выписывать
один приходный ордер в целом
за день. На оборотной стороне приходного
ордера делается отметка о каждой
отдельной приемке с
При приемке материалов от подотчетных лиц подотчетное лицо передает материальные ценности, приобретенные за наличные денежные средства в магазинах, на рынках, у населения, заведующему складом, который приходует их, выписывая приходные ордера в общеустановленном порядке.
При составлении авансового отчета о суммах, израсходованных на приобретение материальных ценностей, к нему необходимо приложить оправдательные документы, подтверждающие покупку: счета и чеки магазинов, квитанции приходных кассовых ордеров, акты (справки), если покупки сделаны на рынках или у населения.
Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках складского учета типовой формы № М-17 (Приложение 1). На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении. Бланки карточек выдаются заведующему складом под расписку на основании реестра, в котором указаны их количество и регистрационные номера.
Запись в карточках делается заведующим складом на основании первичных документов (приходных – ордеров, требований – накладных) в день совершения операции. После каждой записи выводят остаток по каждому номенклатурному номеру, сорту, размеру соответствующих запасов. На основании этих данных заведующий складом своевременно информирует руководство организации, службу маркетинга о состоянии запасов по отдельным номенклатурным позициям, а также об остатках запасов, длительно находящихся без движения.
Ведение учета материалов допускается также в книгах учета материалов, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.
В условиях автоматизации
учетных работ и
Периодически (не реже одного
раза в неделю) работники материального
отдела бухгалтерии проверяют
По окончании месяца заведующий
складом переносит
Контроль за правильностью складского учета осуществляется в бухгалтерии путем проверки правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках складского учета и их остатков в сальдовой книге.
Аналитический учет материалов
в бухгалтерии ведется в
Поступившие со склада в
бухгалтерию первичные
Правильность ведения
складского учета материалов проверяется
путем сопоставления
Таким образом, для улучшения
организации складского учета рекомендуется
наладить своевременный учет прихода
и расхода материалов на складах,
своевременно маркировать поступившие
на склад материалы
1.3.Синтетический учет материальных ресурсов
Синтетический учет запасов ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относятся все расходы по их приобретению.
Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы», к которому могут быть открыты следующие субсчета: «Сырье и материалы», «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные части», «Прочие материалы», «Материалы, переданные в переработку на сторону», «Строительные материалы», «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».
Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» используется для отражения информации о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость заготовления и приобретения материально- производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей.
На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений.
Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:
• фактическая себестоимость материалов формируется с использованием дополнительных счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»- и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
• фактическая себестоимость материалов формируется непосредственно на счете 10 «Материалы» [11,c.216].
Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в своей учетной политике.
Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» имеет место в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах (Приложение 2) , а учет без использования указанных счетов - когда учет ведется по фактической себестоимости (Приложение 3).
В первом случае на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщика делается запись:
Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Запись по дебету счета 15 и кредиту счета 60 производится независимо от того, когда поступили материалы - до или после получения расчетных документов поставщика. При этом по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывается стоимость приобретенных запасов по покупным ценам.
Одновременно отражают налог на добавленную стоимость:
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
После оприходования и оплаты материалов НДС, уплаченный поставщикам, относится на расчеты с бюджетом по НДС:
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»
К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».
В зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов также могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п..
Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, осуществляется по учетным ценам и отражается записью:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
В результате произведенных записей по каждой партии материалов на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» возникает разность между оборотом дебета и оборотом кредита.
Если дебетовый оборот оказывается больше кредитового, это означает, что фактическая себестоимость заготовленных материалов выше учетной цены. На эту разницу делается бухгалтерская запись:
Д-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
В результате этого обороты по дебету и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» будут отражать сумму заготовленных производственных запасов по фактической себестоимости.
Если оборот по кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» превышает дебетовый оборот этого счета, значит, учетная цена выше фактической себестоимости. В этом случае делают бухгалтерскую запись:
Д-т 15 «Заготовление и приобретение ценностей»
К-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
При таком порядке учета поступления материалов их фактическая себестоимость будет слагаться как сальдо счета 10 «Материалы» по учетным ценам плюс или минус сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» ведут по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем отклонений.
Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца представляет собой стоимость материалов, находящихся в пути или не вывезенных со складов поставщиков.
Во втором случае (учет ведется только по фактической себе стоимости) оприходование материалов, полученных от поставщиков, отражается записью:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
НДС по оприходованным материалам отражается бухгалтерской проводкой:
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Материалы, поступающие от поставщиков, приходуются независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов. Стоимость оплаченных материалов, находящихся в пути или не вывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца, отражается:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и Подрядчиками».
В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а в текущем учете показывается как дебиторская задолженность поставщика, которая погашается по мере оприходования материалов на склад.
При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны записи:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Фактический расход материалов в производство и на другие нужды отражается бухгалтерскими записями:
Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
К-т 10 «Материалы».
Если материалы учитывались на счете 10 «Материалы» по учетным ценам, то при передаче их в производство на счета учета затрат списывается отклонение, учитываемое на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом делается бухгалтерская проводка:
Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
К-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или делается сторнировочная запись:
Информация о работе Учет и анализ использования материальных ресурсов