Деятельность менеджера и свобода действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:38, реферат

Описание

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, « управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью пере- вода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Компетенция менеджера и его организационная среда………..4
1.1Деятельность менеджера его задачи и функции……………………..4
1.2Профессиональные требования к менеджеру и его личные качества.9
Глава II. Лучшие менеджеры мира………………………………………13
2.1 Менеджер с точки зрения Питера Друкера………………………….13
2.2 Эллиот Джейкс и исследования в компании Глэссиер……………..17
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

Деятельность менеджера и свобода действий.docx

— 51.03 Кб (Скачать документ)

- знания в области теории  и умение в сфере практики  управления;

- способность к коммуникации  и умение работать с людьми;

- компетентность в области  специализации предприятия.

1) Первая категория требований  предполагает наличие у менеджера  специальной подготовки в области  теории управления, знания основ  современной макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих  решений, умение применять экономико-математические  методы для оптимизации решений,  наличие навыков работы на  ПК.

Получение необходимых теоретических  знаний в области менеджмента, как  правило, достигается в системе  специального профессионального образования. Однако, учитывая динамический характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойствам  менеджера должна быть склонность к  постоянному обучению и повышению  профессиональной квалификации.

2) Требование способности  к коммуникации и умению работать  с людьми вытекает из положения  менеджера как связующего звена  в системе коммуникаций на  предприятии. Для анализа любой  управленческой ситуации менеджеру  требуется обеспечить, как правило,  коммуникации между такими субъектами  системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений  или предприятий, рабочий коллектив  (группы, подразделения или предприятия)  и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой  ситуации менеджер должен уметь  объективно распознавать, адекватно  (в соответствие с его стилем  и мотивами работы) реагировать  на него и оптимально воздействовать  для достижения цели.

способность к коммуникации в значительной степени зависит  от индивидуальных свойств человека и поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.

3) Третья категория требований, связанных с компетентностью  в области специализации предприятия,  предусматривает наличие специальных  знаний в вопросах технологии  производственных процессов, теоретических  и практических аспектов производств  и их особенностей. Выполнение  этих категорий профессиональных  требований осуществляется, как  правило, в системах переподготовки  и повышения квалификации руководящих  работников.

Характер деятельности конкретного  менеджера на предприятии определяются составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации  управленческих кадров. Принципиально  в структуре любого предприятия  можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и  вертикальное.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте связанно со специализацией менеджеров преимущественно  по функциональному признаку, то есть закреплению за ним одной или  нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает  создания на предприятии специальной  службы стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских  отделов и управлений и т.п.

Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера  осуществляемых процессов, масштабов  деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в организационной  структуре предприятия, составе  уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три  иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем  и значимость последствий от принимаемых  на каждом уровне управленческих решений  возрастает по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. Высший менеджмент включает одну или несколько персон в зависимости от организационно-правовой формы предприятия. К высшему менеджменту относиться руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности. Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.п.

Характер основных решений  менеджера зависит от сферы его  деятельности, а также от предметного  круга функций, закрепленных за ним  в конкретной организации. Следует  отметить, что состав предметных функций  менеджера существенно изменяется в зависимости от его иерархического уровня в организации.

Чем выше иерархический уровень  менеджера, тем в большей степени  в его деятельности присутствуют функции определения целей, стратегического  планирования и системной организации  инноваций.

Менеджеры должны обладать определенными знаниями, навыками, личными качествами, соблюдать определенные этические нормы. Поэтому есть необходимость  в разработке модели менеджера.

Менеджер должен иметь  широкий кругозор и системное  нестандартное мышление, уметь разбираться  во внутренней взаимосвязи факторов, действующих на фирме, и взаимодействии последних с внешней средой. Он должен обладать высокими человеческими  качествами и быть хорошим психологом, уметь пойти на разумный взвешенный риск, осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовать  бизнес-план, вести маркетинговые  исследования, прогнозировать развитие системы с учетом потребностей рынка  и занятия в нем новых ниш.

Личные качества менеджера. Менеджеру необходимо иметь:

- тягу к знаниям, профессионализм  и творческий подход к работе;

- упорство, уверенность в  себе и преданность делу;

- способность генерировать  идеи;

- способность влиять на  людей;

- коммуникабельность и  чувство успеха;

- эмоциональную уравновешенность  и стрессоустойчивость;

- открытость, гибкость, приспособляемость  к происходящим изменениям;

- ситуационное лидерство  в корпорационных структурах;

- внутреннюю потребность  к саморазвитию и самоорганизации;

- энергичность и жизнестойкость;

- склонность к успешной  защите и столь же эффективному  нападению;

- ответственность за работу  и принятые решения;

- потребность работать  в коллективе и с коллективом.

