Государственное финансирование инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 6
3. Государственное финансирование инновационных проектов 10
Заключение 14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)
  • гранты (средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом,

корпорацией, правительственным учреждением  или частным лицом)  некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы, в отличие от займа грант не нужно возвращать;

  • субсидии на развитие материально-технической базы;
  • пособия отдельным талантливым молодым ученым.

    В обобщенном виде система целевого распределения бюджетных

средств представлена на рис. 1.  

 

 
 

     

       
 
 

     Рис. 1 Система бюджетного финансирования инновационной сферы 

     Несмотря  на предпринимаемые усилия по развитию рыночных отношений в отечественной экономике, их слабое влияние на инновационную активность сохранится до того момента, когда начнут действовать внутренние мотивации к наращиванию выпуска высокоэффективной техники  и структурным изменениям производства, адекватным рыночному спросу.

     Вместе  с тем необходимо с короткие сроки  завершить создание организационно – правовой базы самого инновационного рынка, прежде всего в части защиты интеллектуальной собственности и формирования требуемой инфраструктуры,  включая:

  • информационное обслуживание участников инновационного

процесса, в том числе держателей свободного капитала, авторов инноваций, менеджеров по организации инновационных проектов; 

  • создание сети посредников по установлению горизонтальных

связей  между участниками всего жизненного цикла инноваций – от замысла  и его экспертизы до реализации инновационного продукта на базе специализированных коммерческих структур;

  • развитие страхования инновационной деятельности, особенно в сфере

малого  бизнеса, а также образование  института "патентных поверенных" для охраны интеллектуальной собственности.

     Эффективное функционирование инновационного рынка предполагает обеспечение конкурентной среды и активное противодействие монополизму в науке. В данной связи заслуживают внимания такие меры, как ассоциативная организация современной инновационной деятельности, широкое применение гибких организационных структур, рациональное размещение и использование научно – технического потенциала в различных муниципальных образованиях [10, 11].  

1.2. Роль инновационного предпринимательства, его правовое обеспечение  в инвестиционной политике городского хозяйства

      

     Анализируя  факторы, влияющие на инновационный  процесс развития территорий и предприятий  городского хозяйства, можно отметить, что в структуре расходов на НИОКР  падает доля предпринимательского сектора  как источника финансирования. Только в 1994-1997 гг. она уменьшилась более чем на 4 пункта – с 19,9 до 15,3%. В странах с развитой рыночной экономикой роль частного бизнеса в финансовом обеспечении инновационной сферы намного больше. Показательно, что в России удельный вес бюджетных ассигнований составляет примерно 2/3 общих затрат на научные исследования и разработки, а в развитых странах – в среднем 40%.

     В связи с этим важная роль отводится  становлению малого инновационного бизнеса в деятельности всего городского хозяйства, который, как показал анализ зарубежного опыта, является серьезным фактором ускорения НТП благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных научно- технических кадров, неизбежно высвобождающих в процессе приватизации научных организаций и конверсии  городских предприятий ВПК, и также более полному задействованию научно – производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок,  аренды, лизинга и других рыночных инструментов.

     С развитием рыночных отношений складываются реальные условия для создания фондов рискового (венчурного) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного предпринимательства.

     Потенциальными  инвесторами средств в учреждения венчурного финансирования могут стать субъекты коммерческой деятельности, которые имеют возможность вкладывать свободные средства на длительный срок, активно ищут способы защиты капиталов от инфляционных процессов и получения в перспективе высокой нормы прибыли.

     Ключевую  роль здесь должны сыграть инновационные  фонды, которые начиная с 1989 г. создаются при значительной государственной поддержке. В последние три года наблюдается устойчивый рост доли расходов Российского фонда технологического развития и отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР в общих затратах на научные исследования и разработки. Объем средств, поступивших в указанные фонды в 1997 г., оценивается в 1,1 млрд. руб. (с учетом деноминации).

     Для обеспечения большей эффективности работы фондов требуются: усиление контроля за их деятельностью, что позволит им сконцентрироваться на поддержке инновационных процессов и исключит участие в торгово-посреднических и спекулятивных операциях; повышение роли объективной экспертизы и научной общественности при выборе объектов финансирования; отработка механизма возвратности средств, выделенных на реализацию проектов. Необходим также четкий нормативно-правовой порядок отчислений и консолидации средств в инновационные фонды.

     При остром дефиците собственных ресурсов у субъектов хозяйствования решающую роль в финансировании инновационной деятельности играют заемные средства, но их удельный вес незначителен и, например, в научно-технической сфере составляет около 7% общего объема финансирования НИОКР.

