Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:51, курсовая работа
В связи со становлением экономики нашей страны, наибольшее развитие получили среднее и мелкое предпринимательство. Однако, как известно для начала даже мелкого бизнеса необходим начальный капитал. Отсюда возникает вопрос - где взять деньги? Такой вопрос может встать и не только перед человеком начинающим “свое дело”. Такой вопрос может возникнуть и при покупке автомашины, квартиры, земельного участка, дачи и так далее. Конечно же, можно взять в займы у своих родственников или друзей, но если такой возможности нет... то приходится обращаться в банк за получением кредита.
Раздел 3. Прогнозирование и пути дальнейшего развития кредитных отношений на предприятии
3.1 Прогнозирование потребности в кредитных средствах
Главная задача финансового планирования состоит в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг. На уровне первого приближения эта задача может быть решена путем укрупненного прогнозирования основных финансовых показателей бизнеса предприятия. В качестве таких показателей используются статьи баланса и отчета о прибыли.
Суть подхода достаточно проста. Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его активов (основных и оборотных средств). Сообразно этому увеличению активов должны появиться дополнительные источники финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность и начисленные обязательства) увеличиваются сообразно наращиванию объемов реализации предприятия. Очевидно, что разница между увеличением активов и увеличением пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании. В процессе принятия решения о дополнительном финансировании выделяют: 1) предварительный этап (этап обнаружения и оценки проблемы) и 2) этап непосредственного решения проблемы.15
С предварительным этапом связывают следующие моменты:
Этап решения проблемы представляет собой с последовательность действий следующего содержания:
Шаг 1. Прогноз отчета о прибыли на планируемый год.
Шаг 2. Прогноз баланса предприятия на планируемый год.
Шаг 3. Принятие решения об источниках дополнительного финансирования (на этом этапе потребуется итеративный пересчет основных показателей баланса и отчета о прибыли).
Шаг 4. Анализ основных финансовых показателей.
Каждый из шагов требует более детального рассмотрения.
Прогноз отчета о прибыли на планируемый год. Для осуществления такого прогноза необходимо задаться следующими исходными данными:
Прогноз продаж на планируемый год. Эта задача решается маркетингом предприятия. Причем в рамках рассматриваемого метода решение производится в очень укрупненном виде – в виде процента роста общего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы. К примеру, главный маркетолог предприятия должен обосновать, что в планируемом году продажи возрастут на 10 процентов.
Предположения относительно
коэффициентов операционных затрат.
В частности, можно предположить,
что эти проценты остаются такими
же, как и в текущем году, издержки
растут пропорционально продажам. В
более сложных случаях
Ставки процентов по заемному
капиталу и краткосрочным банковским
кредитам. Эти проценты выбираются
исходя из опыта общения финансового
менеджера с банковскими
Коэффициент дивидендных выплат, который устанавливается в процессе общего корпоративного управления.
Основная цель прогноза отчет о прибыли состоит в том, чтобы оценить объем будущей прибыли предприятия, и какая часть прибыли будет реинвестирована.
Прогноз баланса предприятия на планируемый год прогнозируется при следующих допущениях.
Принимается, что все участвующие
в производстве активы предприятия
изменяются пропорционально объему
продаж, если предприятие работает
с полной производительностью. Если
предприятия не использует свои основные
средства на полную мощность, то основные
средства изменяются не пропорционально
объему продаж. В то же время, денежные
средства, дебиторская задолженность,
товарно-материальные запасы следует
принять изменяющимися
Задолженности предприятия и собственный капитал должны увеличиваться в случае роста величины активов. Этот рост происходит не автоматически. Необходимо специальное решение финансового менеджера о дополнительных источниках финансирования.
Отдельные обязательства, такие как кредиторская задолженность и начисленные обязательства, изменяются пропорционально объему продаж спонтанно, так рост продаж приводит к увеличению масштаба деятельности предприятия, связанной с закупками сырья и материалов и с использованием работников. Увеличение величины нераспределенной прибыли, как дополнительный источник финансирования, оценивается с помощью прогнозного отчета о прибыли.17
Разница между спрогнозированным
объемом активов и
Эта разница должна быть покрыта за счет статьи задолженностей (банковская ссуда, векселя к оплате, долгосрочный банковский кредит, объем эмиссии облигаций предприятия) и капитала. Решение о распределении дополнительных потребностей по отдельным категориям есть прерогатива финансового директора.
Принятие решения об источниках дополнительного финансирования – это процедура выбора между собственными и заемными средствами.
К собственным средствам относят: акционерный капитал; нераспределенная прибыль;
К заемным средствам относятся :банковская ссуда, кредитные ценные бумаги (векселя), торговый кредит, толлинг (давальческое сырье), просроченная задолженность поставщикам, факторинг (продажа дебиторской задолженности).
Решения об источниках принимаются на основе условий финансирования, состояния компании и состояния финансового рынка.
