Формы существования интеллектуального капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:44, контрольная работа

Описание

Проблема человеческих ресурсов и воплощенного в них научного, творческого и трудового потенциала находилась в центре внимания экономической теории, начиная с классиков и заканчивая современными исследователями. Ключевая роль интеллектуальных ресурсов в экономическом развитии общества объясняется перспективой вступления человечества в постиндустриальную стадию развития, которая характеризуется наукоемкостью и новым структурированием производства, приоритетом качества над количеством, энерго- и ресурсосбережением. Современные общемировые тенденции экономической динамики заставляют определять стратегический путь развития России, ориентируясь на постиндустриальную трансформацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА 10
1.1. Интеллектуальный капитал 10
1.2. Теория фирмы, основанной на знаниях 11
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ И ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА 18
2.1. Эволюция и типология интеллектуального капитала фирмы 18
2.2. Генезис и типология стоимостей, генерируемых интеллектуальным капиталом 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа состоит из  1 файл

ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНОГО КАПИТАЛА.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

Новые информационные технологии являются не просто инструментом в  процессе их применения, они развиваются  при их использовании, в силу чего в какой-то мере исчезает различие между  их пользователями и создателями. Отсюда следует новое соотношение между социальными процессами создания и обработки символов (культура общества) и способностью производить и распределять товары и услуги (производительные силы). Так, появление интернета обеспечило формирование и развитие электронного бизнеса, что коренным образом изменяет экономику, рынки, промышленные структуры, характер продуктов и их потоки, рабочие места и рынки рабочей силы. Изменились не виды деятельности человечества, а технологическая способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий, а именно способность обрабатывать и понимать символы.

В работах отечественных  авторов и переводах зарубежных публикаций совокупность объектов, включаемых в состав ИК, называют активами, так  же как в структуре материальных и финансовых ресурсов в бухгалтерском балансе. Вместе с тем за термином «актив» закреплены определённые экономические и правовые атрибуты, какими не обладает доминирующий ресурс ИК — знания. Для того, чтобы обеспечить семантическую тождественность исследуемых объектов ИК необходимо использовать более широкое понятие — авуары, с выделением в их структуре активов — объектов, соответствующих этому понятию. Авуары — материальные и нематериальные ресурсы производства, не обязательно обладающие ликвидностью и являющимися объектами собственности, в том числе активы, представляющие одну из сторон бухгалтерского баланса, отражающую в денежном выражении все принадлежащие фирме материальные и нематериальные ценности. В этом случае ИК фирмы включает и материальные авуары, и активы типа патентов, торговых марок, операционных технологий и компьютерных программ, и неосязаемые авуары — знания, технические навыки, компетентность и деловые возможности сотрудников.

Ресурсы ИК объединены в  три группы: человеческие авуары, структурные и рыночные авуары и активы. Человеческие авуары включают совокупность индивидуальных и коллективных знаний персонала фирмы, компетенцию — знание и опыт в конкретной области, творческие способности, технологические и управленческие навыки и т. п. Рыночные активы и авуары связаны непосредственно с операциями на рынке и обеспечением конкурентных преимуществ фирмы. Структурные активы и авуары обеспечивают успешное функционирование основного производства.

Среди человеческих авуаров в первую очередь обычно называют «знания», но гносеологические и онтологические атрибуты этого понятия не конкретизируются. При этом фактически происходит отождествление понятий «знание», «информация» и «базы данных». Таким образом, рассматриваются только субстантивные аспекты «знания», а процедурные аспекты подразумеваются только на технологическом уровне know-how. Вследствие этого в структуру ИК не включены общенаучные, экономические и математические методологии и методы. Эти методологии и методы не имеют отраслевых ограничений (как know-how) и ограничений, связанных с правами собственности. Они являются результатом прошлого исключительно интеллектуального труда (в большинстве случаев — неоплаченного). Приобретение и использование этого интеллектуального ресурса не связано с какими-либо издержками и, соответственно, в отличие от традиционных факторов производства они не переносят свою стоимость на вновь созданный продукт и не увеличивают его себестоимость. Эти авуары вследствие своей неограниченной распространённости не обладают ликвидностью и имущественными правами, их наличие в той или иной форме не может оказать влияние на рыночную стоимость фирмы. Тем не менее, они являются ресурсом и производственным фактором. По своей экономической сущности знания являются идеальным возобновляемым ресурсом, производство и эксплуатация которого также является идеальным. При соответствующих условиях их применения они обеспечивают извлечение дополнительной экономической выгоды. Эти новые стоимости создаёт интеллектуальный труд менеджеров.

