Финансовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассмотрены особенности финансовой системы и финансовой политики государства, а, в частности:

- найдены определения финансов и финансовых отношений;

- рассмотрена финансовая система РФ;

- исследованы в отдельности каждое из звеньев финансовой системы РФ;

- найдено определение сущности налогов, рассмотрены их виды, функции;

- обращено внимание на роль налогов при осуществлении государством своих важнейших функций;

- проанализирована финансовая политика РФ, определены её основные цели;

- рассмотрены направления развития двух основных линий финансовой политики: бюджетной и фискальной;

- рассмотрено за счет, каких налогов происходят основные поступления в бюджет РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3-4

1 Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура………………………………………………………....5-14

2 Сущность, виды и функции налогов……………………….…15-22

3 Особенности финансовой политики в РФ……………………23-28

Заключение……………………………………………………..29-31

Список использованной литературы…………………………......32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

     1.  По объектам налогообложения  различают три вида сборов  в казну: налог на доходы (зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары  и прочее); налог на имущество (землю, леса, предприятия, дома) и налог на расходы покупателей определённых товаров и услуг (скажем, при покупке вина, водки, сигарет).    

     Заметим попутно, что расходы  граждан весьма «удобны» для  налоговой практики и в другом отношении: по крупным покупкам (земельных участков, особняков, яхт, самолётов, золота в слитках и пр.) сразу видно, соответствуют ли расходы налогоплательщика его доходам, с которых уплачен налог. Во многих странах госорганы контролируют с этой целью крупные расходы граждан.

     2.  По способам взимания налоги  делятся на прямые и косвенные. 

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно  либо с получателей доходов (индивидуальный подоходный налог), либо с владельцев имущества (налог на собственность, или поимущественный налог).

     Положительной стороной этих  налогов является то, что они  могут смягчать неравенство между  людьми, имеющими разные доходы  и собственность (через принцип:  у кого их больше, с того  и налоги больше). Разумность такого  подхода выверялась веками: «Повсюду богатый даёт бедному возможность существовать», - читаем ещё у Вольтера о налогах во Франции XVIII века.

     Но есть тут и отрицательная  сторона. Ведь доходов у предприятий  и их работников тем больше, чем эффективнее производство. Получается, больше платит тот, кто лучше работает. Это угнетает трудовую активность. То же и по имуществу: растущие налоги на собственность тормозят её накопление, побуждая людей больше тратить на текущее потребление. В результате в обществе больше проедается и меньше накапливается богатства.    

     Отсюда в системе налогообложения  всегда есть что совершенствовать. Так, некоторые экономисты полагают, что рациональнее брать налог  не с доходов, а с исходных  факторов производства (с числа  нанятых работников, с объема природных и капитальных ресурсов). Тогда более эффективные производители получат дополнительные  средства и стимулы для дальнейшего прогрессирования. Другой путь совершенствования – взимать налог с предпринимателя до начала очередного цикла хозяйственной деятельности (скажем, за весь предстоящий год) в сумме, исчисленной из ожидаемого (вменённого) дохода. Подобный налог на вменённый доход удобен для малых фирм: заранее исполнив свой бюджетный долг, они могут работать более уверенно и продуктивно, стремясь получить доход сверх вменённого. Не без выгоды и государство, получающее деньги вперёд. Но при этом исключительно важно правильно определять вменённый доход и налоговый взнос: их размеры не должны быть завышены, чтобы побуждать предпринимателей к развитию бизнеса и выбору именно данной формы уплаты налога.

     В отличие от прямых косвенные  налоги включаются в цены определённых  товаров и взимаются с потребителей  этих товаров при их продаже.  Здесь тоже выделяют две позиции  – акцизы и таможенные пошлины.

     Акцизы (от лат. accido – обрезаю) – это налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке.Они бывают в двух вариантах:

а) индивидуальные акцизы – надбавки к цене на отдельные  виды продукции (вино, табак). Их ещё называют фискальными монопольными налогами, поскольку производство и сбыт облагаемых ими товаров часто являются монополией государства.

б) Универсальные  акцизы – налоги на общую стоимость (или её часть)

реализуемых товаров и услуг (например, налог с продаж, НДС – налог на

 добавленную  стоимость и др.).

     Таможенные пошлины – это налоги  на импортируемые, экспортируемые  и транзитные товары; они взимаются  при перевозке этих товаров  через государственную границу.

     Роль косвенных налогов тоже неоднозначна. С одной стороны, они дают госбюджету большие доходы и могут сдерживать потребление, скажем, вредных продуктов (алкоголя и табака). С другой, - они же означают рост цен, что может вызывать требования о повышении зарплат и подталкивать инфляцию. К тому же эти налоги носят социально несправедливый характер, поскольку забирают больший процент дохода у тех, кто менее обеспечен. Ведь чем ниже доход покупателя, тем выше в нём доля косвенного налога. Например, сторублёвая пошлина вряд ли отнимет у высокооплачиваемого депутата той или иной думы более 1% дохода. Для человека же с зарплатой, скажем, в 1000 рублей потеря составит уже целых 10%.  

     3.  По способу определения размера  налога различают три основные  системы. Пропорциональными (от лат. proportio - соразмерность) называют налоги с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества. Так, если в городе или регионе, где вы живёте, действует единый, допустим, 3-процентный налог с продаж независимо от объёма покупок, то это как раз пример пропорциональной системы.

     В отличие от того, у прогрессивных  налогов (от лат. progressus – движение вперёд) ставка по мере роста, скажем, доходов также растёт. К примеру, в стране самых высоких в мире налогов – Швеции прогрессивные ставки возрастают от 34 до 56%. Такой «тяжелеющий» налог сокращает неравенство в доходах, но побуждает людей укрывать доходы, отбивает у них желание работать эффективнее и / или на более ответственных должностях, поскольку растущие заработки облагаются всё более высоким процентом налога.

     Вот почему иногда бывает полезен  и регрессивный налог (от лат.  regressus – движение назад), ставки которого с ростом облагаемых сумм снижаются. Причём такой налог может увеличивать и поступления денежных средств в казну: он стимулирует выход из «налоговой тени» высоких доходов и их дальнейший, уже открытый рост.

     4.  По уровню бюджета, в который   поступают налоговые суммы (или,  говоря иначе, по уровню налогообложения), выделяют налоги общенациональные (в России  - федеральные, идущие в государственный, или федеральный, бюджет), региональные (направляемые в бюджеты республик, краёв, областей) и местные, пополняющие бюджеты районного или городского уровней.   

     5. По порядку использования необходимо различать общие налоги, которые поступают в единую кассу страны (так сказать, в «общий котёл»), и целевые, или специальные, имеющие своё, конкретное назначение.

  

   2.2. Функции налогов.

     Функции налогов являются проявлением  сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструментов распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют пять основных функций налогов: фискальная, регулирующая, перераспределительная, контрольная и поощрительная функции.

     Так, первая из них – фискальная  функция – состоит в том,  что налоги обеспечивают государство  денежными ресурсами, необходимыми  для развития общественного сектора страны. При этом, однако, важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определённой высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей, больше подталкивают их к уклонению от налогов и делают более предпочтительной жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности. В результате налоговая база (то есть общая сумма доходов, расходов и стоимости имущества, с которой берутся налоги) сокращается, а соответственно уменьшается и объём налоговых поступлений.

     Подобную связь между ставками и поступлениями налогов графически

отражает  кривая Лаффера (англ. Laffer curve) (приложение 1).

     В своей регулирующей функции  налоги могут выступать как  эффективный финансовый регулятор.  Например, использование налоговых  скидок, дифференцированных ставок и льгот позволяет государству стимулировать инвестиции, экономический рост, развитие в стране нужных отраслей, сфер и отстающих районов; поощрять модернизацию производства и малый бизнес; наконец, влиять на распределение доходов с целью смягчения неравенства в обществе. Или взять таможенные пошлины. Гибко варьируя ими (изменяя в нужном направлении ввозные и вывозные сборы или отменяя их), мы активно воздействуем на потоки экспорта-импорта. Так, увеличение, скажем, пошлин на швейные  изделия из-за рубежа сдерживает их импорт и поощряет отечественную лёгкую промышленность.

