Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение антикризисного менеджмента на примере казахстанской компании, а также поиск и предложения мер по преодолению кризисных явлений на предприятии и улучшению его финансового состояния.
Для достижения данной цели необходимо:
рассмотреть понятия объект, предмет, методику финансового анализа;
произвести анализ финансового состояния;
Раздел I.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления финансами корпорации………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, цели и задачи антикризисного управления……………………..5
1.2 Методика расчета анализа финансового состояния……………………….10
1.3 Концепция создания системы антикризисного управления………………16
Глава 2. Анализ антикризисного управления финансами на примере казахстанской компании………………………………………………………...23
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «АСКО»...23
2.2 Анализ финансового состояния компании……………………………..…24
2.3 Анализ вероятности банкротства………………………………………...…29
Глава 3. Пути преодоления кризисных явлений на предприятии ЗАО «АСКО»………….……………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение………………………………………………………………………38
Раздел 2. Финансовый план ТОО «УСПЕХ»……..…………………………..41
1.1 Исходные данные……………………………………………………………41
1.2 Расчетная часть. Финансовый план ТОО «УСПЕХ»……....……………43
1.3 Выводы……………….……………………………………………………..51
3) Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременностью, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.
4) Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научном обоснованном анализе позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.
5) Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Но не всякое лидерство. Существует множество его оттенков и модификаций. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью. Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование лидерства.
6) Особую роль в эффективности антикризисного управления играют оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.
7) Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными. От этого не может не зависеть антикризисное управление.
8) Значительным фактором эффективности антикризисного управления является система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознания. Причем весьма эффективными здесь могут быть использование компьютеров и работа специализированных операторов.
1.2 Методика расчета анализа финансового состояния предприятия
В условиях кризиса финансового состояния предприятия требует более детализированного анализа. Это необходимо для выявления даже самых скрытых проблем, в целях принятия наиболее эффектного решения для их устранения.
Анализ финансового состояния предприятия, находящегося в кризисном состоянии включает в себя следующие группы показателей:
1. показатели финансовой устойчивости и платежеспособности;
2. показатели рентабельности и деловой активности;
3. показатели кредитоспособности;
4. показатели экономической эффективности.
Финансовая устойчивость представляет собой такое финансовое и экономическое состояние предприятия, при котором платежеспособность сохраняет устойчивую тенденцию, т.е. постоянна во времени, а соотношения собственного и заемного капитала находятся в пределах, обеспечивающих эту платежеспособность.
Традиционные методы определения платежеспособности состоят в расчете коэффициентов, которые определяются на основе структуры баланса. Рассчитанные коэффициенты сопоставляются с их нормативным значением, что и составляет заключительный акт оценки. Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности.
Ликвидность – способность чего-либо быстро обращаться в денежную форму. Ликвидность баланса – степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
При исследовании ликвидности рассчитывают следующие показатели:
Коэффициент абсолютной ликвидности =
Коэффициент текущей ликвидности =
Коэффициент покрытия =
Коэффициент общей платежеспособности = (4)
Коэффициент автономии = (5)
Где: ДС – денежные средства; КФВ – краткосрочные финансовые вложения; ДЗ – дебиторская задолженность; З – запасы; ОА – оборотные активы; КО – краткосрочные обязательства; КР – капиталы и резервы; ВБ – валюта баланса.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие сможет погасить в ближайшее время.
Коэффициент текущей ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.
Коэффициент покрытия – показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Коэффициент автономии показывает, на сколько предприятие зависимо от кредиторов.
Перейдем к измерителям финансовой устойчивости предприятия. Здесь также применяется несколько коэффициентов:
Коэффициент обеспеченности оборотных активов = (6)
Коэффициент финансовой устойчивости = (7)
Коэффициент реальной стоимости имущества = (8)
Коэффициент маневренности собственных средств = (9)
Коэффициент финансовой независимости = (10)
Где: ВА – внеоборотные активы; П – пассив; А – актив; ДО – долгосрочные обязательства; У – непокрытый убыток; ОС – осн6овные средства; ПЗ – производственные запасы; НП – незавершенное строительство; СОС – собственные оборотные средства.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами показывает, на сколько изучаемое предприятие обеспечивает (не обеспечивает) оборотные активы собственными средствами.
Коэффициент маневренности показывает, сколько процентов капитала предприятия находится в мобильной форме.
