Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:42, дипломная работа

Описание

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров; один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.
Рентабельность – прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Обычно характеризуется отношением прибыли к себестоимости продукции или капиталу компании.
Целью дипломной работы является проведение анализа прибыли и рентабельности ООО «Брянконфи-Трейд».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….....5
1.1 Экономическое содержание прибыли и рентабельности………………..…5
1.2 Нормативноправовая и информационная база для проведения анализа прибыли и рентабельности….……………….....…………………….….…..19
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности……………………….…....24
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «БРЯНКОНФИ-ТРЕЙД»……………...…………………………………………..…………....30
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия………………………………………………………….……….30
2.2 Анализ финансового состояния предприятия…………………….………..37
2.3 Анализ формирования и использования прибыли предприятия…...……..44
2.4 Анализ рентабельности предприятия……………………….……………....55
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «БРЯНКОНФИ-ТРЕЙД».……..…………......60
3.1Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия..………....…..60
3.2 Оценка эффективности мероприятий…………………….………………...62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…...73
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….………....77

Работа состоит из  1 файл

ДР анализПрибыли.doc

— 762.00 Кб (Скачать документ)
  • управления номенклатурой выпускаемой продукции, ранжируя ее по мере убывания рентабельности;
  • планирования обновления номенклатуры продукции;
  • обновления устаревшего оборудования и основания новых технологий;
  • разработки оперативных планов по развитию производства на длительный срок;
  • определения инвестиционной и дивидендной политики;
  • использования рынка ценных бумаг. [16, С. 86]

     Чаще  всего в основной массе субъектов  хозяйствования главное внимание уделяется  широко известным факторам роста  доходов, связанных с работой предприятия: росту объема продукции, снижению затрат на производство товаров и услуг и оптимизации цен.

     Оптимальное использование большинства из перечисленных  возможностей по росту прибыли может  быть получено в результате глубокого  анализа по критерию доходности, перебора возможных вариантов, обоснованных стратегических планов по прибыли. [17, С. 87] 

     При планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  используются конкретные виды прибыли.

     Различают следующие виды прибыли:

  • Валовая прибыль;
  • Прибыль  от продаж;
  • Прибыль до налогообложения;
  • Чистая прибыль (убыток) отчетного периода. [12,С. 209]

     Для налогообложения прибыль от продаж корректируется в соответствии с  налоговыми стандартами, то есть в соответствии с Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции. С точки зрения организации, налог, как система безвозмездного изъятия определенной доли прибыли в государственный бюджет, является неизбежным, объективно необходимым элементом в процессе функционирования капитала организации. Величина налогов может быть минимизирована за счет улучшения системы внутрипроизводственного планирования и контроля издержек и инвестиций, за счет комплексной рационализации хозяйственной деятельности и обоснованного выбора учетной политики.

     Понятие чистой прибыли в России не соответствует  понятию чистой прибыли по международным  стандартам. В чистую прибыль в  России включаются значительные расходы (фонды потребления, социальной сферы  и т.п.), что недопустимо по западным стандартам. Величина нераспределенной прибыли отражает окончательный  финансовый результат деятельности организации за отчетный период, включающий все виды расходов и доходов.

     Прибыль организации до налогообложения  подлежит распределению, под которым  понимают ее направление в бюджет государства, организации в соответствии с существующим законодательством. В соответствии с ним  законодательное распределение прибыли регулируется в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении организации, структуры статей ее использования находится в компетенции руководства организации.

     Чистая  прибыль отчетного года фиксируется  в бухгалтерском балансе отчетного  года как нераспределенная прибыль, а результат распределения этой прибыли акционерами отражается в бухгалтерском балансе следующего за отчетным года. Оставшаяся нераспределенная прибыль отчетного года характеризует как бы фонд накопления, так как в основном идет на развитие предприятия, увеличивая его собственный капитал. [18, С. 211]

     При распределении прибыли учитываются  принципы формирования системы распределения  прибыли:

  1. Распределение и использование прибыли в условиях рынка является важным хозяйственным процессом, который должен обеспечивать покрытие потребностей предприятия для нормального функционирования;
  2. Механизм распределения прибыли должен способствовать повышению эффективности производства, стимулированию  более прогрессивных форм хозяйствования, определения рационального соотношения доли прибыли, аккумулирующейся  в доходах бюджета и остающейся в распоряжении предприятия;
  3. Система распределения прибыли должна экономически обосновывать гарантии выполнения финансовых обязательств перед государством, способствовать рациональному обеспечению производственного процесса предприятия ресурсами с наименьшими затратами;
  4. Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно- хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
  5. Прибыль для государства поступает в бюджеты в виде налогов и сборов, состав, ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет могут быть изменены только законодательно;
  6. Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после налогов, не должна снижать его заинтересованности в улучшении результатов финансово-производственной деятельности;
  7. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, сначала направляется на накопление, с целью обеспечения роста производственного потенциала, а в остальной части на потребление;
  8. Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется  в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. [12, С. 212]

     Из  чистой прибыли предприятие уплачивает:

  • проценты по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам;
  • некоторые виды сборов и налогов (например, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, за право торговли и т.п.)
  • уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При увеличении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная прибыль; если организация необъективно представила расчеты скорректированной прибыли, то с нее взыскиваются штрафные санкции также из чистой прибыли.[23, С. 213]

     Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, используется ею самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.

     Исходя  из условий рынка, развития конкурентоспособности  по мере поступления чистая прибыль  предприятия должна направляться:

  • на расширение и модернизацию производства: на финансирование НИОКР, работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, модернизацию оборудования; на совершенствование технологий и организацию производства; улучшение качества продукции;
  • на пополнение собственных оборотных средств;
  • создание финансового резерва: в условиях рынка необходимо предусматривать средства в связи с проведением хозяйственных операций, в результате которых может быть потеря доходов от предпринимательской деятельности. Размер этого резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала, ежегодно резервный фонд должен пополняться за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
  • на потребительские и социальные нужды организации: единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия; расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, материальная помощь и т.п. [12, С. 214]

     Механизм  распределения прибыли зависит  от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, от порядка налогообложения прибыли и уставных (учредительных) документов предприятия.

     В рыночной экономике предприниматели  сами планируют свою деятельность и  перспективы развития. Планирование прибыли и рентабельности дает возможность  видеть суммы рассчитанной прибыли и уровень рентабельности, что очень важно для финансового обеспечения. Но эти цифры необходимы для перспектив налогообложения, страховки, получения кредитных ресурсов, партнеров и т.д.

     Надо  отметить, что финансовое планирование утратило свое значение в условиях нестабильности, отсутствия специалистов по финансовому менеджменту. Часто расчеты делаются на конкретный случай, приблизительно или от достигнутого. [16, С. 91]

     При относительно стабильных ценах и  прогнозируемых условиях хозяйственная прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу  на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление  квартальных планов становится необходимым. Однако более важная цель планирования прибыли – определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

     Объектом  планирования выступают планируемые  элементы прибыли от продаж, главным  образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой  для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах. [16, С. 93]

     Методы  планирования прибыли:

  1. метод прямого счета – является наиболее распространенным методом. Он применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль рассчитывается как разница между выручкой и полной себестоимостью.
  2. аналитический метод. Он применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и позволяет выявить влияние  отдельных факторов на плановую прибыль. Расчет прибыли аналитическим методом включает следующие этапы:
  • определение базовой рентабельности (прибыль от продаж делить на себестоимость);
  • расчет объема товарной продукции и прибыли от  товарной продукции;
  • учет влияние на плановую прибыль различных факторов.
  1. метод совмещенного расчета предполагает применение элементов первого и второго способов. Стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль различных факторов выявляется с помощью аналитического метода.[16, С. 94]

     В наиболее общем виде прибыль –  это разница между ценой и  себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой  ожидается прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете  на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции.

     Управление  прибылью – это процесс выработки  и принятия управленческих решений  по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и  планирования на предприятии.

     Основными элементами механизма управления прибылью являются:

  1. нормативно – правовое регулирование формирования и распределения прибыли. Это находит свое отражение в различных формах государственного регулирования: налоговое регулирование, регулирование механизма амортизации основных фондов и нематериальных активов, регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд и т. д.;
  2. рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Он проявляется во взаимодействии спроса и предложения, ведет к формированию рыночной цены, от уровня которой зависит прибыль;
  3. внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия;
  4. система конкретных методов и приемов управления прибылью.

     Прибыль – важный показатель, однако ее абсолютная величина не может служить критерием  для оценки деятельности разных предприятий  или динамики результатов одного предприятия в разные периоды. Рост прибыли не всегда является следствием усилий предпринимателя и эффективности экономической деятельности. Это может быть достигнуто за счет монопольного положения на рынке, спекуляции игр, инфляционных процессов и т.д., поэтому наряду с прибылью используется другая экономическая категория – рентабельность. [18, С. 96]

     Рентабельность  отражает уровень прибыльности или  доходности. Показатели рентабельности – это относительные показатели (коэффициенты), в которых  сумма  прибыли  сопоставляется с каким  – либо другим показателем, отражающим условия хозяйствования, например, с суммой выручки от продаж, суммой собственного капитала и др.

     По  данным  официальной бухгалтерской  отчетности коммерческих организаций  можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности, т.к. в числителе  и знаменателе дроби могут  быть использованы различные показатели:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия