Государственное финансирование инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 6
3. Государственное финансирование инновационных проектов 10
Заключение 14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

 

 
 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Рис. 4 Структура инвестиционного климата и факторы его формирования 

 

      С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов и муниципальных образований. Результаты исследования опубликованы в журнале "Эксперт" в 1996-1998 гг. В отличие от всех предыдущих исследований оценка инвестиционного климата осуществлялась для каждого из 89 субъектов Федерации. Впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.

     В первых  двух оценках (1996 и 1997 гг.) инвестиционный климат региона и муниципальных образований рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:

     - инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе и муниципальных образований факторов производства и сфер приложения капитала;

     - инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования;               

     - законодательных  условий - правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.

     Бурный  рост в 1997-1998 гг. законодательной активности повсеместно избранных региональных и муниципальных властей значительно сблизил законодательные условия инвестирования в регионах и муниципальных образований, что позволило в рейтинге 1997-1998 гг. учитывать этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К тому же введение понятия законодательного риска соответствует принципам международных оценок инвестиционного климата.

     Для составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований были использованы более сотни статистических показателей регионального развития за 1992-1998 гг.  Для оценки законодательных условий инвестирования (законодательного риска) было изучено около 1000 законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов, относящихся к сфере регулирования инвестиционной деятельности и налогового режима.

     Были  привлечены также другие источники, содержащие дополнительную информацию: доклады различных исследовательских центров, статьи, монографии, картографические материалы.

     Инвестиционный  потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др.

     Совокупный  потенциал региона и муниципальных  образований включает восемь его  подвидов:

     - ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе обеспеченности территории региона и муниципальных образований балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;

     -производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе и муниципальных образований;

     - потребительский - совокупная покупательная способность населения региона и муниципальных образований;

     - инфраструктурный - оценка экономико-географического положения и инфраструктурной насыщенности региона и муниципальных образований;

     - инновационный - при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе и муниципальных образований;

     - трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;

     - институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе и муниципальных образований;

     - финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона и муниципальных образований.

     Инвестиционный риск - характеристика качественная, оценивающая вероятность потери инвестиций и дохода от них. Применительно к региону и различным муниципальным образованиям можно выделить следующие виды риска:

     - политический, зависящий от устойчивости городской власти и политической поляризации населения;

     - экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе и  муниципальных образований;

     - социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;

     - криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести преступлений;

     - экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;

     - финансовый, отражающий напряженность регионального и муниципального бюджета и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона и муниципальных образований;

     - законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.[11, 14, 15]. 

2.3. Законодательные условия инвестирования 

     На  территории России действует единое общегосударственное законодательство, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под влиянием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах полномочий местных органов власти.

       Характеристика законодательных условий инвестирования  получена на основе анализа всех нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности. Все законодательные акты и разделены на федеральные и региональные.

     В федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации. Прежде всего - это законодательство по свободным экономическим зонам. Как федеральное, так и региональное (или муниципальное) делилось на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов инвестирования).

     Существующие  законодательные акты всех типов  и уровней государственного и муниципального  управления с точки зрения их влияния на инвестиционный процесс можно разбить на следующие группы.

     1. Регулирование сфер и объектов  инвестирования. Оно определяет приоритетные направления инвестирования (отрасли, объекты, виды деятельности, сферы). Наличие приоритетных сфер в регионе увеличивает его инвестиционный потенциал.

     2. Налоговое регулирование инвестиционной  деятельности - сферы и виды деятельности в регионе и в муниципальных образованиях, льготные по налогообложению.

     3. Предоставление финансовой помощи  и кредитных льгот инвесторам  и потенциальным инвесторам в  данном регионе  и в муниципальных  образованиях, или в данной сфере деятельности (по типу Федерального ведомства по опеке в ФРГ).

     4. Проведение льготной амортизационной  политики (право осуществления ускоренной амортизации для отдельных отраслей экономики).