Коэффициент финансовой независимости показывает, на сколько предприятие обеспечено собственными средствами и независимо от кредиторов.
При рыночной экономике результаты деятельности предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Рассчитывают следующие показатели рентабельности:
Рентабельность продаж = (11)
Рентабельность капитала = (12)
Рентабельность внеоборотных активов = (13)
Рентабельность собственного капитала = (14)
Рентабельность затрат =
Рентабельность заемных средств = (16)
Где: ЧП – чистая прибыль, В – выручка, З – затраты.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции. Уменьшение показателя о снижении спроса на продукцию предприятия.
Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение показателя говорит о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.
Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов.
Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента влияет на уровень котировки акций предприятия.
Рентабельность заемных средств отражает эффективность использования заемных средств.
Подлинным критерием прибыльности служит эффективное использование активов, следовательно, объем активов необходимый для обеспечения данного объема продаж, и количество капитала для обеспечения соответствующего уровня активов, так же представляют собой важные показатели общей прибыльности компании.
К качественным показателям относят: широта рынка сбыта; объем продукции, идущей на экспорт; репутация компании и т.д.
К количественным показателям относят оборачиваемость. Цель анализа оборачиваемости – оценить, за какой период совершают оборот различные средства предприятия в ходе всего хозяйственного цикла, т.е. определить скорость оборота каждого звена цепочки «деньги – товар - деньги». Рассчитывают следующие коэффициенты:
Общий коэффициент оборачиваемости = (17)
Оборачиваемость оборотных средств = (18)
Оборачиваемость запасов =
Оборачиваемость дебиторской задолженности = (20)
Отдача собственного капитала = (21)
Доля дебиторской задолженности = (22)
Длительность одного оборота =
где, КО – коэффициент оборачиваемости.
Общий коэффициент оборачиваемости отражает скорость оборота всего капитала предприятия. Рост означает ускорение кругооборота средств предприятия или инфляционный рост цен.
Оборачиваемость оборотных средств – показывает скорость оборота всех мобильных средств. Рост оценивается положительно. Оборачиваемость запасов – отражает число оборотов запасов и затрат предприятия. Снижение свидетельствует об относительном увеличении запасов и затрат в незавершенном производстве или о снижении спроса на готовую продукцию. Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита.
Длительность одного оборота – характеризует средний срок погашения кредита, дебиторской задолженности.
Следовательно, оценку оборачиваемости можно представить в виде соотношения авансов покупателей и дебиторской задолженности с одной стороны, и авансов поставщикам и кредитной задолженности с другой стороны. В зависимости от того, какая часть этого соотношения больше – можно сделать выводы об успешности функционирования средств в обороте.
Искусство анализа оборачиваемости капитала позволяет задолго предвидеть кризисные ситуации, т.к. от этого параметра зависит постоянное наличие «живых» денег у предприятия.
Проведя комплексный анализ финансового состояния предприятия по предложенной методике, можно выявить все имеющиеся проблемы исследуемого объекта, представить подробную картину эффективности его деятельности, проследить тенденции и дальнейшие перспективы. Все это поможет принять наиболее эффективное решение по преодолению кризисной ситуации на предприятии.
1.3 Концепция создания системы антикризисного управления
Экономическая стратегия фирмы складывается из ряда элементов, важнейшими из которых является стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия. Вся экономическая стратегия должна носить опережающий, предотвращающий характер: товарная, ценовая, снижение издержек, стратегия поведения на рынке ценных бумаг - должны быть нацелены на предотвращение несостоятельности.
В условиях нестабильности экономической системы, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров на фоне вероятностного характера рыночной среды проблема моделирования антикризисной политики предприятия является актуальной. Антикризисная политика является частью общей финансово-хозяйственной политики предприятия.
Концепция антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных элементов (подсистем):
1) Диагностика финансового состояния и оценка бизнеса предприятия.
2) Разработка маркетинговой стратегии.
3) Применение инновационной стратегии.
4) Управление персоналом.
5) Финансовый менеджмент.
6) Антикризисное бизнес-планирование.
7) Организация процедуры банкротства предприятия.
Концепция антикризисного управления включает в себя прежде всего стратегические и тактические методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
1 Стратегический подход. Он предполагает проведение анализа среды, в которой действует предприятие, определение миссии и целей, анализ и выбор стратегии, реализацию стратегии, оценку и контроль осуществления стратегической линии.