Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления -- создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1.Содержание финансового контроля, его значение
и функции в условиях рыночной экономики.
1.1 Содержание и функции финансового контроля………………… 4
1.2 Значение финансового контроля………………………………….6
1.3 Новые тенденции в финансовом контроля,
появившиеся при переходе к рыночной экономике………………...7
2. Формы, виды и методы финансового контроля.
2.1 Виды финансового контроля…………………………………… 10
2.2 Формы финансового контроля………………………………… 12
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
2.3 Методы финансового контроля……………………………..… 15
3. Государственный финансовый контроль в РФ.
3.1 Органы государственного финансового контроля………..… 19
3.2 Деятельность Счетной Палаты РФ……………………...……. 24
3.3 Контрольно-счетная палата Челябинской области…………... 28
4. Аудиторский финансовый контроль……………………………………30
Заключение………………………………………………………...….36
Список используемой литературы………………………………….38

Работа состоит из  1 файл

Тема 5.docx курсовик ярик.docx

— 53.52 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

1.Содержание финансового контроля, его значение

и функции в условиях рыночной экономики.

1.1 Содержание  и функции финансового контроля………………… 4

1.2 Значение финансового контроля………………………………….6

1.3 Новые  тенденции в финансовом контроля,

 появившиеся при переходе к рыночной экономике………………...7

2. Формы,  виды и методы финансового  контроля.

2.1 Виды  финансового контроля…………………………………… 10

2.2 Формы  финансового контроля…………………………………  12

Формы контроля принято классифицировать по следующим  критериям:

2.3 Методы  финансового контроля……………………………..…  15

3. Государственный финансовый контроль в РФ.

3.1 Органы  государственного финансового контроля………..…  19

3.2 Деятельность  Счетной Палаты РФ……………………...…….   24

3.3 Контрольно-счетная  палата Челябинской области…………... 28

4. Аудиторский финансовый контроль……………………………………30

Заключение………………………………………………………...….36

Список  используемой литературы………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время в России складывается новый  тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего  прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления -- создание и поддержание  эффективной финансовой системы  и, соответственно, адекватной системы  финансового контроля.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено  тем, что финансам как экономической  категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством и муниципальными образованиями для решения своих  задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

На современном  этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально  новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности  и нового для страны финансового  рынка

Ни одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, ни о  каком возрождении российской государственности  не может быть и речи, пока не будет  наведен должный порядок в  бюджетно-финансовой сфере, пока системе  финансового контроля не будет придана  надлежащая стабильность. Поэтому эффективный  и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной  власти, важнейшим фактором государственного строительства.

 

 

 

 

1. СОДЕРЖАНИЕ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ  И ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ

1.1 Содержание  и функции финансового контроля

Финансовый  контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает  необходимым условием эффективности  управления ими. Сложность понимания  финансового контроля обусловлена  сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой  любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль реально проявляет весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой  сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Особое  место финансового контроля в  общей системе контроля как элемента в системе управления определяется его спецификой, выражающейся в контролирующей функции самих финансов. Объективно присущая финансам способность выражать специфическую сторону производственно  хозяйственной деятельности в любой  сфере делает финансовый контроль всеохватывающим, всеобъемлющим. Если контрольная функция  является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью  соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль.

Контроль - неотъемлемая часть деятельности государственных и коммерческих структур по управлению экономикой в  условиях рынка и обеспечению  нормального функционирования ее производственной и непроизводственной сфер. Поскольку  финансовая система государства  охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных  хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и  всесторонним. Его назначение состоит  в содействии успешной реализации финансовой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов. Осуществляя контрольные функции, государство добивается строгого соблюдения принятых законов и других законодательных актов, обеспечивает необходимый порядок в обществе, устраняет причины нарушений, что способствует повышению ответственности перед народом органов законодательной и исполнительной властей, предпринимателей и работников государственного аппарата. При помощи контроля администрация каждого предприятия, организации, учреждения, арендаторы и акционеры добиваются более экономичного и рационального ведения хозяйства, снижение непроизводительных затрат и потерь, создают условия для повышения производительности труда, увеличения прибыли. Четкая постановка внутреннего и внешнего контроля обеспечивает современность и полноту выполнения принятых решений, поставок продукции в соответствии с договорами, помогает повседневно улучшать работу всех хозяйственных структур. Контроль стоит на страже законности, социальной справедливости. Он обеспечивает интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов: финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

