Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:41, курсовая работа
Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.
В условиях нестабильной, изменчивой среды большое значение в бизнесе имеет оперативная отдача капитала в виде денежных потоков. Поэтому у предпринимателей особый интерес вызывает информация об объектах вложений капитала с точки зрения их текущей эффективности. Основные денежные потоки организации формируются в виде валового дохода от продаж.
Аналогичным образом на размер валового дохода оказывает влияние изменение ставок банковских процентов, арендных ставок, различных тарифов, оплачиваемых предприятиям торговли и общественного питания за предоставленные извне услуги. За их ростом незамедлительно следует повышение уровня торговых надбавок (наценок).
Одним из внешних
факторов, оказывающих влияние на
формирование уровня торговой надбавки
(наценки), выступает конкуренция. В
зависимости от выбранной конкурентной
стратегии фирма либо стремится
обеспечить себе лидерство по ценам,
либо ориентируется на средний уровень
цен конкурентов. Последняя из стратегий
является преобладающей. Стремясь поддерживать
цены на более низком уровне. Чем
у конкурентов, предприятия торговли
и общественного питания
Базой формирования
уровня торговой надбавки (наценки) служит
уровень цен приобретения товара.
Несмотря на глубокую взаимосвязь, уровень
торговой надбавки (наценки) далеко не
всегда определяется уровнем цены на
товар. Так. При низком уровне цены производителя
может быть сформирован высокий
уровень торговой надбавки (наценки),
и наоборот - при высоком уровне
цены производителя предприятия
торговли и общественного питания
ограничиваются низким уровнем торговой
надбавки (наценки). В более выгодном
положении находятся
Существенное влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос населения на потребительские товары. Чем выше его объём, тем больше качественных и дорогостоящих товаров будет приобретать население, тем выше будут доходы торговли и общественного питания от реализации товаров и продукции собственного производства.
Складывающееся на
рынке соотношение спроса и предложения
предоставляет возможность
При определении уровня торговой надбавки (наценки) целесообразно учитывать стадию жизненного цикла товара (продукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается минимальным. И продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъёма уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объём валового дохода. Наиболее высокая торговая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объём продажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.
Величина валового
дохода зависит от территориального
расположения предприятий торговли
и общественного питания
lign="left">Объем валового дохода, получаемый в результате реализации товаров, продукции. Является основным источником прибыльной работы предприятий торговли и общественного питания, условием устойчивого их положения на рынке. Стремление наращивать валовой доход вызывает необходимость изучения факторов. Его определяющих, с целью создания механизма управления валовыми доходами. Эти факторы весьма многообразны.
В процессе управления
валовыми доходами - при их анализе,
поиске резервов роста и планировании
- все факторы принято
1) зависящие от
деятельности предприятий
2) не зависящие
от деятельности предприятий
торговли и общественного
В системе внешних
факторов выделяются: политика государства
в области регулирования
Размер валового дохода зависит от политики государства в вопросах регулирования торговых надбавок (наценок), Определяя верхнюю границу торговых надбавок (наценок) на социально значимые товары государство. С одной стороны, защищает интересы потребителя, препятствуя формированию высоких доходов торговли и общественного питания, а с другой - создает заинтересованность предприятий торговли и общественного питания в снижении издержек и образовании прибыли.
Внешнеэкономическая деятельность государства в области торговли проявляет через применение мер по регулированию уровня таможенных пошлин. Его рост увеличивает не только стоимость закупаемых импортных товаров (сырья), но и цену их реализации, формируя больший объем валового дохода предприятий торговли и общественного питания.
К системе внутренних факторов относятся: объём товарооборота, его структура, состав, звенность товародвижения, типизация предприятий торговли и общественного питания, качество товаров и уровень торгового обслуживания, целевая стратегия.
Косвенное влияние на величину валового дохода оказывает изменение ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек. К ним относятся: отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, в пенсионный фонд, на медицинское страхование, налогооблагаемой базой которых является фонд заработной платы. Поскольку он составляет существенную долю в издержках, то и величина этих платежей значительна. Изменение их ставок отражается не только на уровне издержек, но и на формировании соответствующего уровня торговых надбавок. А значит, и на величине валового дохода.
Аналогичным образом на размер валового дохода оказывает влияние изменение ставок банковских процентов, арендных ставок, различных тарифов, оплачиваемых предприятиям торговли и общественного питания за предоставленные извне услуги. За их ростом незамедлительно следует повышение уровня торговых надбавок (наценок).
Одним из внешних
факторов, оказывающих влияние на
формирование уровня торговой надбавки
(наценки), выступает конкуренция. В
зависимости от выбранной конкурентной
стратегии фирма либо стремится
обеспечить себе лидерство по ценам,
либо ориентируется на средний уровень
цен конкурентов. Последняя из стратегий
является преобладающей. Стремясь поддерживать
цены на более низком уровне. Чем
у конкурентов, предприятия торговли
и общественного питания
Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь, уровень торговой надбавки (наценки) далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так. При низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного питания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (наценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли.
Существенное влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос населения на потребительские товары. Чем выше его объём, тем больше качественных и дорогостоящих товаров будет приобретать население, тем выше будут доходы торговли и общественного питания от реализации товаров и продукции собственного производства.
Складывающееся на
рынке соотношение спроса и предложения
предоставляет возможность
При определении уровня торговой надбавки (наценки) целесообразно учитывать стадию жизненного цикла товара (продукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается минимальным. И продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъёма уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объём валового дохода. Наиболее высокая торговая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объём продажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.
Величина валового
дохода зависит от территориального
расположения предприятий торговли
и общественного питания
В системе внутренних
факторов, влияющих на формирование валового
дохода, наиболее заметную роль играет
товарооборот. Между этими показателями
существует прямая зависимость - рост
объема товарооборота сопровождается
ростом объема валового дохода и характеризует
его с количественной стороны. Качественная
характеристика валового дохода раскрывается
при определении влияния
Большое влияние
на изменение объема валового дохода
оказывает ассортиментная структура
товарооборота. Повышение в товарообороте
удельного веса товаров и товарных
групп с высоким уровнем
На величину валового дохода оказывает влияние состав товарооборота (см. табл. 1.1.).
Таблица 1.1
Влияние изменения состава товарооборота на формирование валового дохода на предприятиях торговли и общественного питания
Изменение валового дохода | |||
Показатель | при росте | При снижении | |
показателей | показателей | ||
Розничная торговля | |||
Продажа населению ^ v | |||
Продажа мелким оптом v ^ | |||
Оптовая торговля | |||
Продажа со склада ^ v | |||
Продажа транзитом v ^ | |||
Общественное питание | |||
Продажа продукции ^ v | |||
собственного произ- | |||
водства | |||
Продажа покупных v ^ | |||
Товаров | |||
Изменение соотношения видов продаж в составе товарооборота влияет на установление среднего уровня торговой надбавки (наценки). При росте реализации товаров населению в розничной торговле, со склада в оптовой торговле и продукции собственного производства в общественном питании этот уровень повышается и зависит от структуры расходов, необходимых для осуществления процесса продажи. Так, в розничной торговле продажа товаров населению требует больших расходов, чем при мелкооптовом отпуске, за счет средств, необходимых на оплату труда продавцов, кассиров и связанных с ней расходов на социальные нужды, а также затрат на упаковку, сортировку товаров. В оптовой торговле более издержкоемкой является реализации товаров со складов, а транзитные поставки требуют лишь расходов на транспортировку, следовательно, они формируют более низкий уровень торговой надбавки.