Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:22, курсовая работа
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления -- создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.
Введение………………………………………………………………….3
1.Содержание финансового контроля, его значение
и функции в условиях рыночной экономики.
1.1 Содержание и функции финансового контроля………………… 4
1.2 Значение финансового контроля………………………………….6
1.3 Новые тенденции в финансовом контроля,
появившиеся при переходе к рыночной экономике………………...7
2. Формы, виды и методы финансового контроля.
2.1 Виды финансового контроля…………………………………… 10
2.2 Формы финансового контроля………………………………… 12
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
2.3 Методы финансового контроля……………………………..… 15
3. Государственный финансовый контроль в РФ.
3.1 Органы государственного финансового контроля………..… 19
3.2 Деятельность Счетной Палаты РФ……………………...……. 24
3.3 Контрольно-счетная палата Челябинской области…………... 28
4. Аудиторский финансовый контроль……………………………………30
Заключение………………………………………………………...….36
Список используемой литературы………………………………….38
В ведение
Государственной Думы и Совета Федерации
передан контрольно-бюджетный
Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган -Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).
Контрольное
управление имеет территориальные
подразделения. Все эти органы действуют
как система обеспечения
Основными функциями Контрольного управления являются:
· анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
· рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.
Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.
Управление
не наделено правом применение каких-либо
санкций, однако оно в праве направлять
предписания об устранении выявленных
нарушений руководителям
Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.
В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.
Направляя
деятельность подведомственных ему
органов по осуществлению финансового
контроля, Правительство Российской
Федерации принимает правовые акты
(нормативные и индивидуальные)
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Прежде
всего Минфин осуществляет финансовый
контроль в процессе разработки федерального
бюджета; контролирует поступление
и расходование бюджетных средств
и средств федеральных
Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.
Однако,
принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный
кодекс, можно отметить, что на Минфин
возложено осуществление
Финансовый
контроль осуществляют все структурные
подразделения МФРФ соответственно
их компетенции. Так, органы казначейства
призваны осуществлять государственную
бюджетную политику; управлять процессом
исполнения федерального бюджета, осуществляя
при этом жесткий контроль за поступлением,
целевым и экономным
На
Казначейство возложены
Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.
В связи
с повышением роли налогов в доходах
государства стало необходимо выделение
органов налоговой службы в особую
систему. Деятельность налоговой службы
направлена на обеспечение единой системы
контроля за соблюдением российского
налогового законодательства, правомерности
исчисления, полноты и своевременности
внесения налогов в бюджет и внебюджетные
фонды. Органы ГНС наделены широким
кругом контрольных полномочий и
прав по применению мер принудительного
воздействия к нарушителям
Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой -- страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Перестройка
банковской системы и возникновение
коммерческих банков в значительной
мере изменили функции банков (кредитных
органов) в области финансового
контроля. Особая роль в его осуществлении
принадлежит Центральному Банку
России. Он организует и контролирует
денежно-кредитные отношения в
стране, осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков. С этой целью
создано специальное
Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.
Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля - это Контрольно-ревизионное управление с его территориальными органами на местах.
3.2 Деятельность
Счетной Палаты Российской
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
Контрольно-ревизионная
деятельность Счетной палаты Российской
Федерации реализуется в
· контроль
за своевременным исполнением
· контроль
за своевременным исполнением
· определение
эффективности и
· контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
· контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.
Система контроля за исполнением бюджета предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года, состоящий из нескольких последовательных стадий: предварительного контроля проекта бюджета будущего года, оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного бюджета. Применительно к 2001 г. это реализовалось так, что Счетная палата готовила заключение на проект федерального бюджета-2002, оперативно контролировала исполнение бюджета-2001 и осуществляла комплексную документальную ревизию исполнения бюджета-2000. Таким образом, в течение каждого календарного года Палата одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находится в одной из фаз трехлетнего контрольного цикла.
Предварительный
контроль, осуществляемый Счетной палатой,
представляет собой комплекс экспертно-аналитических
и контрольных мероприятий, связанных
с оценкой и анализом важнейших
макроэкономических и бюджетообразующих
показателей, доходных и расходных
статей федерального бюджета; обобщающим
результатом здесь является заключение
Счетной палаты на представляемый Правительством
РФ проект федерального бюджета. Палата
постоянно отслеживает
После законодательного утверждения федерального бюджета последний переходит в режим оперативного контроля за его исполнением со стороны Счетной палаты. Такой контроль осуществляется путем анализа полученной, обработанной и обобщенной информации о ходе исполнения бюджета, поступающей из различных источников.
Информационным
фундаментом оперативного
во-первых, база данных Счетной палаты, сформированная посредством ввода и обработки первичных платежных документов (явившихся основанием для проведения операций со средствами федерального бюджета), переданных Минфином и Банком России, а также ввода и обработки данных отчетности последних и других участников бюджетного процесса.
Во-вторых, иная существующая обязательная финансовая отчетность, предоставляемая рядом министерств и ведомств (Минфином, МНС, Мингосимуществом России, Минэкономразвитием и Госкомстатом России, другими государственными органами), Банком России и кредитными организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета. В-третьих, -- специальные формы обязательной для участников бюджетного процесса финансовой отчетности, право разрабатывать и вводить которые Счетная палата имеет на основании статьи 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации». В-четвертых, -- результаты оперативного контроля за исполнением федерального бюджета, осуществляемого по конкретным направлениям деятельности Палаты -- в разрезе видов доходов, разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов функциональной классификации бюджетов Российской Федерации, ведомственной структуры расходов федерального бюджета, а также источников финансирования дефицита федерального бюджета.