Финансовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассмотрены особенности финансовой системы и финансовой политики государства, а, в частности:

- найдены определения финансов и финансовых отношений;

- рассмотрена финансовая система РФ;

- исследованы в отдельности каждое из звеньев финансовой системы РФ;

- найдено определение сущности налогов, рассмотрены их виды, функции;

- обращено внимание на роль налогов при осуществлении государством своих важнейших функций;

- проанализирована финансовая политика РФ, определены её основные цели;

- рассмотрены направления развития двух основных линий финансовой политики: бюджетной и фискальной;

- рассмотрено за счет, каких налогов происходят основные поступления в бюджет РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3-4

1 Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура………………………………………………………....5-14

2 Сущность, виды и функции налогов……………………….…15-22

3 Особенности финансовой политики в РФ……………………23-28

Заключение……………………………………………………..29-31

Список использованной литературы…………………………......32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

     Государственный кредит отражает  кредитные отношения по поводу  мобилизации государством временно  свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

     Кредитором выступают физические  и юридические лица, заемщиком  - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

     Необходимость использования государственного  кредита обусловлена невозможностью  удовлетворения потребностей общества  за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, то есть государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

    В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним.   

     Исходя  из срока привлечения средств, займы  делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие  дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

     Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

     Государственный внутренний долг  РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

     Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

     Внутренний долг состоит из  задолженности прошлых лет и  вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

     Обслуживание  государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению  и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.

          Контроль, за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга  и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

     1.4. Фонды страхования.

     Фонды страхования обеспечивают  возмещение возможных убытков  от стихийных бедствий и несчастных  случаев, а также способствует  их предупреждению.

     В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

     Страхование в условиях рыночной  экономики все больше становится  сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.

     Фонд социального страхования.  Основная задача фонда - обеспечениегарантированных  государством пособий. Средства  фонда образуются из следующего:

- страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

- доходов  от инвестирования части временно  свободных средств;

- ассигнований  из Федерального  бюджета.

     Государственный фонд занятости населения формируется за счет:

- обязательных страховых взносов работодателей;

- обязательных  стразовых взносов работающих;

- ассигнований  из федерального бюджета и  бюджетов субъектов РФ.

     Начисленная сумма страховых  взносов распределяется между  Фондами занятости местных органов,  Федеральным фондом занятости и фондом занятости субъектов РФ.

     Средства фонда направляются  на профессиональное обучение  безработных, на создание новых  рабочих мест, на компенсации,  выплаты и субсидии, на переезд  безработных, на материальную  поддержку безработных, на создание страхового резерва, на содержание аппарата фонда.

    Управление фондом осуществляет Государственный комитет РФ по занятости и центры при представительных органах власти, оперативное управление - Правление  фонда.

     Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Необходимы для реализации политики в области медицинского страхования.

На территории России  создаются страховые медицинские  компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи: “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства). Всем гражданам выдается страховой полис.

Средства  фондов формируются за счет:

- страховых  взносов хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности;

- ассигнований  из федерального бюджета;

- доходов  от использования временно свободных  финансовых средств фонда и  нормированного страхового запаса  финансовых средств;

- добровольных  взносов юридических и физических  лиц и других поступлений;

- ассигнований  органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих  граждан (детей, учащихся, студентов,  безработных, пенсионеров).

Кроме ОМС существует  (с 1993г.) и добровольное медицинское страхование за счет части прибыли предприятия, выводимой из-под налогообложения. 

      
 

1.5. Фондовый рынок.

     Среди звеньев финансово-кредитной  системы фондовый рынок занимает  особое место. Его можно выделить  в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

     Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

   1.6. Финансы предприятий.

     Финансы предприятий имеют определенный  иерархический уровень и составляют  основу финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы.

     Финансами предприятий называются  замкнутые перераспределительные  отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица, с определенной целью (адаптации к изменению рыночной среды, обеспечения конкурентных преимуществ, ускорения научно-технического прогресса, гармонизации отношений в коллективе и др.), в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.

     В условиях рынка финансы субъектов  хозяйствования представляют собой  денежные отношения, связанные  с формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).

     Финансы предприятий различных  форм собственности, являясь основой  единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

     От состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность централизованных  денежных фондов финансовыми  ресурсами. При этом активное  использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сущность, виды и функции налогов. 

     Элементы финансовой системы используются в рыночной экономике для регулирования процесса производства, поддержания равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Наиболее часто для этих целей используется расходная часть государственного бюджета и налоговая система. Манипулирование государственными налогами и налогообложением с целью поддержания равновесного чистого национального продукта и увеличения благосостояния общества называется фискальной политикой.

     Одним из элементов, задействованных  в фискальной политике, являются налоги. Механизм рынка не может обеспечить полной справедливости в распределении, и для того чтобы поддержать уровень благосостояния в обществе у всех слоёв населения, государство вынуждено вмешиваться в процесс перераспределения доходов. Через налоговую систему  часть доходов изымается в государственный бюджет и используется для решения комплекса социально-экономических задач.

     Под налогом, сбором, пошлиной  и другими платежами понимается  обязательный взнос в бюджет  соответствующего уровня (федеральный, региональный или местный) или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками налога в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых государством в установленном порядке образуют налоговую систему. 

     Для осуществления своих важных  функций государство нуждается  в определённых финансовых средствах,  а их главным источником могут  быть только налоговые поступления.  Значит, налоги неизбежны и обязательны  в любом обществе.  

2.1.  Виды налогов.

     Виды налогов можно сгруппировать  по следующим пяти взаимопересекающимся  признакам: 

Информация о работе Финансовые отношения