     Для регулирования, кроме того, используют ещё так называемый  налоговый тормоз. Дело в том,  что рост экономики (при неизменных  налоговых ставках) автоматически ведёт к увеличению доходов бюджета (за счёт расширения налоговой базы). По-разному реагируя на этот эффект, можно либо тормозить, либо стимулировать дальнейший рост производства. Если в ответ на рост доходов государство адекватно увеличит и свои расходы (и / или снизит налоги), то это ускорит подъём экономики, поскольку совокупный спрос в стране возрастёт. Если же оно не сделает ни того, ни другого, то совокупный спрос сократится, ограничив и экономический рост.

     С регулирующей ролью налогов  тесно связана и их следующая, перерапсределительная функция. Она проявляется в том, что государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ (на развитие социальной сферы, образования, культуры, науки, на защиту окружающей среды, поддержку аграрного сектора и др.

     Общим примером регулирующей  и перераспределительной функций  налогов могут служить алкогольно-табачные  акцизы: в определённой мере сдерживая  (регулируя) потребление опасных  для здоровья людей товаров, они одновременно дают средства для льготной продажи малообеспеченным семьям жизненно необходимых продуктов (медикаментов, детского питания, социальных услуг).

     Контрольная функция налогов  означает, что государство посредством  налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц, граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлением расходования средств. В конечном счете, контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

     Поощрительная функция предусматривает  особый порядок обложения налогом  определённых категорий граждан,  имеющих заслуги перед обществом  (участники войн, герои Советского Союза и России и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность и отличается от рассмотренной выше регулирующей функции тем, что граждане участвуют в боевых операциях, совершают героические поступки не для того, чтобы впоследствии иметь налоговые льготы.

     Возвращаясь в заключение к  налогам и финансам в целом,  отметим, что по методике осуществления  все финансово-регулирующие мероприятия  можно разделить на два основных  типа.

     Так, первый тип – дискреционные  регуляторы (от лат. discretio – возможность действовать по своему усмотрению) – для своего проведения в жизнь всякий раз требуют соответствующих решений властей. Именно так (через принятие очередного постановления, закона или указа) время от времени вводятся, скажем, дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий, пособий и оплаты труда.

     Иначе с автоматическими регуляторами. Они в нужный момент действуют  самостоятельно благодаря «встроенным  стабилизаторам», которые заранее  заложены в финансовые документы  и срабатывают при заданных  условиях. Например, прогрессивная  налоговая система автоматически «включает» повышенную ставку налога на доходы, превысившие определённый уровень. Так же может действовать и система индексации зарплат, увеличивающая их по мере роста стоимости жизни. 
 
 
 

3. Особенности финансовой политики в РФ. 

     Состояние финансовой системы всегда является показателем развития экономики страны, её эффективности. Комплекс государственных мероприятий по совершенствованию формирования и распределения денежных ресурсов для достижения конкретных социальных целей называется финансовой политикой.

     Общая тенденция к социализации  экономики вызвало возрастание  регулирующей роли государства,  что, в свою очередь, привело  к абсолютному увеличению объёма  финансовых ресурсов, которыми оно  стало располагать, и относительному  возрастанию доли государства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале ХХ столетия через государственные финансы перераспределялось 9 – 18% национального дохода, то с 1960 – 1970-х гг. – 50% и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены научно-технической революцией, расширением нерыночного сектора экономики, интернационализацией производства и усилением воздействия государства на экономику. В связи с этим можно отметить несколько современных направлений финансового регулирования (приложение 2).

     К основными целям финансовой  политики в общем, и, в частности,  в РФ можно отнести следующие:

     1) Увеличение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для  проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

Информация о работе Финансовые отношения