Государственное финансирование инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 6
3. Государственное финансирование инновационных проектов 10
Заключение 14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)
Инновационный менеджмент

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема 15. Система финансирования инноваций

 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ    3 

1. ОЦЕНКА  СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

     ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ    5 

    1.1.Факторы,  влияющие на инновационные процессы 

          развития муниципальных образований    5

    1.2. Роль  инновационного предпринимательства,  его правовое

          обеспечение в инвестиционной  политике городского хозяйства        10

    1.3. Зарубежный  опыт поддержки инновационной  деятельности             17

 

2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА          19 

    

    2.1. Классификация  инвестиций и инвесторов                     19

    2.2. Понятие  инвестиционного климата                        22

    2.3. Законодательные  условия инвестирования                      26

    2.4. Основные  направления сохранения и развития 

        российской  науки                         28 

3. РАЗРАБОТКА  МЕРОПРИЯТИЙ ПО 

    ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ 

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА                     33 

    3.1. Механизм  разработки комплексных муниципальных

           программ привлечения программ  привлечения инвестиций

           в деятельность города           33

    3.2. Изменение  системы управления           34

    3.3. Социально  – экономическая эффективность  предложенных 

            мероприятий           40 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           42 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ           44

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Развитие  рыночных отношений, приватизация государственной  и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.

     В настоящее время Россия находится  в ситуации тяжелого финансового  кризиса,  главной причиной  которого стала проводившаяся в последние  годы экономическая политика – бюджетная политика правительства и денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка.

     Инновационный процесс напрямую связан с финансированием, т.е. с привлечением инвестиционных средств в любой сфере деятельности.

       С экономической точки зрения  решения, принятые российским правительством и Центральным банком 17 августа 1998 года – об отказе от обслуживания государственного долга и 90-дневном моратории на обслуживание внешних кредиторов частными компаниями и банками, представляют собой не что иное, как конфискацию средств частных инвесторов, российских и зарубежных, совершенную в особо крупных размерах.

     Тема  достаточно актуальна, так как оценки современного состояния и структурных  изменений инновационного потенциала страны в целом, регионов и городов свидетельствуют об обвальном снижении инновационно-инвестиционной активности, что во многом обусловило углубление кризиса российской экономики.

     В решающей степени кризис инновационной  сферы был предопределен разрушительными  тенденциями в ее финансовом обеспечении. В 1992 г. расходы федерального бюджета на НИОКР были сокращены с 1,85 до 0, 94% ВВП. За годы реформирования (при практически полном отсутствии заказов от промышленности и оборонных отраслей)  произошло  двукратное падение доли финансирования науки с таким же уменьшением объемов самого ВВП. По этому критерию среди стран, входящих в ОЭСР, Россия занимает 20-е место, опережая только Мексику, Турцию, Грецию и Португалию. Недостаточный уровень финансирования вынудил научные организации свернуть многие материало- и энергоемкие эксперименты, определявшие приоритет отечественной науки [13].

     В курсовом проекте анализируется  современное состояние инвестиционной политики на примере финансирования инновационной деятельности города, проводится оценка правовой обеспеченности данной проблемы, исследование зарубежного опыта и разработка мер при решении проблемы финансирования различных нововведений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО   СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ В РОССИИ 

1.1. Факторы, влияющие  на инновационные процессы развития муниципальных образований 

       Анализ инновационной деятельности  промышленных предприятий разных форм собственности подтвердил общую тенденцию усиления рыночных требований к повышению конкурентноспособности отечественной продукции, особенно в отраслях, ориентированных на внешний рынок (топливной, металлургической, нефтехимической и др.).

     Внешними  факторами, влияющими на процесс введения инноваций, является неприемлемые условия кредитования и недостаток собственных финансовых средств, по мнению руководителей предприятий, сдерживают инновационную активность в этом направлении. Новые финансовые структуры (в первую очередь коммерческие банки), по существу, не вкладывают средства в реальный сектор экономики. Неустойчивая экономическая ситуация, налоговый пресс, высокие инфляционные ожидания, формирование высокодоходного фондового рынка, особенно государственных ценных бумаг, создали благоприятные условия для спекулятивных финансовых операций.

     В результате экономика страны, в частности  городских хозяйств,  распалась на два слабо связанных друг с другом сектора: высокорентабельное обращение и убыточное производство. Финансовая сфера перестала выполнять функцию обеспечения потребностей производственного процесса, его единства и  непрерывности, включая инновационную стадию. К тому же товарный оборот более чем наполовину обслуживается бартером и векселями. Отмеченные особенности поведения хозяйствующих субъектов наиболее остро проявляются в инновационной сфере, специфика которой, в частности, продолжительные сроки окупаемости инновационных проектов, повышает степень риска вложения финансовых средств.