     5. Регулирование участия инвестора  в приватизации.

     6. Доступность региональных ценных бумаг для внешних покупателей.

     7. Обеспечение правовой защиты  инвестиций и имущественных региональных законодательных гарантий (в том числе залоговое право). 

 

2.4. Основные направления  сохранения и развития 

российской  науки 

     В Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. определены основные проблемы активизации государственной научно-технической политики, реструктуризации сети научных организаций, кадрового обеспечения и социальной политики в научной сфере, улучшения финансового положения и рационализации использования ресурсов, укрепления научно-технического потенциала регионов, повышения инвестиционной активности, развития международного научно-технического сотрудничества и совершенствования нормативно-правовой базы. Вместе с тем необходимо отметить следующее.

     При рассмотрении проблем реформирования отечественной науки должны учитываться долгосрочные тенденции сокращения научного потенциала, которые, к сожалению, практически остались вне поля зрения разработчиков упомянутой Концепции. Как показывают результаты моделирования, приведенные выше, этот процесс окончится, по-видимому, даже при достаточно оптимистических оценках не ранее чем через 5-7 лет. 

     Таким образом, необходимы разработка долгосрочной концепции развития российской науки на период до 2015-2020 гг.,  а также подготовка и реализация федеральной целевой программы "Сохранение и стимулирование развития науки России" с выделением в ее составе важнейшей подпрограммы "Обеспечение преемственности в российской науке".

     Решение проблемы преемственности научных знаний должно осуществляться путем как стимулирования притока молодежи, так и предоставления возможности для плодотворной работы ученым и специалистам старших возрастных групп без ограничений по возрасту с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу в зависимости от стажа работы.

     Необходимы  расширение системы грантов для  поддержки не только молодых, но и ученых старшего возраста - кандидатов и докторов наук, высококвалифицированных специалистов, не имеющих ученой степени, в том числе без высшего образования (на опытных производствах), а также целевое выделение ассигнований на оформление патентов, архивирование и пропаганду научно-технических разработок и результатов, полученных учеными старших поколений.

       Следует освободить от призыва на военную службу выпускников вузов, поступающих в НИИ и КБ, где ведутся работы по приоритетным направлениям развития науки и техники, при обязательном соблюдении всех пунктов заключаемого с ними контракта. Надо стимулировать интеграцию высшей школы и академического сектора науки, в том числе путем создания новых либо филиалов существующих вузов, подготавливающих магистров и аспирантов при ведущих научно-исследовательских организациях.

     Требуется переработка проекта Налогового кодекса с целью сохранения всех существующих направлений государственной поддержки науки (отмена действующих льгот означает для науки потери, сопоставимые с объемом средств, выделяемых в бюджете по статье "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" и составлявших в 1997 г. 9,4 млрд. руб.

     Государство должно осуществлять соответствующий  мониторинг и контролировать важнейшие нормативы. В их числе в первую очередь необходимо выделить следующие:

     - доля общих затрат на науку относительно ВВП должна быть не ниже 1,5% (по нашим оценкам, это примерно соответствует 4% расходов федерального бюджета, которые должны выделяться на фундаментальную науку и научно-технический прогресс в соответствии с законом РФ о науке);

     - соотношение заработной платы  занятых в науке и научном  обслуживании и в экономике в целом должно быть не ниже 120-125%;

         - долю занятых исследованиями  и разработками относительно численности населения нужно в ближайшие 3-5 лет поддерживать на уровне 0,6-0,65%  и в середине следующего десятилетия - не ниже 0,55-0,60%.

     Важнейшая проблема - определение приоритетов  развития науки. Принципы их выбора и реализации в условиях экономического спада, снижения спроса на результаты НИОКР и сокращения финансирования должны коренным образом отличаться от тех, которые используются при стабильном развитии экономики, и исходить из долгосрочных целей социально-экономического развития страны, оборонительной доктрины и научно-технической политики.

Информация о работе Государственное финансирование инновационных проектов