Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:37, курсовая работа
Рынок жилищно-коммунальных услуг, как и всякий рынок, обусловлен действием закона спроса и предложения, которые свою очередь зависят от движения цен. Если говорить о спросе на жилищно-коммунальные услуги, здесь надо учитывать следующие моменты. Спрос как рыночная категория всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень, приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан.
1 Финансы жилищно-коммунального хозяйства 3
1.1 Характеристика рынка жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений 3
1.2 Содержание и особенности финансовых потоков жилищно-коммунального хозяйства 6
1.3 Понятие и направления финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства 7
1.4 Современное состояние и правительственная концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса 9
1.5 Тарифная политика в коммунальной сфере и ее совершенствование 15
1.6 Органы местного самоуправления и тарифное регулирование 17
1.7 Совершенствование механизма бюджетного финансирования жилищно-коммунальной сферы 22
1.8 Приоритеты и резервы финансового оздоровления предприятий ЖКХ 23
2 Анализ отклонений фактических расходов от назначенных 26
2.1 Факторный анализ отклонений 26
2.2 Классификация отклонений. Расчет отклонений 27
3 Задача 30
Список использованных источников 32
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80% товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Управление коммунальными системами реализуется административными, бюджетными и тарифными рычагами. Появился новый рычаг управления – согласование инвестиционных программ, и новая задача управления – мониторинг их реализации. Выполнение этих задач осложняется тем, что опыт муниципального энергетического планирования во многих городах и поселениях отсутствует. Многие из них не имеют даже обновленных генеральных и градостроительных планов. Кроме того, нет ясных индикаторов оценки как исходного состояния коммунальных систем, так и технологии мониторинга их изменения, отсутствуют муниципальные стандарты предоставления коммунальных услуг, на основании которых можно оценить деятельность операторов муниципальных систем.
В
управлении коммунальными структурами
очень важно иметь
Следует признать, что любой разработчик программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сегодня сталкивается с отсутствием сколько-нибудь надежного видения среднесрочных перспектив экономического развития города, а значит, самостоятельно разработать такой прогноз. Специалистов по прогнозированию развития экономики городов у нас очень мало. Устоявшейся методологии также нет. Поэтому разработка такого прогноза является скорее искусством, чем реализацией набора рутинных расчетных процедур.
Прогноз динамики численности населения города является одним из ключевых параметров, определяющих перспективы развития коммунальных систем. Анализ генеральных планов нескольких городов показывает, что разработчики себя такими сложностями не затрудняют. Поэтому, как правило, генеральные планы предполагают сохранение как численности населения, так и его половозрастной структуры. На самом деле в большинстве российских муниципальных образований происходят следующие процессы: численность населения сокращается, численность детей дошкольного возраста растет, школьного возраста – снижается, доля пенсионеров растет. Рост доли пенсионеров заметно сказывается на динамике доходов населения. Кроме того, важным моментом является прогноз миграционных процессов. Если город является инвестиционно привлекательным, то население в него переселяется, в обратном случае – оно выезжает, а значит, высвобождаются квартиры, что влияет на спрос и цены как на первичном, так и на вторичном рынках жилищной недвижимости. «Экономика расширения» города очень сильно отличается от «экономики сжатия», требующей не развития, а консолидации избыточной инфраструктуры [14]. Ключевым элементом прогноза должна стать оценка динамики платежеспособности населения, доходов и расходов основных потребителей коммунальных услуг города, а также покупателей недвижимости. Только на такой основе можно реалистично оценить масштабы жилищного промышленного и прочего строительства, а значит, и изменения нагрузок на коммунальные системы, связанные с развитием города.
Коммунальные
системы капиталоемкие и
По некоторым источникам, анализ платежеспособности населения показывает, что средняя готовность и способность населения платить за ЖКУ равна 7% от всех доходов населения. Именно при этой зависимости платежная дисциплина по коммунальным услугам при жестких мерах собираемости пересекает уровень платежной дисциплины 95%. Это жесткая и устойчивая пропорция в структуре потребительских расходов не только в России. Таким образом, показателями платежеспособности являются не тарифы, а доля расходов на коммунальные услуги в бюджете потребителя. Конечно, на ее значение влияют тарифы, но не только они. В США уже почти 50 лет эта доля колеблется с ограниченной амплитудой вокруг 7%. Примерно такая же доля имеет место и в Западной Европе. Поэтому предметом мониторинга должны быть не столько цены коммунальных услуг, сколько анализ степени близости средней и предельной долей расходов на их приобретение в доле к пороговым значениям – 7% от среднего дохода. Важным параметром прогноза являются расходы населения на приобретение жилищной недвижимости. Эта доля зависит от уровня сбережений населения и может анализироваться по методике расчета индекса доступности жилья на территории.