Таким образом, общенаучные, экономические и математические методологии и методы обладают основным свойством капитала — производить  новые стоимости — и должны быть включены в структуру ИК. Формально  эти авуары образуют базу методологических знаний, которая в равной мере может включаться в состав человеческих и структурных авуаров ИК. Разработанная в соответствии с изложенными подходами типология авуаров и активов ИК представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.

Типология ресурсов интеллектуального капитала фирмы

Человеческие

Структурные

 

Рыночные

 

авуары

авуары

активы

авуары

активы

Знания 
Образование 
Квалификация 
Базы 
методологических 
знаний 
Опыт 
Навыки 
Личные 
знакомства 
и связи

Базы данных 
Базы 
методологических 
знаний 
Программное 
обеспечение 
Корпоративная 
культура 
Стратегия 
управления 
Сетевые 
системы связи 
Информационные 
технологии

Базы данных 
Базы знаний 
Программы 
для ЭВМ 
Патенты на 
изобретения, 
промышленные 
образцы и 
сорта 
Авторские 
права 
Информационные 
технологии 
Ноу-хау: 
коммерческие, 
технологически, 
финансовые

Марки товаров 
Контракты и 
соглашения: 
франшизные, 
лицензионные 
Покупательская 
приверженность 
Деловое 
сотрудничество 
Портфель 
заказов 
Отношения с 
финансовыми 
кругами

Гудвилл: 
товарный 
знак, 
фирменное 
наименование, 
право 
пользования 
наименования 
места 
происхождения 
товара, 
марки 
качества, 
марочное 
наименование 
Франшизы 
Лицензии 
Контракты


 

Как видно из таблицы, в зависимости от конкретной ситуации отдельные интеллектуальные ресурсы  могут одновременно являться и активом, имеющими соответствующие балансовые цены и имущественные права, и  авуарами, не обладающими такими свойствами. При этом необходимо исходить из того, что авторские права, патенты и другие объекты индивидуальной собственности в рамках фирмы могут выступать как структурный актив после их приобретения фирмой у владельцев.

Гносеологические и  онтологические концепции структуризации знаний в экономическом отношении определяются тем, что они являются ядром ИК. В общенаучном, философском аспекте знание — проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. При этом структура знаний имеет гносеологическую основу в зависимости от природы их формирования — научные, житейские, художественные и др. Вместе с тем имеет основание и онтологический подход к структуризации знания и близких к нему категорий по направлению их использования. В случае ИК для этих целей можно применить понятие «корпоративные знания» в следующем определении:

Корпоративные знания (КЗ) — совокупность общенаучных и специальных знаний, производственного опыта и навыков, баз знаний и данных, используемых в ИК фирмы для получения экономических и технологических результатов.

В общем случае в КЗ следует выделить нормативные знания — руководства по использованию средств и предметов труда, know-how, технологические инструкции и т. п. Другую группу знаний — дескриптивных, образуют общенаучные и специальные знания. 
В КЗ можно выделить следующие типы специальных знаний: экономические, математические, отраслевые и технологические знания. При этом общенаучное знание «пронизывает» все виды специальных знаний. Особые свойства экономического знания в ИК заключаются в том, что в отличие от общенаучных, они рассматривает достаточно узкий диапазон искусственных систем и деятельность человека как экономического агента, вместе с тем и по тем же причинам захватывают более широкую область, чем традиционные технологические и отраслевые знания. Сгруппированные по конкретным признакам названных научных и технологических знаний на твёрдых или электронных носителях, они образуют тематические базы знаний (библиотеки).

Гносеологическая структура  знаний предусматривает их классификацию  по форме как явные и неявные. Явные (explicit) знания — это знания, которые могут быть формализованы  и переданы с помощью каких-то символов и средств коммуникации. Неявные (tacit) знания не могут быть однозначно выражены индивидуумом и переданы средствами коммуникации. Неявные знания включают, в частности, «мысленные модели» типа схем восприятия действительности и интерпретации фактов, парадигм, перспектив, верований, производственные навыки, умение общаться и с людьми и заставлять их выполнять свои решения.  Сложная многоуровневая структура КЗ обусловила необходимость использования таксономии для классификации и систематизации элементов КЗ. Таксонометрическими признаками являются следующие атрибуты КЗ:

