Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:43, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены особенности финансовой системы и финансовой политики государства, а, в частности:
- найдены определения финансов и финансовых отношений;
- рассмотрена финансовая система РФ;
- исследованы в отдельности каждое из звеньев финансовой системы РФ;
- найдено определение сущности налогов, рассмотрены их виды, функции;
- обращено внимание на роль налогов при осуществлении государством своих важнейших функций;
- проанализирована финансовая политика РФ, определены её основные цели;
- рассмотрены направления развития двух основных линий финансовой политики: бюджетной и фискальной;
- рассмотрено за счет, каких налогов происходят основные поступления в бюджет РФ.
Введение…………………………………………………………..3-4
1 Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура………………………………………………………....5-14
2 Сущность, виды и функции налогов……………………….…15-22
3 Особенности финансовой политики в РФ……………………23-28
Заключение……………………………………………………..29-31
Список использованной литературы…………………………......32
1. По объектам налогообложения
различают три вида сборов
в казну: налог на доходы (зарплату,
ренту, прибыль, дивиденды,
Заметим попутно, что расходы граждан весьма «удобны» для налоговой практики и в другом отношении: по крупным покупкам (земельных участков, особняков, яхт, самолётов, золота в слитках и пр.) сразу видно, соответствуют ли расходы налогоплательщика его доходам, с которых уплачен налог. Во многих странах госорганы контролируют с этой целью крупные расходы граждан.
2. По способам взимания налоги
делятся на прямые и косвенные.
Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов (индивидуальный подоходный налог), либо с владельцев имущества (налог на собственность, или поимущественный налог).
Положительной стороной этих
налогов является то, что они
могут смягчать неравенство
Но есть тут и отрицательная
сторона. Ведь доходов у
Отсюда в системе
В отличие от прямых косвенные
налоги включаются в цены
Акцизы (от лат. accido – обрезаю) – это налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке.Они бывают в двух вариантах:
а) индивидуальные акцизы – надбавки к цене на отдельные виды продукции (вино, табак). Их ещё называют фискальными монопольными налогами, поскольку производство и сбыт облагаемых ими товаров часто являются монополией государства.
б) Универсальные акцизы – налоги на общую стоимость (или её часть)
реализуемых товаров и услуг (например, налог с продаж, НДС – налог на
добавленную стоимость и др.).
Таможенные пошлины – это
Роль косвенных налогов тоже неоднозначна. С одной стороны, они дают госбюджету большие доходы и могут сдерживать потребление, скажем, вредных продуктов (алкоголя и табака). С другой, - они же означают рост цен, что может вызывать требования о повышении зарплат и подталкивать инфляцию. К тому же эти налоги носят социально несправедливый характер, поскольку забирают больший процент дохода у тех, кто менее обеспечен. Ведь чем ниже доход покупателя, тем выше в нём доля косвенного налога. Например, сторублёвая пошлина вряд ли отнимет у высокооплачиваемого депутата той или иной думы более 1% дохода. Для человека же с зарплатой, скажем, в 1000 рублей потеря составит уже целых 10%.
3. По способу определения
В отличие от того, у прогрессивных налогов (от лат. progressus – движение вперёд) ставка по мере роста, скажем, доходов также растёт. К примеру, в стране самых высоких в мире налогов – Швеции прогрессивные ставки возрастают от 34 до 56%. Такой «тяжелеющий» налог сокращает неравенство в доходах, но побуждает людей укрывать доходы, отбивает у них желание работать эффективнее и / или на более ответственных должностях, поскольку растущие заработки облагаются всё более высоким процентом налога.
Вот почему иногда бывает
4. По уровню бюджета, в который
поступают налоговые суммы (
5. По порядку использования необходимо различать общие налоги, которые поступают в единую кассу страны (так сказать, в «общий котёл»), и целевые, или специальные, имеющие своё, конкретное назначение.
2.2. Функции налогов.
Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструментов распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют пять основных функций налогов: фискальная, регулирующая, перераспределительная, контрольная и поощрительная функции.
Так, первая из них –
Подобную связь между ставками и поступлениями налогов графически
отражает кривая Лаффера (англ. Laffer curve) (приложение 1).
В своей регулирующей функции
налоги могут выступать как
эффективный финансовый
Для регулирования, кроме того,
используют ещё так называемый
налоговый тормоз. Дело в том,
что рост экономики (при
С регулирующей ролью налогов тесно связана и их следующая, перерапсределительная функция. Она проявляется в том, что государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ (на развитие социальной сферы, образования, культуры, науки, на защиту окружающей среды, поддержку аграрного сектора и др.
Общим примером регулирующей
и перераспределительной
Контрольная функция налогов означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц, граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлением расходования средств. В конечном счете, контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.
Поощрительная функция
Возвращаясь в заключение к
налогам и финансам в целом,
отметим, что по методике
Так, первый тип –
Иначе с автоматическими
3.
Особенности финансовой
политики в РФ.
Состояние финансовой системы всегда является показателем развития экономики страны, её эффективности. Комплекс государственных мероприятий по совершенствованию формирования и распределения денежных ресурсов для достижения конкретных социальных целей называется финансовой политикой.
Общая тенденция к
К основными целям финансовой
политики в общем, и, в
1) Увеличение объема и