Банкротство как способ реструктуризации корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть вопросы управления предприятием в условиях финансового кризиса, способы предотвращения банкротства и ликвидации предприятия.
Для осуществления поставленной цели, необходимо выполнить задачи:
провести анализ норм действующего законодательства, регулирующего институт банкротства;
раскрыть внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности предприятия;
дать перечень мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и его санации.
провести реструктуризацию системы управления предприятием.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы реструктуризации корпорации 5
1.1 Понятие реструктуризации, ее условия и классификация 5
1.2 Банкротство корпорации 11
1.3Реструктуризация как способ предотвращения банкротства предприятия 16
2.Реструктуризация компании на примере ТОО «Прелесть» 19
2.1 Стратегическое описание предприятия 19
2.2 Организационно- финансовый анализ предприятия 21
2.3 Кризисные факторы предприятия и план реструктуризации 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложения 32

Работа состоит из  3 файла

Банкротство как способ реструктуризации корпорации Асель .doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

    При реструктуризации должны быть соблюдены  следующие требования:

  • сохранение сформировавшегося научного, технического, производственного и кадрового потенциала;
  • согласование интересов всех сторон, целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов фирмы, потребителей и общества;
  • решение проблем погашения задолженности перед кредиторами;
  • увеличение реальных поступлений в бюджет;
  • минимально возможное сокращение и создание новых рабочих мест;
  • защита прав акционеров.

    Реструктуризация, являясь составляющей частью стратегии, представляет собой лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия. Далее должны быть задействованы механизмы использования имеющихся у предприятия преимуществ.

    Эффективность реструктуризации в значительной мере зависит от принципов ее осуществления  — это основное правило, в соответствии с которым осуществляются изменения  на предприятии, достигается успех.

    Принцип системности — это поиск и  определение связей, целостности, сопоставление  свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды. Данный принцип  позволяет концентрировать внимание на главном, оценивать связи, разграничивать их на внешние и внутренние, понимать свойство как проявление целого в одном случае и как проявление отдельного — в другом.

    Принцип последовательности требует проведения исследования по определенной, заранее  разработанной технологии. В использовании  этого принципа большое значение имеет ответ на вопрос, с чего начать и как двигаться к результату. При этом каждый предыдущий этап становится исходной базой для последующего.

    Принцип целенаправленности означает, что любое  преобразование должно иметь вполне определенную цель, которая определяет выбор решений и последовательность их разработки, интегрирует деятельность в самых сложных ее вариантах. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь ее четкий план и полностью представлять предполагаемый результат, коренные изменения, которые произойдут в деятельности компании. Реструктуризация компании — долгосрочная стратегическая задача, требующая постоянных, Целенаправленных усилий. Важно, чтобы разрешение временных кризисных ситуаций не сводило на нет долгосрочные стратегические действия, а служило бы их поддержкой.

    Принцип корпоративности, которая в организации  или фирме может проявляться  в различной степени, — это  понимание и принятие всеми работниками  целей реструктуризации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.

    Принцип оперативности и гибкости. При  реструктуризации часто возникает  потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к меняющимся условиям. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.

    Принцип концептуальности. Реструктуризация должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (цели, этапы, фазы, функции) для различных по экономическому содержанию процессов управления.

    Принцип прозрачности. Любой работник организации должен знать и понимать сущность и значение тех мероприятий, которые проводятся при реструктуризации. Целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов фирмы, потребителей и общества в результате эффективного управления приводит к оптимальным решениям. Важно не испортить то хорошее, что было в организации.

    Принцип инновационности или постоянного  улучшения — это постоянный поиск  и инициирование перспективных  изменений потребностей, использование  новых форм коммуникации (например через Интернет), стремление быть первым. Все, что предприятие делает во внутренней и внешней среде, должно систематически и непрерывно совершенствоваться: товары и услуги, производственные процессы, маркетинг, обслуживание, технологии, подготовка и обучение кадров, использование информации.

    Принцип мониторинга или эффективного контроля. Контроль — это обратная связь, позволяющая корректировать все действия, находить и оценивать новые решения. Реструктуризация предусматривает сокращение затрат за счет ликвидации ненужных или убыточных видов деятельности, улучшением качественного состава руководителей и всего персонала, но требует наличия четких критериев оценки эффективности деятельности и точной системы отчетности. Процесс должен сопровождаться разработкой эффективных механизмов контроля (планы действий, отчеты о достигнутых результатах, личной заинтересованности и ответственности руководства), без которого невозможна успешная реструктуризация. Показатели контроля необходимы на каждом этапе реструктуризации.