В процессе контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений решаются следующие  основные задачи:

  • проверяется выполнение и соблюдение положений, содержащихся в законах Российской Федерации, указах президента, постановлениях и распоряжениях правительства, решения других органов государственной власти;
  • осуществляется наблюдение за результатами производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных видов собственности, выполнением ими договоров на поставки и услуги, государственных заказов;
  • в установленном законодательством порядке ревизуется финансово-хозяйственная деятельность предприятий, учреждений и организаций, проводятся аудиторские проверки, проверки доверенности данных о доходах и правильности уплаты налогов, ревизуется работа финансовых органов;
  • определяются законность и целесообразность операций по расходованию денежных средств и материальных ценностей, анализируется использование основных средств, ресурсов, финансовое положение, оцениваются результаты и качество работы, в том числе постановка учета и внутрихозяйственного контроля;
  • контролируется исполнение бюджета Российской Федерации, бюджетов республик, краев, областей, городов, районов, а также расходование средств на выполнение государственных программ развития отдельных отраслей экономики;
  • ведется борьба с экономическими преступлениями и принимаются меры по обеспечению сохранности государственной, общественной и частной собственности, принадлежащей государству, предприятиям, организациям, коммерческим структурам и отдельным гражданам;
  • изучается и обобщается положительный опыт работы с целью его использование для более эффективного ведения хозяйства; принимаются меры по устранению выявленных нарушений, недостатков в работе и других негативных явлений, а также причин, их порождающих.

1.2 Значение  финансового контроля

Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.

Объект  финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения  опосредствуется денежными отношениями.

Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью  государственных предприятий и  учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной  сферы экономики затрагивает  лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения  учета и отчетности.

Финансовый  контроль за деятельностью предприятий  включает также контроль со стороны  кредитных учреждений, акционеров и  внутренний контроль.

Финансовый  контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих  финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются  нормы, предусматривающие его специфику  в отдельных финансовых правовых институтах.

1.3 Новые  тенденции в финансовом контроле, появившиеся при переходе к  рыночной экономике

Экономические и политические преобразования в  Российской Федерации в начале 90-х  гг. привели к существенной перестройке  действовавшей в стране системы  финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль. Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.

Разгосударствление  банковской системы и появление  коммерческих банков и других кредитных  организаций вызвали к жизни  новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка  России (ЦБР), так и за деятельностью  самого ЦБР со стороны законодательных  органов. Наблюдаются новые тенденции  в развитии финансового контроля в России. Если в условиях плановораспредительной системы преобладал государственный  финансовый контроль со стороны государственных  органов власти и управления, отделений  Государственного Банка СССР и специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов, то в условиях перехода к рынку содержание и  методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением роли государства в экономике.

Сужается  сфера государственного финансового  контроля. Он все более концентрируется  на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями  движения ВВП, денежной массой, формированием  и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера  действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание.

Происходит  определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. Развитие демократии и парламентаризма  в России, повышение профессионального  уровня депутатов обеих палат  приводят к более тщательному  контролю за финансовой деятельностью  исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической  эффективности расходования средств  при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Этому  способствует и создание специальных  контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих  субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФОРМЫ,  ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ

2.1 Виды  финансового контроля

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

1) Государственный  финансовый контроль, который подразделяется  на вневедомственный и ведомственный;

2) Негосударственный  финансовый контроль:

— внутрихозяйственный  контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового  контроля;

— аудиторский  контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского  аудита;

— гражданский  финансовый контроль;

— общественный финансовый контроль;

— правовой финансовый контроль;

— страховой  финансовый контроль, и другие виды.

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и  контрольно-счетными органами субъектов  РФ, Главным контрольным управлением  Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина  России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством  РФ по налогам и сборам, Государственным  таможенным комитетом РФ, Федеральной  службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными  фондами -- Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования  РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Информация о работе Финансовый контроль