Анализ отклонений фактических расходов от назначенных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:37, курсовая работа

Описание

Рынок жилищно-коммунальных услуг, как и всякий рынок, обусловлен действием закона спроса и предложения, которые свою очередь зависят от движения цен. Если говорить о спросе на жилищно-коммунальные услуги, здесь надо учитывать следующие моменты. Спрос как рыночная категория всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень, приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан.

Содержание

1 Финансы жилищно-коммунального хозяйства 3
1.1 Характеристика рынка жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений 3
1.2 Содержание и особенности финансовых потоков жилищно-коммунального хозяйства 6
1.3 Понятие и направления финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства 7
1.4 Современное состояние и правительственная концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса 9
1.5 Тарифная политика в коммунальной сфере и ее совершенствование 15
1.6 Органы местного самоуправления и тарифное регулирование 17
1.7 Совершенствование механизма бюджетного финансирования жилищно-коммунальной сферы 22
1.8 Приоритеты и резервы финансового оздоровления предприятий ЖКХ 23
2 Анализ отклонений фактических расходов от назначенных 26
2.1 Факторный анализ отклонений 26
2.2 Классификация отклонений. Расчет отклонений 27
3 Задача 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Финансы бюджетных организаций_Вариант 7.doc

— 342.50 Кб (Скачать документ)

     Новая система экономических отношений  в жилищно-коммунальном хозяйстве  предполагает принципиальное изменение  как функций ее участников, так  и механизмов их взаимодействия и  организации финансовых потоков.

     Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам – субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

     Главными  участниками экономических отношений  в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг – граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг – граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов (банков), открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплате средств гражданам.

     Использование системы социальных счетов будет  способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.

     Будет ликвидирована система перекрестного  субсидирования населения за счет промышленных предприятий.

     Изменится и система финансирования мероприятий  по модернизации и развитию жилищно-коммунального  хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса  будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 г. инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.

     В результате развития конкурентных отношений  в жилищно-коммунальном хозяйстве  будет повышена эффективность его  функционирования, что обеспечит  общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20% и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

  • перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;
  • потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;
  • производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;
  • стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);
  • стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.

     Реализация  новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.

     Вместе  с тем контрольные сроки и  этапы программы выполнены не были и Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2005 г. было принято решение о корректировке «Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг.» был определен второй этап реализации программы на 2006-2010 гг.

     Этим  постановлением были определены меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению в ЖКХ частных инвестиций в рамках новой подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

     Главными  направлениями в реформе ЖКХ  на 2006-2010 гг. являются:

  • Разработка правовых документов по реализации нового Жилищного кодекса.
  • Разработка нормативной базы для финансирования модернизации и капитальных ремонтов домов и привлечение частных инвестиций.
  • Формирование нормативной базы для финансирования инвестиционных программ развития коммунальной инфраструктуры, включение концессионных соглашений в коммунальном секторе.
  • Финансирование подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

     1.5 Тарифная политика в коммунальной сфере и ее совершенствование

     Вопрос  тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги является самым актуальным, так как затрагивает интересы каждого гражданина, его благосостояние, условия проживания и обеспечение жизненно необходимыми услугами.

     Существующие  сегодня проблемы в достижении баланса  интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг сложились не в одночасье, а накапливались десятилетиями.

     Одним из первых решений советского правительства  в марте 1918 г. была полная отмена платы  за жилье. Впоследствии была введена  чисто символическая плата. Все попытки повышения оплаты жилищно-коммунальных услуг натыкались на непонимание партии и правительства, которые гордилось низкой квартирной платой как одним из завоеваний социализма. В итоге такая тарифная политика приводила к убыточности предприятий ЖКХ.