Анализ основных финансовых
показателей. Финансовые показатели рассчитываются,
чтобы контролировать и балансировать
пропорции собственных и
3.2 Меры по совершенствованию
управления
Поскольку анализ кредитоспособности СПК (колхоз) «Родина» выявил неплатежеспособность предприятия, неликвидность баланса, недостаток оборотных активов для поддержания текущей ликвидности предприятия, финансовую неустойчивость и высокую зависимость от заемного капитала, а также убыточность основной деятельности предприятия. Таким образом, анализ определил СПК (колхоз) «Родина» как неплатежеспособное и некредитоспособное предприятие.
Основными причинами такого положения предприятия стала плохая работа с дебиторской задолженностью, несвоевременная оплата услуг поставщиков и подрядчиков, недостаток производимых рентабельных видов работ, услуг.
Для улучшения финансового
положения предприятия
Рекомендуется в СПК (колхоз)
«Родина» сократить дебиторскую
задолженность в 2 раза на сумму 290,5
руб. Тогда размер дебиторской задолженности
составит 581 - 290,5= 290,5 руб. Вырученную сумму
в размере 290,5 руб. следует направить
на частичное погашение
Отметим, что инструментами сокращения дебиторской задолженности могут быть факторинг и (или) стимулирование оплаты заказчиков, с применением скидок с цены реализации. А в борьбе с просроченной дебиторской задолженностью можно установить санкции за несвоевременную оплату – штрафы и пени.
Факторинг является эффективным средством сокращения потерь от задержки заказчиком расчетов с поставщиками. Он позволяет наиболее быстро восстановить ликвидность активов СПК (колхоз) «Родина». По определению факторинг – это финансирование факторинговой компанией (как правило – банком) поставщика под уступку денежного требования к заказчику. Фактически факторинговая фирма кредитует поставщика под залог права требования долга: сразу после заключения соглашения (как правило, в течение 2–3 дней) банк переводит на счет поставщика от 70 до 90% от суммы долга, а остальную часть – от 10 до 30% за вычетом процентов за кредит и комиссионного вознаграждения перечисляют после инкассации задолженности. Ставка процента за кредит не отличается от обычной ставки по краткосрочным кредитам (например, 14% годовых), а размер комиссионного вознаграждения составляет от 1 до 3% от суммы долга.19
Для управления дебиторской задолженность на СПК (колхоз) «Родина» необходимо разработать соответствующий регламент управления дебиторской задолженностью, в котором обязательно должны быть указаны должностные лица, принимающие участие в данном процессе, а далее внедрить процедуру на предприятии. Управление дебиторской задолженностью должно включать в себя следующие обязательные процедуры:
– учет расчетов с дебиторами;
– анализ и ранжирование дебиторской задолженности (по дате возникновения, по сумме, по менеджерам, ответственным за работу с данным дебитором, и др.);
– регулярную работу с текущей дебиторской задолженностью:
– претензионную работу с просроченной дебиторской задолженностью;
– процедуру взыскания просроченной дебиторской задолженности через суд.22
Целесообразно установить на предприятии лимит на дебиторскую задолженность, при превышении которого должно прекращаться предоставление услуг дебитору.
Кроме того, необходимо вести
систематически проверку платежной
дисциплины и деловой репутации
дебиторов предприятия и
И как уже отмечалось,
одним из наиболее действенных инструментов,
позволяющих максимизировать
Далее необходимо реструктуризировать часть кредиторской задолженности в краткосрочные и долгосрочные займы и кредиты. А именно, часть кредиторской задолженности на сумму 10000 тыс. руб. следует перевести в краткосрочные займы и кредиты, а другую часть на сумму 4000 тыс. руб. перевести в долгосрочные займы и кредиты. В этом случае кредиторская задолженность сократится и составит 18542,5-4000–10000= 4542,5 тыс. руб. При этом краткосрочные займы и кредиты составят 2020+10000=12020 тыс. руб., а долгосрочные займы и кредиты составят 4000 тыс. руб.
В результате проведенных мероприятий составим прогнозный бухгалтерский баланс предприятия и представим его в таблице 8.
Таблица 8. Прогнозный бухгалтерский баланс СПК (колхоз) «Родина»
Активы |
Пассивы | ||
Статьи |
Сумма (тыс. руб.) |
Статьи |
Сумма (тыс. руб.) |
I. Внеоборотные активы |
65927 |
III. Капитал и резервы |
49323 |
основные средства |
1830 | ||
отложенные налоговые активы |
0 | ||
II. Оборотные активы |
41480 |
IV. Долгосрочные обязательства |
+4000 |
запасы; |
40802 |
V. Краткосрочные обязательства |
20853 |
НДС |
0 | ||
дебиторская задолженность менее 12 мес.; |
581 – 290,5 = 290,5 | ||
– займы и кредиты |
2020+10000=12020 | ||
-кредиторская задолженность; |
18833–290,5–10000–4000=4542,5 | ||
краткосрочные финансовые вложения; |
0 | ||
– доходы будущих периодов; |
0 | ||
денежные средства |
97 | ||
Баланс |
107407 |
Баланс |
107407 |