    Принцип стабилизации и управляемости. Изменения, которые происходят при реструктуризации, не должны проводиться стихийно. Долгая реструктуризация ведет к застою, поэтому при ее проведении необходимо соблюдать ограниченность во времени. Главной задачей здесь является возможность проведения успешных изменений, которые заключаются в использовании собственных достижений и превращении их в фундамент последующей деятельности.

    Эффективность проведения реструктуризации связана  с определением ее критериев.

    Специалисты казахстанского центра приватизации выделяют два типа критериев:

  • «жесткие», которые поддаются количественному измерению;
  • «эластичные», которые не могут быть измерены количественно.

    «Жесткие» критерии эффективности реструктуризации — это привлечение внешних  инвестиций; создание совместных предприятий; установление стратегического партнерства; повышение объемов реализации; увеличение объемов экспорта; снижение издержек производства.

      «Эластичные» критерии эффективности реструктуризации — это число руководителей верхнего и среднего звена, охваченных программами помощи; степень участия казахстанских консультантов в реализации проектов технической помощи; количество регионов, занятых осуществлением программ реструктуризации; число слушателей тематических семинаров по изучению позитивного опыта; количество распространенных учебных пособий, книг и материалов.

    Сам процесс реструктуризации довольно сложен, поскольку трансформации  могут подвергаться различные элементы и их взаимосвязи, составляющие стратегический потенциал компании, а не только структура организации, как считалось  ранее. Это можно отразить в некоторой классификации, содержащей основные направления и виды реструктуризации в рамках хозяйствующего звена в зависимости от объектов реструктурирования.

    Сущность  и содержание процесса реструктуризации зависит от того, какая ее форма  осуществляется. В экономической литературе выделяют два основных направления:

    - стратегическая (корпоративная) реструктуризация, целью которой является повышение  эффективности функционирования  и инвестиционной привлекательности  за счет внешнего развития  компании, то есть реализация программы корпоративного реструктурирования происходит за счет двух основных организационных стратегий – либо расширения бизнеса (слияния, поглощения и т.д.), либо его сокращения (разделение, выделение, переорганизация и т.д.);

    - оперативная реструктуризация, реализуется за счет внутренних резервов предприятия и направлена на решение проблем компании в краткосрочном периоде. Она является предпосылкой для осуществления стратегической формы реструктурирования. В рамках оперативной реструктуризации в зависимости от объекта, на который она направлена, можно выделить следующие виды:

    1) реструктуризация по элементам,  образующих экономический потенциал  компании. Это: а) производственно-технологическая  (объектом является производственный  потенциал предприятия); б) финансовая (объект – денежные потоки внутри организации); в) социальная или кадровая (объект - это трудовые ресурсы компании); г) экологическая (объект – взаимодействия предприятия с окружающей средой);

    2) реструктуризация по внутрисистемным отношениям, предполагающим управление и стратегическую направленность компании. Здесь можно выделить такие ее формы как: а) антидемпинговая, предполагающая деятельность предприятия в условиях нестабильного объема продаж и сопряженных с ним доходов. В такой ситуации реальна ориентация предприятия на замедление темпов спада путем экономии всех видов затрат, структурных сдвигов в составе выпускаемой продукции; б) кризисно-ситуационная, представляющая собой воздействие на структуру предприятия в условиях кризиса, направленное на избежание или ослабление критических ситуаций. Последовательное антикризисное преодоление ресурсной и структурно-технологической нестабильности позволит предприятию создать условия для новых перспектив; в) ускоренного развития, представляющая собой кардинальные преобразования структуры предприятия, направленные на существенное повышение эффективности бизнеса. Она требует значительных инвестиционных вложений и сопряжена с высокой степенью риска.

    Таким образом, выбор направления реструктуризации, вида и объектов трансформации будет зависеть от целей, возможностей, а также стратегической направленности каждого отдельно взятого бизнеса.

1.2 Банкротство корпорации

 

    В соответствии с Законом РК от 21 января 1997 года № 67-1 "О банкротстве" под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    История становления и развития рыночной экономики в развитых странах  показывает неравномерность процесса функционирования предприятия, наличие  колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада производства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может возникнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловливает состояние банкротства, которое характеризуется продолжительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплитудой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине банкротства различают его стадии:

    • I стадия — допустимое банкротство — характеризует зарождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;

    • II стадия — критическое банкротство — определяет усиление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;

    • III стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требований кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.

    На  каждой стадии развития негативной тенденции  состояние предприятия имеет свои отличительные признаки:

  • на стадии I: задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в структуре управления; всевозможные реструктуризации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;
  • на стадии II: трудности с наличностью; уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных oпераций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;
  • на стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных средств; неспособность погасить срочные обязательства.

    Из  сказанного следует, что банкротство  — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий  неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и не универсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности - в результате антикризисного управления.

Приложение А1.doc

— 87.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Приложения Асель.doc

— 78.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Банкротство как способ реструктуризации корпорации