     Переход к многоукладной экономике и  развитию рыночных отношений коренным образом меняет положение предприятий  жилищно-коммунального хозяйства. Основные принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов определены Федеральным законом от 24 декабря 2004 г. №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

     Вопрос  регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в условиях перехода к предъявлению населению экономически обоснованной стоимости этих услуг является ключевым не только для обеспечения устойчивого функционирования коммунальных предприятий, но и для экономики в целом. В переходной период 1997-2004 гг. населению к оплате предъявлялась только часть экономически-обоснованного тарифа, остальные средства должны были дотироваться из бюджета. Суммы дотаций из бюджета исчислялись миллиардами рублей, что привело к образованию огромной дебиторской задолженности у десятков тысяч предприятий ЖКХ.

     Таким образом, сложившаяся в эти годы система недофинансирования жилищно-коммунального  комплекса России длительное время  являлась своеобразным демпфером инфляционных процессов в экономике.

     Особенно  эта проблема становится актуальной в условиях, когда изживается принцип дотирования цен и тарифов на услуги ЖКХ из бюджета и осуществляется переход к адресной социальной защите малоимущих категорий населения по оплате ЖКУ. То есть речь идет о переходе ЖКХ к нормальным товарно-денежным отношениям. Теперь деньги на оплату жилищно-коммунальных услуг, включая социальную помощь государства (льготы, субсидии), концентрируются у потребителя услуг, и он полным рублем рассчитывается за услуги.

     Нормы Федерального закона от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» изменяют ранее существовавший затратный принцип формирования тарифов на коммунальные услуги на программно-целевой; разграничивают полномочия по установлению тарифов на отдельные виды услуг между субъектами Российской Федерации (тепло, горячая вода, электроснабжение) и муниципальными властями (водоснабжение, водоотведение и утилизация твердых бытовых отходов), а также закрепляют за муниципалитетами функции по установлению величины платы за присоединение к сетям инженерной инфраструктуры и инвестиционных надбавок к тарифам.

     Не  менее важным моментом является регламентация  порядка взаимодействия органов  по регулированию тарифов различных  уровней власти, особенно, когда  тарифы регулируются органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, а надбавки к этим тарифам – органами местного самоуправления. С появлением нового понятия «тариф на подключение» в сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса одним из постановлений правительства определена типовая форма договора, заключаемого при подключении вновь строящихся (реконструируемых) объектов к системам коммунальной инфраструктуры и регламентирует процесс взаимодействия участников соглашения (органа регулирования, организации коммунального комплекса и организации застройщика), порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Необходимость контроля со стороны государства за тарифами и надбавками в ЖКХ обусловлена деятельностью организаций коммунального комплекса, непосредственно связанной с жизнеобеспечением населения и оказывающей существенное влияние на работу сектора промышленности и услуг и имеет своей целью соблюдение порядка установления тарифов и надбавок, их оптимизацию, обоснованность величины и правильности применения этих тарифов и надбавок.

     1.6 Органы местного самоуправления и тарифное регулирование

     Основная  цель любой программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры – оптимизация, развитие и модернизация муниципальных коммунальных систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также газоснабжения для сохранения их работоспособности или обеспечения целевых параметров улучшения их состояния. Программа комплексного развития – это комплексная оценка развития систем жизнеобеспечения муниципального образования на перспективу. Она должна разрабатываться органами местного самоуправления с целью гарантированного покрытия перспективной потребности в энергоносителях для обеспечения эффективного, качественного и надежного снабжения коммунальными ресурсами с минимальными издержками за весь цикл жизни систем жизнеобеспечения, а также в целях повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования за счет предоставления возможности быстро подключать новые объекты к коммунальным системам и получения коммунальных услуг по обоснованным ценам.

     Представительные  органы муниципальных образований  утверждают в соответствии с документами  территориального планирования муниципальных  образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

     Органы  местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

  • определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
  • устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
  • согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса;
  • утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
  • рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
  • осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
  • устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
  • публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;
  • осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ;
  • привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
  • принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;
  • запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры;
  • заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Информация о работе Анализ отклонений фактических расходов от назначенных