Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми.

Содержание

1.Финансовая деятельность государства. Конституционные финансовой деятельности РФ. 3
2. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования. 10
3. Понятие и состав государственных доходов. 22
Задача. 30
Список литературы. 32

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.62 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

1.Финансовая  деятельность государства. Конституционные  финансовой деятельности РФ. 3

2. Правовой  режим сметно-бюджетного финансирования. 10

3. Понятие  и состав государственных доходов. 22

Задача. 30

Список литературы. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Финансовая деятельность  государства. Конституционные финансовой  деятельности РФ.

 

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения  и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим  инструментом распределения валового общественного продукта и национального  дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством  стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что  финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег  являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие  отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами  не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями  права: гражданским, административным и т.д.

Финансы Российской Федерации  это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

В структуру финансов как  целостной категории с присущими  ей общими свойствами входят несколько  взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт-группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в  состав финансов Российской Федерации  звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

бюджетная система с входящими  в нее государственными и местными бюджетами;

  • внебюджетные целевые фонды;
  • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов РФ, а также  местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной  системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих  государственных и административно-территориальных  образований. В финансовую систему  РФ также включаются финансы юридических  и физических лиц. Характеризуя финансы  юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные  внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения, Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные  и региональные, например, негосударственные  пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный  закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для  решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы  входят в структуру финансовой системы  России в качестве ее самостоятельного звена.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление  им функций по планомерному образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что - это особый вид  государственной деятельности, поскольку  ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов  определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации  и функционирования Российского  государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов  можно выделить следующие.

    • Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание обще федеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.
    • Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
    • Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.
    • Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система  финансовая деятельность проявляется  в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции  и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято  делить на две группы: методы собирания  денежных средств и методы их распределения  и использования.

Важнейшим методом собирания  денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты  субъектов Федерации) и местные  бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания  денежных средств является метод  обязательных платежей (взносов) в государственные  внебюджетные фонды. В литературе их принято называть “социальными”  налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов - покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки.

При распределении и использовании  государственных денежных средств  применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном  представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств  на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется  в отношении государственных  организаций, метод кредитования  как в отношении государственных  организаций, так и иных негосударственных  организаций.

Федеральные государственные  органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в  соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации  находятся: установление основ федеральной  финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального  развития. К совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов  отнесено установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти.

Существует система органов  управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система  финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами  и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система  финансово-кредитных органов в  РФ, в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились  новые органы (Государственная налоговая  служба, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих  органов.

В единую систему органов  государственного управления финансами  в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах  Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе  органов местного самоуправления административно-территориальных  единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования.

 

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что  государственные и муниципальные  учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все  свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают  за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых  затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные  сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами  суммы денежных средств носят  название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный  отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные  принципы, такие как отпуск средств  на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения ; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.

Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых  их бюджетов разных уровней, ведущее  место занимают народное образование  и подготовка кадров (высшие учебные  заведения, профессионально-технические  училища, средние специальные учебные  заведения, институты повышения  квалификации и т.п.). Согласно закону Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. Государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 % национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.

Информация о работе Финансовый менеджмент