— контекст — включает объединённую группу базовых научных  знаний, методологий и методов: общенаучные, экономические и математические, технологические и системные знания;

— цель — включает специальные  технологические и экономические  знания, а также справочную информацию, используемые при выполнении производственных процессов и для получения  конкретных результатов;

— уровень — включает знания, необходимые для решения стратегических, оперативных и повседневных проблем производства. 
Полученная таким образом онтологическая структура и описание субстантивных и процедурных КЗ, включаемых в каждую группу, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Таксономия субстантивных  и процедурных знаний в интеллектуальном капитале

Признаки

Вид

Описание

Контекст

Общенаучные 
Экономические 
Математические

Общенаучные законы и методологии. Методы экономического 
и математического анализа

 

Технологические

Компетентность, знания технологии, средств и свойств 
предметов производства

 

Системные

Умения пользование компьютером  и сложной оргтехникой, 
знание программ для ЭВМ и информационных технологий; 
знание иностранных языков

Цель

Технологические 
результаты

Специализированные знания, обеспечивающие поддержание 
технологических параметров производства, know-how

 

Экономические 
результаты

Специализированные знания в области  управления, учёта, 
маркетинга, обеспечивающие сохранение заданного уровня и 
достижения экономических показателей производства

 

Справочные 
данные

Субстантивные базы данных, используемых при принятии 
оперативных и стратегических решений

Уровень

Стратегический

Преобладают процедурные знания, связанные  с методами 
прогнозирования, определения направлений и стратегий 
развития производства, формированием организационных 
структур

 

Оперативный

Знания обеспечивают эффективное  производство на 
краткосрочных временных интервалов. Преобладают 
процедурные знания, связанные с оптимизацией 
производственных процессов и решением организационно- 
экономических вопросов

 

Фактический

Субстантивные базы данных с описанием  передового опыта в 
отрасли. Производственный опыт и навыки, используемые при 
решении повседневных производственных вопросов


 

Полученная структуризация множеств интеллектуальных авуаров, составляющих КЗ как факторов производства, позволяет формализовать концептуальную модель функционирования ИК:

 

                                  Y = /sum/(Ksij, Kpij),                                  (1)

 

где Y — новые стоимости, сгенерированные ИК;

Ksij, Kpij — векторы таксонов субстантивных и процедурных знаний.

Таким образом, рассмотренные  концепции гносеологической и онтологической структуризации формируют базовую  таксономию КЗ и определяют взаимосвязи  и контекст их применения для любого уровня детализации моделей и исследований ИК.

 

2.2. Генезис и типология стоимостей, генерируемых интеллектуальным капиталом

 

 

Новые стоимости образуются как следствие взаимодействия интеллектуальных факторов фирмы со средствами и предметами труда. Для теоретического описания этого процесса необходимо структурировать семантику, субстантивные и процедурные знания, и дать экономическую интерпретацию используемых здесь понятий новой стоимости, интеллектуальных факторов и подпроцессов производства новых стоимостей.

Как уже отмечалось выгода или стоимость (value, wealth, benefit) — экономическая, социальная или какая-либо иная — на микроуровне чаще всего принимает формы прибыли, ренты, маржи, роста рыночной стоимости фирмы и её активов, конкурентоспособности, снижения трудоёмкости и потребности в рабочей силе и др.

Самостоятельной формой стоимости является инновационные  результаты научно-технического прогресса  как следствие единого взаимообусловленного процесса развития науки и техники. В настоящее время именно этот вид стоимости, производимый, точнее, воспроизводимый интеллектуальным капиталом, является основным гносеологическим и онтологическим объектом и предметом исследований теории экономики, основанной на знаниях. Вместе с тем с экономической точки зрения актуальными являются гносеологические и онтологические исследования прагматического аспекта интеллектуального капитала, связанного с генерированием других форм стоимости.

Интеллектуальная компонента прибыли как разность между доходами и издержками может расти (формировать дополнительную стоимость) как вследствие роста доходов, так и в результате снижения издержек, возникших на основе функционирования интеллектуального капитала.

Доходы могут расти  в результате выпуска новых товаров, в том числе нематериальных и  интеллектуальных (консалтинг, программы для ЭВМ и т. п.), увеличения объёма продаж, обусловленного, в частности, ростом рынка сбыта, цены, рекламой, совершенствованием каналов сбыта и др.

Информация о работе Формы существования интеллектуального капитала