Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:41, курсовая работа
Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.
В условиях нестабильной, изменчивой среды большое значение в бизнесе имеет оперативная отдача капитала в виде денежных потоков. Поэтому у предпринимателей особый интерес вызывает информация об объектах вложений капитала с точки зрения их текущей эффективности. Основные денежные потоки организации формируются в виде валового дохода от продаж.
Уровень торговых надбавок (наценок) зависит от применяемого метода организации продажи. Так, внедрение самообслуживания, торговли по образцам, через торговые автоматы способствует установлению более низкого уровня издержек за счет экономии средств на оплату живого труда. Уменьшение этих расходов обеспечивает возможность снижения цены товара (продукции), одновременно стимулируя рост объема реализации и величины валового дохода.
На предприятиях
торговли и общественного питания
уровень торговых надбавок (наценок)
дифференцируется в зависимости
от качества товаров (продукции), культуры
торгового обслуживания. Уровень
торговых надбавок на высококачественные
товары существенно отличается от уровня
торговых надбавок на другие товары, имея
в цене такого товара значительный
удельный вес. Как свидетельствует
опыт развитых стран, доля торговых надбавок
в цене товара колеблется от 15 до 70%,
а по товарам экстра-класса цена
продажи превышает цену покупки
более чем в 2-2,6 раза. Культура торгового
обслуживания оценивается потребителем
рядом показателей: широким выбором
товаров (продукции), предоставлением
дополнительных услуг, применением
прогрессивных методов продажи
товаров, профессионализмом и этикой
обслуживающего персонала и др. Учитывая
мнение покупателей о достигнутом
уровне культуры торгового обслуживания,
предприятия торговли и общественного
питания устанавливают
Уровень торговых надбавок (наценок) зависит от выбранной предприятием стратегической цели. Если целью является расширение сферы влияния на рынке, то уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается исходя из рыночных цен приобретения и продажи товаров. При ориентации предприятий на получение прибыли уровень торговой надбавки (наценки) формируется таким образом, чтобы возместить издержки, осуществить развитие производственной и социальной сферы.
Все вышерассмотренные факторы взаимосвязаны, действуют одновременно и часто разнонаправлено, увеличивая или снижая валовой доход предприятий торговли и общественного питания.
1.2. АНАЛИЗ ВАЛОВОГО ДОХОДА
Анализ валового дохода является составной частью анализа финансовых результатов деятельности торговых фирм.
Цель анализа - получение информации о формировании валового дохода за предплановый период и определение путей его роста в соответствии с ресурсами развития предприятия в будущем.
Основная цель анализа - поиск резервов роста валового дохода для обеспечения большей финансовой устойчивости предприятий торговли и общественного питания на рынке.
Задачами анализа валового дохода являются:
¦ проверка степени
выполнения плана и изучение динамики
изменения показателей валового
дохода по предприятию в целом
и его подразделениям по общему объему.
Составу и структуре
¦ изучение формирования структуры валового дохода в зависимости от форм расчетов с поставщиками товаров;
¦ выявление и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана валового дохода и его динамику;
¦ определение неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода;
¦ осуществление
контроля за выполнением плана, направленного
на своевременное выявление
Основными материалами, использ
Анализ валового дохода производится в определенной последовательности. Основные этапы анализ показаны на рис. 7.3.
Анализ степени выполнении плана и динамики изменения показателей валового дохода включает в себя изучение:
1) изменения суммы
валового дохода по сравнению
с планом, темпов его изменения,
которые сопоставляются с
2) Изменения среднего
уровня торговой надбавки (наценки)
по сравнению с планом и
в динамике, а при наличии информации
- в разрезе отдельных товаров
(сырья). Проведение этого анализа
дает представление о
Анализ степени
выполнения плана и динамики изменения
показателей эффективности
3) изменения структуры
валового дохода, позволяющей оценить
эффективность его
На втором этапе производится анализ факторов, влияющих на формирование суммы и уровня валового дохода в предплановом периоде. Вначале определяется влияние факторов первого порядка: объёма товарооборота и среднего уровня валового дохода.
Влияние изменения
объёма товарооборота определяется
умножением среднего уровня валового
дохода на результат отклонения фактического
товарооборота от базисного и
деления полученного значении на
100. Это позволяет оценить
Влияние среднего уровня валового дохода на его сумму определяется как произведение фактического товарооборота на отклонения фактического уровня валового дохода от базисного, деленное на 100. Полученный результат складывается под влиянием ряда факторов второго порядка: состав и структуры товарооборота, уровня торговых надбавок (наценок) на отдельные товары (сырье), звенности товародвижения.
Измерение влияния
состава и структуры
Сумма валового дохода изменяется под влиянием ценовой политики предприятия, направленной на рост или снижение уровня торговых надбавок (наценок) по отдельным товарам (продукции). Для определения влияния этого фактора используют прием разниц: фактический товарооборот умножается на разницу между изменившимся уровнем валового дохода и первоначальным и делится на 100.
На основе выборочного учета и по данным о выполнении договоров поставки определяют влияние звенности товародвижения. Для этого отклонение между уровнями валового дохода. Складывающимися при реализации товаров, закупленных у производителей и посредников. Умножают на сумму реализованных товаров, приобретенных у посредников, и делят полученный результат на 100. Аналогичный расчет производится по реализации продукции собственного производства на предприятиях общественного питания. Завершающая стадия анализа - обобщение влияния всех факторов на формирование валового дохода предприятия торговли и общественного питания.
Третий этап в проведении анализа валового дохода связан свыявлением неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уровень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные значения и зависящих от деятельности предприятий (снижение объёма товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мелким оптом в рознице и общественном питании, транзитных поставок на оптовых предприятиях покупных товаров на предприятиях общественного питания, рост объема закупки товаров через оптовых посредников и т.д.).
Немаловажное значение при определении возможностей роста валового дохода имеет сравнительный анализ с работой лучшего однотипного предприятия торговли и общественного питания, определяющий сумму валового дохода, которая могла быть получена за счет изучения и использованного его опыта. Для этого фактический товарооборот умножают на возможный прирост уровня валового дохода, получаемого при сравнении данных лучшего и изучаемого предприятий, и делят на 100.
На основе выявленных
неиспользованных возможностей роста
валового дохода определяют его резервы
за счет вовлечения в товарооборот
дополнительных товарных ресурсов, за
счет использования более
Результаты проведенного анализа используют в качестве основы планирования валового дохода на предстоящий период.
Экономический анализ - важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию прибыли предприятий торговли и общественного питания и способствующая эффективному ее формированию и использованию.
Цель анализа - изучить процесс формирования прибыли и эффективность ее распределения и использования в предплановом периоде и определить основные направления ее роста, распределения и использования в соответствии с поставленными задачами развития предприятий в будущем.
Задачи анализа прибыли и рентабельности предприятия следующие:
1) проанализировать
выполнение плана прибыли и
ее изменение в динамике по
видам, в целом по предприятию,
2) изучить изменение
составных элементов
3) изучить изменения показателей рентабельности по сравнению с планом, в динамике в целом по предприятию, по структурным подразделениям (по годам, кварталам);
4) выявить и измерить влияние факторов, воздействующих на формирование прибыли и показатели рентабельности;
5) исследовать эффективность распределения и использования прибыли;
6) измерить влияние факторов, определяющих распределение и использование прибыли;
7) разработать мероприятия
по использованию выявленных
резервов роста прибыли и