     Вместе  с тем, хотя имеющиеся финансовые ресурсы ограничены, активизация инновационной деятельности, включая экстенсивные и интенсивные факторы ее развития, остается актуальной. Научно-технический прогресс нужно рассматривать как важнейшее средство достижения конечных результатов, обеспечивающее выход страны из кризиса, стабилизацию экономики и ее последующий рост. Поэтому, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, сегодня требуется активная государственная и муниципальная инновационная политика, основанная на жестком выборе целей, комплексном обосновании приоритетов в распределении ресурсов, новых методах ее реализации.

     Прежде  всего, необходим отбор приоритетных инноваций, оказывающих большое влияние на темпы и пропорции развития народного хозяйства. Именно такие инновации должны служить объектом государственного и муниципального протекционизма. Создаваемая в рамках этих приоритетов техника новых поколений призвана обеспечить конкурентноспособность отечественной продукции на мировом рынке, решение актуальных социальных и экологических проблем, качественно новый уровень ресурсосбережения и многократное повышение производительности труда.

     К внутренним дестабилизационным факторам следует отнести несоответствие сложившихся структур управления территориями и предприятиями рыночным условиям хозяйствования, отсутствие заинтересованности управленческого персонала в реализации новшеств, низкую конкурентноспособность продукции и услуг из-за монопольного положения отраслей городского хозяйства, устаревшую технологию производства, недостаток свободных средств и предприятий города.

       Одной их главных задач реформирования  инновационного потенциала является  выделение его выделение из стратегического ядра как гаранта сохранения отечественной научной школы на приоритетных направлениях научно- технического прогресса. Спасение науки может рассматриваться в социальном аспекте и в первую очередь с точки зрения обеспечения занятости невостребованных работников. По данным Госкомстата РФ, за последние годы численность занятого в науке и научном обслуживании населения сократилась. В 1992г. в научных организациях было занято 2307 тыс. чел., в 1993 г. – 2237 тыс. чел., в 1994 г. – 1833 тыс. чел., в 1995 г. – 1700 тыс. чел., в 1996 г. – 1630 тыс. чел., в 1997 г. – 1590 тыс. чел.,  в то время как в целом в экономике страны численность занятого населения уменьшилась на 8,5 %. За годы осуществления экономических реформ наблюдаются самые высокие темпы сокращения занятого в науке населения.

     Дальнейшее  развитие науки и техники должно идти по пути достижения наибольшей отдачи каждой единицы совокупных затрат труда, повышения эффективности научных  исследований, проектно-конструкторских  и опытных работ, сокращения времени прохождения научной идей по цепи «исследование - производство -  потребление».

     С учетом же реальной экономической ситуации в стране необходим селективный подход к определению объектов государственной поддержки. Таким образом, эта задача смыкается с проблемой выбора научно- технических приоритетов.

     Задачи  государственной  и муниципальной  инновационной политики следующие:

  1. Развитие направлений, в рамках которых создается техника новых

поколений, обеспечивающая в конечном итоге  статус России как ведущей технологической державы;

  1. Сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на

базе  структур, работающих на приоритетных направлениях научно- технического прогресса;

         3. Содействие становлению и развитию  рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого

 инновационного  бизнеса.

     Финансовый  механизм реализации инновационной  политики города должен представлять собой систему ресурсного обеспечения  всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций на основе как прямого финансирования, так и использования методов косвенного регулирования, направленных на абсолютную и относительную экономию финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования – участников инновационного процесса.

     Концепция финансового механизма  финансирования инноваций:

    1. Целевая ориентация на сочетание прямого госбюджетного

финансирования  инновационных программ и проектов с финансовой поддержкой отдельных научных организаций;

    1. Множественностью источников финансирования – бюджетное,

внебюджетное, средства финансово - промышленных групп, коммерческих банков, объединений, организаций и других хозяйствующих субъектов.

     Особое  значение в рамках такого механизма  приобретает усиление роли муниципального заказа как основного из главных  инструментов инновационной политики города, объектом финансирования должны стать муниципальные инновационные и научно – технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты создания конкретных видов принципиально новой техники, технологий и материалов или достижение практических результатов в ходе комплексных теоретических и экспериментальных исследований.

     Предоставления  муниципального заказа на конкурсной основе с последующим заключением контракта на его выполнение обеспечит целевой характер и общее повышение эффективности финансовых ресурсов.  Этому же должна способствовать деятельность специальных бюджетных фондов, созданных для содействия реализации инициативных программ. Формами этой поддержки являются:

Информация о работе Государственное финансирование инновационных проектов