Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и функции финансового менеджмента………………….…4
1.1. Финансовый менеджмент: сущность и содержание ……………………… 4
1.2. Функции финансового менеджмента............................................................ 6
Глава 2. Структура и задачи банковского менеджмента ……..…………….. 10
2.1 Коммерческий банк, как элемент рыночной экономики. Устойчивость коммерческого банка …………………………………………………………...10
2.2. Функции и задачи банковского менеджмента …………………...……….12
2.3. Система банковского менеджмента………………………………………..15
Глава 3. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке……………………………………………………………………………...20
3.1. Финансовый менеджмент в коммерческом банке ………….……………20
3.2.Система управления в финансовом менеджменте коммерческого банка..21
3.3. Банковская операция, банковский продукт, банковская услуга…………25
3.4. Управление финансовой устойчивостью коммерческого банка………...28
3.5. Приемы финансового менеджмента………………………………………33
Заключение ………………………………………………………………..35
Список использованной литературы ……………………………………..38
Глава 3. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке.
3.1. Финансовый менеджмент в коммерческом банке.
Схематично банковский менеджмент, как управление системой отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия финансово-экономических, организационных и технологических параметров, представлен на рис. 4.
Рис.
4. Функционально-технологическая дифференциация
банковского менеджмента.
Примечание:
пунктиром показана организационно-
Процессы
разработки и реализации комплексных
технологий по построению отношений, связанных
с формированием и
Одной из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главной же особенностью финансового менеджмента в коммерческом банке в условиях рыночной экономики является то, что банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.
Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке — процессы управления финансовыми операциями банка и денежными средствами банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций.
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах.
3.2. Система управления в финансовом менеджменте коммерческого банка.
Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы, или объекта управления; управляющей подсистемы, или субъекта управления.
Основным объектом управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке являются денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке является менеджмент банка (старшее руководство, аппарат управления, персонал банка), который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
На
рис. 5 наглядно изображена концептуальная
схема финансового менеджмента в коммерческом
банке на основе управления его устойчивостью.
Рис. 5. Принципиальная схема финансового менеджмента в коммерческом банке.
Пояснения к рисунку 5:
Объект управления — денежные средства банковской клиентуры — осуществляют движение в коммерческом банке на основе оформления сделок (договоров). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк — как юридическое лицо. Экономическая сторона этого процесса осуществляется на основе финансовых операций банка (банковских продуктов, операций, услуг), которые отвечают потребностям объекта управления. Финансовый менеджмент в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности трансформирует денежные средства банковской клиентуры в финансовые операции банка и за счет этого создает добавленную стоимость, обеспечивая приращение капитала банка.
Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому на рис. 5 выделено пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций:
Финансовая устойчивость банка | ||||||||||
1. Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка | 2. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений | 3. Текущая оценка экономических выгод и онерационно-стоимос-тной анализ банка | ||||||||
Организационная устойчивость банка | ||||||||||
4. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка | 5. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента) | 6. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала | ||||||||
Функциональная устойчивость банка | ||||||||||
7. Специализация банка | 8. Универсализация банка | |||||||||
Коммерческая устойчивость банка | ||||||||||
9. Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка | 10. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) | |||||||||
Капитальная устойчивость банка | ||||||||||
11. Кредитно-инвестиционная. | 12. Эмиссионно-фондовая политика банка |
Финансовый менеджмент как система отношений по управлению устойчивостью банка представляет собой непосредственно соподчиненную взаимосвязь:
Для
реализации целей финансового менеджмента
необходимо определить основные функции
подсистемы подразделений коммерческого
банка. К этим функциям подсистемы относятся
(см. рис. 6):
Рис. 6. Схема взаимодействия функциональных подсистем субъекта управления.
1. Стратегическое планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
2. Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить старшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель — материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.
3 Оперативное планирование — определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
4. Мониторинг — сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
5. Диагностика — оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.
6. Цель управления — обеспечение надежности объекта управления.
Отсюда вытекает важная особенность и еще одна предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового ряда банка.
3.3. Банковская операция, банковский продукт, банковская услуга.
В целях дальнейшей
• пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
• активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
• посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.
Место посреднических операций банка и их краткое содержание отображены на рис. 7.
Рис.
7. Классификация банковских операций.
Рассмотрим более детально структуру посреднических операций банка. Для этого используем понятие «банковская триада», которое определяется следующим образом.
Банковская триада — это сочетание трех понятий «продукт — операция — услуга».
Целесообразность введения понятия «банковская триада» определяется возможностью с её помощью уточнить содержание понятия «банковская технология обслуживания клиентов» и классифицировать множество этих технологий. Схема установления соответствия между понятиями «банковская технология обслуживания клиентов» и «банковская триада» следующая:
Технология = (Материал + Инструмент + Набор действий) →
→ Удовлетворение потребности.
Банковская технология обслуживания клиентов =
= (Потребности клиентов + Продукты + Операции) →Услуги =
= Банковская триада + Взаимосвязи между ее элементами.
По
степени сложности можно
Триады | Продукты + Операции + Услуги | ||
элементарные | простые | типовые | массовые |
комбинированные | сложные | комплексные | групповые |
интегрированные | системные | объединенные в процесс | индивидуальные |
Рис. 8. Классы банковских триад.
Банковский продукт — способ оказания услуг клиенту банка; регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т. е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.
Банковская операция — система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.
Банковская услуга — форма удовлетворения потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.
Продуктовый ряд банка — банковская продукция. Простой продукт — продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.
Сложный продукт — продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.
Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:
а) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
б) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
в) разработка регламента оказания требуемой услуги;
г) разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
д) решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
е) решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
ж) решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
з) разработка комплекта документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.
Таким
образом, предмет финансового
Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческом банке