Наряду с этим менеджеры  должны обладать такими специфическими качествами, как:

- способность эффективно  управлять собой и своим временем;

- способность устанавливать  свои личные ценности;

- способность четко определять  цели выполняемой работы, и собственные цели;

- способность к саморазвитию;

- способность решать проблемы  быстро и эффективно;

- изобретательность и  гибкое реагирование на изменение  ситуации;

- влияние без прямого давление на окружающих;

- умелое использование  людских ресурсов;

- способность освоения  новых подходов в отношении  своих подчиненных;

- умение помочь другим  в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков;

- умение создавать и  совершенствовать группы, способные  быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Итак, главными качествами современного и эффективного менеджера являются: высокий профессионализм, умение поддерживать новшество и поощрять совершенствование; поощрять персонал к откровенности  и проведению эффективных групповых  дискуссий; поощрять персонал за хорошую  работу и критиковать тогда, когда  это действительно необходимо; оказать  помощь подчиненным, когда они в  этом нуждаются; умение придерживаться своей принципиальной линии даже в кризисных ситуациях, не бросаясь в крайности; способность не переносить дела, а решать их в порядке важности, устанавливая для себя жесткие нормы времени; неукоснительное соблюдение правил, принятых в системе; оперативность в принятии обоснованное решение, в том числе в ситуациях, связанных с риском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Лучшие менеджеры  мира

2.1 Менеджер с  точки зрения Питера Друкера

Питер Друкер родился в Австрии. Он получил юридическое образование и работал журналистом в Германии плоть до прихода к власти нацистов. Проведя некоторое время в Лондоне, он переехал в Нью-Йорк в 1937 году. Друкер был экономическим консультантом по банкам и советником по коммерческой политике и менеджменту во многих американских корпорациях. Его книги по различным направлениям бизнеса сделали его одним из ведущих авторов в области менеджмента. Много лет он работал в школе бизнеса Нью-Йоркского университета, с 1971года стал профессором общественных наук в Claremont Graduate School в Калифорнии.

Работы Друкера начинались с взгляда на высший менеджмент и его роль в представительских институтах современного индустриального общества, высших корпорациях. Впоследствии он определял менеджмент как глобальную проблемную область, и менеджеров как динамический элемент в любом бизнесе. Именно менеджеры через их контроль за принятием решений в современных корпорациях вдыхают жизнь в организации и общество. Менеджерам даны человеческие и материальные ресурсы для работы, и именно они создают продуктивное производство, которое ведет к здоровому обществу. Справедливость этого утверждения возрастает, так как мы движемся в эру интеллектуальных технологий, делающих возможности человека особенно важными для эффективного производства в организациях. Однако, как указывает Друкер, менеджеры, будучи наиболее важным ресурсом бизнеса, являются более дефицитным, более дорогими и наиболее недолговечными. Принимая это во внимание, исключительно важно, чтобы менеджеры использовались настолько эффективно, насколько возможно в настоящих условиях, когда имеются сведения относительно практики и назначения менеджмента. Здесь Друкер обращается к проблеме эффективности менеджмента.

Найти рецепты эффективности  можно только в том случае, если мы сначала поймем роль менеджера  в организации, если мы узнаем, что  представляет собой его работа. По словам Друкера, существует два параметра управления – экономический параметр и временной параметр.

Менеджеры отвечают за результаты деятельности организации (это отличает их от администраторов вообще). Таким  образом, они должны добиваться в  первую очередь экономических результатов  производство. Конечная оценка их деятельности – экономические результаты, что  не характерно для администраторов  вообще. Второй параметр – время, присутствует во всех системах принятия решений.

Менеджер всегда задумывается о том, какое воздействие будет  иметь решение в настоящем, ближайшем  и далеком будущем. Это, конечно, связано с экономическим аспектом. Сведя все вместе, приходим к выводу, что менеджеры оцениваются с  точки зрения их экономической производительности в настоящем, ближайшем и далеком  будущем.

Менеджмент, таким образом, это деятельность по организации  ресурсов для достижения удовлетворительного  качества исполнения. Это деятельность на основе материальных и человеческих ресурсов. Согласно Друкеру, это не означает максимального увеличения прибыли. Для менеджера прибыль – не причина поведения, ориентированного на коммерцию или на рациональное принятие решение с точки зрения получения максимальной прибыли во всех случаях, а проверка правильности или успеха деятельности коммерческого предприятия. Эффективное управление всегда включает жонглирование, уравновешивание различных целей, расстановку приоритетов по множеству целей, которые имеет организация. Из-за этого, и благодаря сложной природе бизнеса, управление жизненно важно. Оно обеспечивает компетентное мнение, основанное на имеющийся информации, и заставляет менеджеров изучать имеющиеся альтернативы, а также предоставляет надежные средства для оценки эффективности управления.

В частности, цели и задачи коммерческого предприятия позволяет  менеджерам объяснять, предсказывать  и контролировать свою деятельность, что окажется невозможным при  использовании лишь идеи о максимальной прибыли.

Во-первых, знание и понимание  этих целей позволяет организации  интерпретировать широкий спектр коммерческих явлений, имея лишь небольшое количество общих утверждений.

Во-вторых, цели позволяют  испытывать эти утверждения на практике.

В-третьих, становиться возможным  предсказание поведения.

В-четвертых, значимость решений  может быть проверена в процессе их принятия, а не после.

В-пятых, производительность в будущем может быть улучшена путем анализа прошлого опыта. Это  возможно потому, что требуемые результаты заставляют планировать в деталях  то, что должен достичь бизнес, и выбрать пути эффективного достижения целей.

Целевое управление включает расшифровку того, что такое управление бизнесом. Выполнение этого и постоянная проверка результатов делает возможной  реализацию пяти вышеперечисленных  преимуществ.

Но по-прежнему остается неясным, какими должны быть цели бизнеса  организации. Процитируем Друкера: «Цели необходимы в любой области, где производительность и результаты прямо и жизненно влияют на выживание и процветание бизнеса». Более конкретно, существует восемь областей бизнеса, где могут быть установлены цели производства. Это:

Информация о работе Деятельность менеджера и свобода действий