Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Зависимость управления конкурентоспособности предприятия от применяемых финансовых инструментов………………………………………….... 5
Основные инструменты финансового рынка и их классификация…….. 10
Финансовые инструменты, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия
2.1. Франчайзинг как новый финансовый инструмент и анализ его проблем развития в России……………………………………………………………………….. 15
2.2. Понятие, основные виды и функции факторинга…………………………... 29
2.2.1. Влияние факторинга на дебиторскую задолженность и проблемы его развития в стране……………………………………………………………………….. 39
Хеджирование как инструмент снижения риска………………………… 46
Паевой инвестиционный фонд недвижимости - новый инструмент на российском финансовом рынке……………………………………………………….. 52
Дополнительная эмиссия акций для улучшения конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………….. 64
Финансовый лизинг………………………………………………………… 71
Заключение ……………………………………………………………………….. 83
Список используемой литературы……………………………………………... 86

Работа состоит из  1 файл

Конкурсная работа готовая.docx

— 279.33 Кб (Скачать документ)

Федеральный закон РФ "О  франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:

  • основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
  • понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
  • отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
  • порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
  • приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга. [14]

В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный  материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной  схемы работы будут применять  те или иные нормативные документы  и подбирать образцы договоров.

В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности  и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться  франчайзинговые схемы, что в  настоящее время просто отсутствует.

Для участников франчайзинговых  систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения.

Это обусловлено тремя  причинами:

  • практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
  • увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
  • обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым  системам конкурировать с традиционными  системами производства и сбыта  товаров. Через несколько лет  работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

Как видно из сказанного выше, взаимосвязь  экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных  проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной  проблемы связано с необходимостью решения других. Ниже представлено распределение франчайзинговых проектов по сферам и географическое распределение франчайзеров за октябрь 2011 г.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Распределение франчайзинговых проектов по сферам, октябрь 2011г.

 

На сегодняшний день распределение  франшиз по сферам выглядит следующим  образом: Розничная торговля 55% от общего количества франшиз (57% в 2010), услуги 26% (25% в 2010), общепит 15 % (16 % в 2010).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 Географическое распределение франчайзеров, октябрь 2011г.

 

Одной из основных тенденций  Российского рынка франчайзинга является увеличение числа региональных франшиз. Ещё 3 - 4 года назад доля Московских франчайзеров составляла почти 90% от общего числа франшиз. Региональные же франчайзеры присутствовали только лишь в городах миллиониках. Сегодня Москва немного сдает свои позиции тотального лидера франчайзингового сообщества  и занимает уже 72 %. По прогнозам экспертов регионы и дальше будут отвоевывать большую долю московских франчайзеров. 

    1. Понятие, основные виды и функции факторинга

Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.

Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: "По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование".

В конвенции УНИДРУА "О международном факторинге" (UNIDROIT Convention on International Factoring) "под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:

1. Поставщик должен или может  уступать финансовому агенту  денежные требования, вытекающие  из контрактов купли-продажи товаров,  заключаемых между поставщиком  и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые  относятся к товарам, приобретаемым  преимущественно для личного,  семейного и домашнего использования.

2. Финансовый агент выполняет,  по меньшей мере, две из следующих  функций:

  • финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж
  • ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам
  • предъявление к оплате денежных требований
  • защита от неплатежеспособности должников.

3. Должники должны быть уведомлены  о состоявшейся уступке требования".

Конвенция о международном факторинге подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при  разработке специального правового  регулирования этого вида договоров. Материалы конвенции использовались и российскими законодателями при  принятии соответствующих норм Гражданского кодекса.

Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику.

 

Рис. 5  Схема факторинга

Рассмотрим схему взаимодействия поставщика, покупателя и факторинговой компании на числовом примере. Поставщик переуступает факторинговой компании денежные требования к своим клиентам на сумму 1000 рублей. Согласно договору, факторинговая компания после предоставления документов, подтверждающих выполнение обязательств поставщика перед покупателями (поставка товаров или оказание услуг), перечисляет поставщику первый платеж, например, в размере 80% от суммы переуступленных денежных требований, минус комиссия, к примеру, в размере 3%. Таким образом, поставщик получает 770 рублей (1000*0,8-1000*0,03). Оставшуюся сумму (200 рублей) фактор перечисляет на счет поставщика после получения денег от покупателей.

Комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя: 

 1) процент от оборота поставщика; 

2) фиксированный сбор за обработку  документов по каждой поставке; 

3) процент за пользование денежными  ресурсами (полностью относится  на себестоимость продукции); 

4) помимо этого факторинговая компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки платежа покупателями.

Виды факторинговых  сделок

1. Факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring)

Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.

Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик  и его клиент являются резидентами  разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве  случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между  двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.

Рис. 6 Схема международного факторинга

Использование факторинга в международной  торговле может быть очень выгодно  в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными  различиями в их экономических и  правовых системах. Поскольку факторинговая компания страны импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт-фактор соглашается работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств. [7]

Кроме того, экспортер вынужден подстраховываться  на случай, если резко скакнет курс валют. Используя факторинг, экспортер получает значительную часть от стоимости проданного товара сразу после отгрузки, таким образом снимая с себя валютный риск.

Международный факторинг может  осуществляться и без посредничества импорт-фактора, в этом случае схема взаимодействия контрагентов аналогична классическому факторинговому взаимодействию.

2. Факторинг с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non recourse factoring)

В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования. В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. В развитых странах преимущественное развитие получила безрегрессная схема финансирования.

Обычно факторинговые компании принимают на факторинговое обслуживание без регресса более надежных дебиторов. При этом факторинг с регрессом обычно не предполагает уведомления дебиторов о переуступке прав денежного требования.

В мире внутренний факторинг чаще бывает с регрессом, чем внешний. В странах Восточной Европы 66% внутреннего и 35% внешнего факторинга заключено с регрессом.

3. Факторинг открытый (disclosed factoring) и закрытый (undisclosed factoring)

При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует лицо-фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем  самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого  факторинга покупателя не ставят в  известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.

В мировой практике факторинг без  регресса обычно бывает открытым, факторинг  с регрессом как открытым, так  и закрытым.

4. Дата поступления платежей: финансирование может быть в форме предварительной оплаты (до 90% переуступаемых денежных требований) или оплаты требований к определенному сроку.

В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется  поставщику на определенную дату или  по истечении определенного времени.

Функции факторинга

 



 

Рис. 7 Функции факторинга

1. Финансирование

Основная функция факторинга - предоставление финансовых средств поставщику продукции  сразу после ее отгрузки или в  определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет  возможность поставлять продукцию  своим покупателям с отсрочкой  платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу  же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа  от своего покупателя. Если компания нацелена на увеличение объема продаж, то она  имеет возможность постоянно  пускать деньги в оборот и при  этом конкурировать с другими  поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.

Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь  стоит отметить следующие:

Информация о работе Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия