Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:22, курсовая работа
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления -- создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.
Введение………………………………………………………………….3
1.Содержание финансового контроля, его значение
и функции в условиях рыночной экономики.
1.1 Содержание и функции финансового контроля………………… 4
1.2 Значение финансового контроля………………………………….6
1.3 Новые тенденции в финансовом контроля,
появившиеся при переходе к рыночной экономике………………...7
2. Формы, виды и методы финансового контроля.
2.1 Виды финансового контроля…………………………………… 10
2.2 Формы финансового контроля………………………………… 12
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
2.3 Методы финансового контроля……………………………..… 15
3. Государственный финансовый контроль в РФ.
3.1 Органы государственного финансового контроля………..… 19
3.2 Деятельность Счетной Палаты РФ……………………...……. 24
3.3 Контрольно-счетная палата Челябинской области…………... 28
4. Аудиторский финансовый контроль……………………………………30
Заключение………………………………………………………...….36
Список используемой литературы………………………………….38
В-пятых, относящиеся к контролируемому периоду итоги контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой по поручениям палат Федерального Собрания и по своей инициативе.
В-шестых, результаты выборочных экспресс-проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с целью уточнения оперативных данных. Обработка массива информации, поступающей из этих различных источников, позволяет повысить достоверность результатов оперативного контроля Счетной палатой исполнения федерального бюджета.
Информация
о ходе исполнения федерального бюджета
обрабатывается постоянно, а итоговые
данные подводятся ежемесячно. На их основе
ежеквартально нарастающим
После завершения
финансового года Счетная палата
начинает подготовку к упомянутой третьей,
заключительной, фазе -- комплексной
документальной ревизии уже исполненного
бюджета, которая осуществляется на
основании норм и положений статей
2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ.
Цель ревизии -- на строго документальной
основе установить фактическое исполнение
закона о федеральном бюджете
В этой связи определяются объем
и структура поступивших
В структуре
Счетной палаты функционирует специальная
аудиторская служба, осуществляющая
контроль за доходами от управления и
распоряжения государственной
Объектами контроля за использованием федеральной собственности являются прежде всего государственные предприятия и учреждения, хозяйственные общества и товарищества с долей участия Российской Федерации, федеральная недвижимость и зарубежная собственность.
По закону деятельность Счётной Палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
3.3 Контрольно-счетная палата Челябинской области
Контрольно-счетная палата Челябинской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым законодательным (представительным) органом области. Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за исполнением областного бюджета, бюджетов областных внебюджетных и валютных фондов, за расходованием иных финансовых ресурсов области.
Для решения
задач, определенных действующим законодательством,
контрольно-счетная палата обладает
организационной и
Контрольно-счетная палата является юридическим лицом.
Контрольно-счетная палата состоит из председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетной палаты.
Структура контрольно-счетной палаты утверждается законодательным (представительным) органом области.
Председатель, заместитель председателя контрольно-счетной палаты назначаются на должность законодательным (представительным) органом области по согласованию с Губернатором области сроком на 5 лет.
Аудиторы контрольно-счетной палаты назначаются на должность законодательным (представительным) органом области по представлению председателя контрольно-счетной палаты сроком на 5 лет.
Председатель, заместитель председателя, аудиторы контрольно-счетной палаты не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа области и представительных органов местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Финансирование контрольно-счетной палаты области осуществляется за счет средств областного бюджета.
Правовое
положение контрольно-счетной
4. АУДИТОРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КАНТРОЛЬ
Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля, возникшим в РФ в конце 80-х годов, когда было принято постановление правительства (1987 год) о создании совместных предприятий. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появления различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надёжности и объективности при оценке финансового состояния.
Аудиторский
контроль - независимый финансовый
контроль. Его могут проводить
как отдельные физические лица, прошедшие
государственную аттестацию и зарегистрированные
в качестве предпринимателей-аудиторов,
так и аудиторские фирмы (в
том числе иностранные), которые
могут иметь любую
Основные
задачи аудиторского контроля - установление
достоверности бухгалтерской и
финансовой отчётности и соответствия
произведённых финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам, действующим
в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной
документации, налоговых деклараций
и других финансовых обязательств и
требований проверяемых экономических
субъектов. Аудиторские службы могут
оказывать и другие услуги: постановку
и ведение бухгалтерского учёта;
составление бухгалтерской
Все услуги
аудиторских организаций
Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законом РФ от 7 августа 2001 г 119-ФЗ «об аудиторской деятельности».
Обязательной
аудиторской проверке подлежат банки,
страховые организации, биржи, внебюджетные
фонды, создаваемые за счёт обязательных
отчислений; благотворительные фонды;
предприятия, созданные в форме
открытого акционерного общества, независимо
от числа акционеров и размера
уставного капитала, а также предприятия,
имеющие в уставном фонде долю,
принадлежащую иностранным
Кроме того,
ежегодному аудиторскому контролю подлежат
предприятия (за исключением муниципальных
и государственных) отдельные финансовые
показатели которых превышают критерии,
установленные Правительством. Обязательная
проверка может быть проведена и
по поручению государственных
Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.
Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:
Выделяются два вида аудита - внешний и внутрифирменный.
Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.
Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиалов и т.п.
Внешний
аудит выполняют специальные
аудиторские фирмы по договору с
государственными налоговыми и другими
органами, предприятиями, другими пользователями
- банками, иностранными партнёрами, акционерами,
страховыми обществами и т.п. Основной
их задачей является установление достоверности
финансовой отчетности проверяемых
объектов, а также разработка рекомендаций
по устранению имеющихся недостатков
в деятельности хозорганов, улучшению
их финансово-хозяйственной
Для достижения
поставленных задач и целей аудиторские
фирмы осуществляют: финансовые экспертизы;
проверки и ревизии финансово-
В целом
область аудиторских услуг
Из перечня услуг чётко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач.
Можно выделить несколько этапов аудиторской проверки. Начальный или подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимых материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей отчётности. На втором этапе выполняется большое количество различных аналитических расчетов. Третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно-аудиторской оценки.
Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры, профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности, выполняется, как правило, на базе специальных тестов. Чаще всего они имеют форму вопросника по сбору данных и исчислению показателей.