     Доля  инвестиций, направляемых коммерческими банками на инновации, не превышает 1-2%. Здесь требуются меры государственного и муниципального  воздействия, предусматривающие, с одной стороны, жесткую регламентацию и ужесточение контроля со стороны ЦБР за деятельностью банков, имеющих лицензии на обслуживание инновационных структур, а с другой - государственную поддержку в виде освобождения от налогообложения или льготного налогообложения доходов банков от кредитования инноваций, частичной компенсации рисковых инвестиций, предоставления государственных гарантий по стратегическим направлениям инновационной деятельности и др. Весьма актуальным представляется также создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству, и обязательным участием нескольких крупных научно-технических структур.

     Важнейшим источником средств для финансирования инновационной деятельности должен стать фондовый рынок. В рыночной экономике он является основным макроэкономическим инструментом формирования будущей структуры национального хозяйства на базе высокоэффективных нововведений. Поэтому нужно всемерно содействовать развитию сегмента фондового рынка, связанного с долгосрочными ценными бумагами (акциями, обязательствами, инвестиционными паями), и их эффективной торговле на вторичном рынке. Росту капитализации фондового рынка должны способствовать меры по усилению защищенности ценных бумаг за счет ужесточения порядка их эмиссии и обращения, широкого внедрения публичной отчетности, повышения ответственности эмитентов за предоставление недостоверной информации и т.д.

     Уменьшилось значение амортизационных отчислений как источника финансового обеспечения инноваций, направленных на обновление производственного аппарата и повышение технического уровня производства. В среднем по отраслям промышленности доля амортизации в капиталовложениях снизилась до 10-12%, тогда как в дореформенные годы этот показатель составлял 40%, что считалось недостаточным.

     Наряду  с переоценкой основных фондов необходимо более широко использовать методы ускоренной амортизации их активной части, ввести специальный режим хранения и расходования амортизационного фонда, индексирования амортизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции. В обобщенном виде условия формирования инновационного рынка и схема его финансового обеспечения представлены на рис. 2.

 

 
 
 
 

Рис. 2. Условия формирования и финансовое обеспечение

инновационного  рынка

 

      Усиление роли государства в экономическом  регулировании инновационной деятельности тесно связано с переходом на новую систему налогообложения. Налоговая политика в инновационной сфере должна ориентировать участников инновационного процесса на проведение работ, реализующих приоритетные направления научно-технического прогресса, создание техники новых поколений, разрабатываемой в соответствии с государственным заказом.

     Для этих субъектов хозяйствования надо предусмотреть возможность освобождения от налогообложения части средств, имеющих целевое назначение, в том числе ассигнований на проведение поисковых и инициативных исследований, развитие опытно-экспериментальной базы, воспроизводство научно-интеллектуального потенциала и др. Кроме того, для них должны быть установлены пониженные ставки налогов на доход и используемые средства. Наряду с этим следует применять и меры экономического принуждения в виде различных санкций за несоблюдение контрактных обязательств, низкое качество научно-технической продукции, ее несоответствие требованиям экологии и др. Однако в каждом конкретном случае подбор экономических инструментов воздействия и границы их использования должны учитывать содержание задач и специфику объектов стимулирования.

     Формирование правовой среды инновационного предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам инновационного предпринимательства экономическую свободу. Формирование нормативной базы решает многие проблемы, стоящие на пути инновационного предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов инновационной деятельности, лицензирования, предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства.

     Для правового обеспечения поддержки  малого предпринимательства имеют  значение различные Постановления Правительства РФ, нормативные документы Министерств и ведомств, законодательные акты муниципальных образований.

     Основы  законодательства России в инновационной  сфере заложены положением о государственной инновационной программе, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР  от 27 марта 1991 г. № 171.,  в соответствии с этим положением распоряжением Верховного Совета Российской Федерации от 30 апреля 1992 г. № 2.3 – Р-4 была утверждена инновационная программа «Новое поколение технологий и комплектов оборудования для реконструкции подземных инженерных сетей».  

     Патентный закон Российский Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1 заложил основы законодательства России в сфере  охраны интеллектуальной собственности. Большое значение для создания условий, обеспечивающих сохранение научно – технического потенциала РФ, имел Указ Президента « О неотложных мерах по сохранению научно – технического потенциала РФ»  от 27 апреля 1992 г. № 426.

     Основное  место в системе правового  обеспечения предпринимательства занимает принятая в 1993 г. Конституция РФ.

     Большую роль для развития малого предпринимательства  в стране имеет постановления  Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446, в котором были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства. Особое значение для развития малого предпринимательства в стране имеет Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношений бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270, в котором предусмотрены налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 18 июня 1995 г. № 88-Ф3 определяет общие положения в области государственной поддержке и развития малого предпринимательства в РФ. Существенное место в развитии инновационного предпринимательства занимает постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» от 19 августа 1994 г.  № 967, в котором  в целях создания условий для развития высокотехнологических отраслей экономики и внедрения прогрессивных машин и оборудования предприятиям предоставляется право применения механизма ускоренной амортизации активной части производственных   фондов.

Информация о работе Государственное финансирование инновационных проектов