Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа
Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.
Содержание 2
Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 6
3. Государственное финансирование инновационных проектов 10
Заключение 14
Список литературы………………………………………………………………15
Рис. 4
Структура инвестиционного
климата и факторы его
формирования
С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов и муниципальных образований. Результаты исследования опубликованы в журнале "Эксперт" в 1996-1998 гг. В отличие от всех предыдущих исследований оценка инвестиционного климата осуществлялась для каждого из 89 субъектов Федерации. Впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.
В первых двух оценках (1996 и 1997 гг.) инвестиционный климат региона и муниципальных образований рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:
- инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе и муниципальных образований факторов производства и сфер приложения капитала;
- инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования;
- законодательных условий - правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.
Бурный рост в 1997-1998 гг. законодательной активности повсеместно избранных региональных и муниципальных властей значительно сблизил законодательные условия инвестирования в регионах и муниципальных образований, что позволило в рейтинге 1997-1998 гг. учитывать этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К тому же введение понятия законодательного риска соответствует принципам международных оценок инвестиционного климата.
Для составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований были использованы более сотни статистических показателей регионального развития за 1992-1998 гг. Для оценки законодательных условий инвестирования (законодательного риска) было изучено около 1000 законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов, относящихся к сфере регулирования инвестиционной деятельности и налогового режима.
Были привлечены также другие источники, содержащие дополнительную информацию: доклады различных исследовательских центров, статьи, монографии, картографические материалы.
Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др.
Совокупный
потенциал региона и
- ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе обеспеченности территории региона и муниципальных образований балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;
-производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе и муниципальных образований;
- потребительский - совокупная покупательная способность населения региона и муниципальных образований;
- инфраструктурный - оценка экономико-географического положения и инфраструктурной насыщенности региона и муниципальных образований;
- инновационный - при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе и муниципальных образований;
- трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;
- институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе и муниципальных образований;
- финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона и муниципальных образований.
Инвестиционный риск - характеристика качественная, оценивающая вероятность потери инвестиций и дохода от них. Применительно к региону и различным муниципальным образованиям можно выделить следующие виды риска:
- политический, зависящий от устойчивости городской власти и политической поляризации населения;
- экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе и муниципальных образований;
- социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;
- криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести преступлений;
- экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;
- финансовый, отражающий напряженность регионального и муниципального бюджета и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона и муниципальных образований;
-
законодательный, характеризующий совокупность
правовых норм, регулирующих экономические
отношения на территории: местные налоги,
льготы, ограничения и т.п.[11, 14, 15].
2.3.
Законодательные условия
инвестирования
На
территории России действует единое
общегосударственное
Характеристика законодательных условий инвестирования получена на основе анализа всех нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности. Все законодательные акты и разделены на федеральные и региональные.
В федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации. Прежде всего - это законодательство по свободным экономическим зонам. Как федеральное, так и региональное (или муниципальное) делилось на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов инвестирования).
Существующие законодательные акты всех типов и уровней государственного и муниципального управления с точки зрения их влияния на инвестиционный процесс можно разбить на следующие группы.
1. Регулирование сфер и объектов инвестирования. Оно определяет приоритетные направления инвестирования (отрасли, объекты, виды деятельности, сферы). Наличие приоритетных сфер в регионе увеличивает его инвестиционный потенциал.
2.
Налоговое регулирование
3.
Предоставление финансовой
4.
Проведение льготной
5.
Регулирование участия
6.
Доступность региональных
7.
Обеспечение правовой защиты
инвестиций и имущественных
2.4. Основные направления сохранения и развития
российской
науки
В Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. определены основные проблемы активизации государственной научно-технической политики, реструктуризации сети научных организаций, кадрового обеспечения и социальной политики в научной сфере, улучшения финансового положения и рационализации использования ресурсов, укрепления научно-технического потенциала регионов, повышения инвестиционной активности, развития международного научно-технического сотрудничества и совершенствования нормативно-правовой базы. Вместе с тем необходимо отметить следующее.
При рассмотрении проблем реформирования отечественной науки должны учитываться долгосрочные тенденции сокращения научного потенциала, которые, к сожалению, практически остались вне поля зрения разработчиков упомянутой Концепции. Как показывают результаты моделирования, приведенные выше, этот процесс окончится, по-видимому, даже при достаточно оптимистических оценках не ранее чем через 5-7 лет.
Таким образом, необходимы разработка долгосрочной концепции развития российской науки на период до 2015-2020 гг., а также подготовка и реализация федеральной целевой программы "Сохранение и стимулирование развития науки России" с выделением в ее составе важнейшей подпрограммы "Обеспечение преемственности в российской науке".
Решение проблемы преемственности научных знаний должно осуществляться путем как стимулирования притока молодежи, так и предоставления возможности для плодотворной работы ученым и специалистам старших возрастных групп без ограничений по возрасту с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу в зависимости от стажа работы.
Необходимы расширение системы грантов для поддержки не только молодых, но и ученых старшего возраста - кандидатов и докторов наук, высококвалифицированных специалистов, не имеющих ученой степени, в том числе без высшего образования (на опытных производствах), а также целевое выделение ассигнований на оформление патентов, архивирование и пропаганду научно-технических разработок и результатов, полученных учеными старших поколений.
Следует освободить от призыва на военную службу выпускников вузов, поступающих в НИИ и КБ, где ведутся работы по приоритетным направлениям развития науки и техники, при обязательном соблюдении всех пунктов заключаемого с ними контракта. Надо стимулировать интеграцию высшей школы и академического сектора науки, в том числе путем создания новых либо филиалов существующих вузов, подготавливающих магистров и аспирантов при ведущих научно-исследовательских организациях.
Требуется переработка проекта Налогового кодекса с целью сохранения всех существующих направлений государственной поддержки науки (отмена действующих льгот означает для науки потери, сопоставимые с объемом средств, выделяемых в бюджете по статье "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" и составлявших в 1997 г. 9,4 млрд. руб.
Государство должно осуществлять соответствующий мониторинг и контролировать важнейшие нормативы. В их числе в первую очередь необходимо выделить следующие:
- доля общих затрат на науку относительно ВВП должна быть не ниже 1,5% (по нашим оценкам, это примерно соответствует 4% расходов федерального бюджета, которые должны выделяться на фундаментальную науку и научно-технический прогресс в соответствии с законом РФ о науке);
- соотношение заработной платы занятых в науке и научном обслуживании и в экономике в целом должно быть не ниже 120-125%;
- долю занятых исследованиями и разработками относительно численности населения нужно в ближайшие 3-5 лет поддерживать на уровне 0,6-0,65% и в середине следующего десятилетия - не ниже 0,55-0,60%.
Важнейшая проблема - определение приоритетов развития науки. Принципы их выбора и реализации в условиях экономического спада, снижения спроса на результаты НИОКР и сокращения финансирования должны коренным образом отличаться от тех, которые используются при стабильном развитии экономики, и исходить из долгосрочных целей социально-экономического развития страны, оборонительной доктрины и научно-технической политики.
Информация о работе Государственное финансирование инновационных проектов