Бюджет города оплачивает часть расходов на ЖКУ за население – льготы, субсидии, возмещение разницы в тарифах, а также платит за коммунальные услуги бюджетных организаций. Кроме того, бюджет может оплачивать присоединение новых бюджетных объектов, а также частично финансировать развитие коммунальной инфраструктуры города. Очень важно в муниципальном образовании учесть связь расходов населения и бюджета. Выплата льгот и субсидий существенно зависит от структуры доходов населения и тарифов на коммунальные услуги. Более низким доходам населения соответствуют более высокие расходы бюджета на оплату коммунальных услуг для населения. Кроме того, нужно оценить платежную способность прочих потребителей коммунальных услуг. Основным ограничителем масштабов и плана реализации инвестиционной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры является именно платежеспособный спрос всех потребителей. Какая бы схема реализации инвестиционной программы не использовалась, рано или поздно расходы по ней будут оплачиваться потребителями из тарифа или бюджетом города. Поэтому границы покупательной способности всех групп потребителей являются верхним ограничителем масштабов инвестиционной программы.
1.7 Совершенствование механизма бюджетного финансирования жилищно-коммунальной сферы
Существующие предприятия в силу недостатков действующей структуры, а также в ряде случаев и с участием субъективных факторов находятся в неудовлетворительном финансовом положении. В ряде случаев за последний год наметилась положительная динамика финансовых показателей. Однако, размеры кредиторской задолженности практически у всех предприятий ЖКХ настолько велики, что даже при самых оптимистичных вариантах их дальнейшей работы нельзя ожидать сокращения задолженностей до приемлемого уровня. Работа таких предприятий, которые постоянно находятся под угрозой санкций и банкротства, которые обязаны в течении ближайших лет всю прибыль направлять на погашение долгов, не дает даже теоретической возможности преобразования ЖКХ для решения его проблем.
В связи с этим, предлагается следующий порядок действий:
1.8 Приоритеты и резервы финансового оздоровления предприятий ЖКХ
Основные
проблемы бюджетного финансирования ЖКХ
связаны с отсутствием
Возможная структура финансирования этих расходов может быть различной в зависимости от различных факторов. Наиболее вероятным предполагается использование бюджетных средств в гарантийных фондах в качестве обеспечения по кредитам на эти цели. Частично средства могут быть получены в формах безвозвратного бюджетного финансирования, оплаты части банковских процентов. Средства бюджетной поддержки могут предоставляться при условии частичного финансирования работ из средств собственников и жильцов, что может быть предметом конкурсов на бюджетную поддержку проектов реконструкции домов. Объекты такого ремонта и субъекты, производящие их, должны получить максимально возможные льготы по налогам и обязательным платежам
Целесообразно доработать систему субсидий, с тем, чтобы компенсировать малообеспеченным гражданам затраты на ЖКУ, превышающие долю доходов, установленную дифференцированно для выделенных социальных групп, начиная с уровня 10% для малообеспеченных граждан. Для эффективной работы механизмов социальной защиты граждан при оплате ими услуг ЖКХ необходимо устранение бюрократических препятствий, прозрачное и своевременное движение соответствующих финансовых средств.
Также необходимо обеспечить создание и развитие социального жилого фонда, предоставляемого по договору социального найма определенным категориям населения, включая малоимущих граждан, социальные группы, требующие специального обслуживания или опеки и др. Такой жилой фонд может формироваться путем реконструкции существующего жилья и строительства специально приспособленных зданий. В перспективе основная часть мер социальной поддержки не только граждан, нуждающихся в такой поддержке, но и льготы для государственных служащих в сфере ЖКХ, должны действовать через предоставление социального жилья.
Для
обеспечения эффективного влияния
платы жильцов на предлагаемые преобразования
рассматриваются следующие
Информация о работе Анализ отклонений фактических расходов от назначенных