Использование финансового лизинга в финансировании деятельности компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить, как финансовый лизинг используется в финансировании деятельности компании.

Содержание

Глава 1 Экономическая сущность лизинговых операций
1.1 Понятие и виды лизинга…………………………………………………… 5
1.2 Субъекты и объекты лизинговых отношений. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов…………………………………..………….10
Глава 2 Финансовый лизинг как форма инвестирование деятельности компаний
2.1 Общая характеристика деятельности компании АО «Астана-Финанс»…14
2.2Сравнительный анализ форм финансирования АО «Астана- Финанс»……………………….16
Глава 3 Проблемы и перспективы развития финансового лизинга в Республике Казахстан…………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...…….37
Список использованной литературы…………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 574.00 Кб (Скачать документ)

Следующей немаловажной проблемой, особенно для мелких крестьянских хозяйств является вопрос развития сублизинга. Необходимо отметить, что изменения в Закон о финансовом лизинге, четко определили сублизинг как разновидность финансового лизинга, однако применение норм налогового законодательства, предусмотренного для финансового лизинга не в полной мере распространяется на отношения сублизинга и сдерживают его развитие.

Немаловажным в вопросе  привлечения инвестиций в страну является вопрос развития международного лизинга. Внесенные предложения  МФК и АФК в законопроект по внесению изменений в НК, а именно освобождение международного лизинга от налога у источника выплаты, будут способствовать развитию данного вида лизинга.

Одним из отличительных  признаков финансового лизинга  является то, что право собственности  на имущество, передаваемое в лизинг остается у лизингодателя (лизинговой компании), а лизингополучателю до момента выполнения им всех предусмотренных договором финансового лизинга обязательств передается только право владения и пользования. Сложность разделения составляющих права собственности вызывает неодназночные подходы при регистрации транспортных средств, являющихся предметами лизинга. На практике регистрация транспортных средств, являющихся предметами договора лизинга производится и на лизингополучателя и на лизингодателя. При этом оба варианта имеют недостатки, связанные с наличием риска снятия с учета автотранспорта лизингополучателем или сложностью процедур регистрации.

Рынок лизинга набирает темпы и также растет портфель лизинговых сделок нашей компании. Сегодня лизинг востребован. Лизинг способствует внутренним частным инвестициям в реальный сектор. Самым распространенным источником финансирования лизинговых операций являются коммерческие банки. Ниже представлена структура фондирования лизинговых компаний (рисунок 8) [13]

 

Рисунок 8 Структура базы фондирования лизинговых компаний

 

Как видно из рисунка, кредиты казахстанских банков составляют 38%,т.е большую часть в структуре  базы фондирования. Затем идут бюджетные  средства и собственные средства. Иностранные кредиты представляют меньшую часть.

Основным источником финансирования лизинговых компаний по-прежнему остаются заемные средства. Причем, если за весь 2010 год участники рынка использовали 50 млрд. заемных средств, то только в первом полугодии 2012 года – 51 млрд. Доля заемных средств в общем объеме фондирования лизинговых компаний возросла с 58% до 84%. Остальные источники финансирования лизинга демонстрировали тенденцию к сокращению. Особенно явно снизились трансферты из республиканского бюджета. Ужали расходы и местные бюджеты: например, на приобретение в лизинг сельхозтехники в первой половине прошлого года денег оттуда вообще не выделялось, хотя ранее это направление финансировалось довольно активно.

По данным лизинговой компании «Астана-Финанс», ранее одним  из основных источников дешевого финансирования лизинговых сделок были кредиты зарубежных банков под покрытие экспортно-страховых агентств (торговое финансирование). С первой половины 2012 года доступ к этому виду международного финансирования для Казахстана закрыт до окончания процесса реструктуризации долгов ряда крупных отечественных банков.

Стоимость лизинговых услуг в РК в 2013 году будет во многом зависеть от решения вопроса реструктуризации долгов по торговому финансированию. Если доступ к зарубежным кредитам под покрытие экспортно-страховых агентств и дальше будет закрыт, то стоимость лизинга, предоставляемого негосударственными компаниями не только не снизится, но и может возрасти. Скорее всего, наиболее доступный лизинг будет обеспечиваться в основном за счет государственного фондирования. Так, государственная лизинговая компания «КазАгроФинанс», по ее собственной информации, в 2013-м планирует инвестировать в агропромышленный комплекс страны более 68 млрд тенге, в том числе 45,7 млрд тенге – за счет средств Нацфонда (в 3 раза больше, чем в прошлом году), 21,4 млрд – за счет займов и 1 млрд – за счет госбюджета. Лизинговые компании должны иметь возможность использовать разнообразные источники финансирования и соответствующую им стратегию. Стратегия финансирования деятельности лизинговой компании предполагает использование доступных источников финансирования в определенной комбинации и логической последовательности таким образом, чтобы возможности получения финансирования были достаточными, стоимость наименьшей, а риски минимизированы. Определяющим фактором выбора стратегии финансирования лизинговой деятельности является размер самой лизинговой компании. Объем лизинговых услуг по  республике в целом в 20012году вырос в 22,3 раза по  сравнении с 2002 годом. [13]

Несмотря на позитивные показатели официальной статистики, большинство участников рынка оценивают ситуацию в отрасли как затяжную стагнацию. По словам председателя правления АО «Лизинговая компания Астана-Финанс» Жанар Ниязбековой, расхождение экспертных оценок и официальных данных может быть обусловлено особенностью учета лизинговых операций. Статистика за первое полугодие 2012 года показывает те сделки, договоры по которым были подписаны в основном еще в 2011–м. Общий спад рынка отразится в более поздних статистических отчетах. Кроме того, определенную роль в повышении денежного объема заключенных договоров сыграла девальвация тенге, которая привела к удорожанию предметов лизинга, ввозимых из-за рубежа.

Что касается сжатия именно рынка лизинга Астаны, то г-жа Ниязбекова не исключила, что это в определенной степени может быть связано с сокращением портфеля одного из крупнейших игроков рынка - лизинговой компании «Астана-Финанс». Если в 2010 году эта компания занимала 26% на казахстанском рынке финансового лизинга, то по итогам первого полугодия 2012 года ее доля сократилась до 14%, что не могло не отразиться на показателях отрасли в целом. Кстати, обращает на себя внимание интересный факт. В 27 алматинских лизинговых компаниях работают 280 человек (в среднем 10 на «контору»). А в 5 астанинских компаниях работают 418 человек (в среднем 83 на каждую). За полгода в Алматы было заключено договоров на 34,7 млрд. тенге. (123 млн тенге на одного работника), в Астане - на 25,2 млрд. тенге (60 млн на человека) [14]

 

 

 

 

Рассмотрим SWOT-анализ, характеризующий сильные и слабые стороны этого рынка в настоящее время и открывающиеся в перспективе новые возможности и угрозы (таблица 11) [14]

 

Таблица 11-  SWOT-анализ лизингового рынка Казахстана

 

Сильные стороны

Возможности

1.Гос. поддержка лизинговых программ в приоритетных отраслях экономики.

2.Унификация и гармонизация лизингового законодательства.

3.Предоставление налоговых, инвестиционных льгот и преференций

4.Переход лизинговых компаний на МСФО.

5.Государственно-частное партнерство

1.Использование лизинга как одного из    эффективных инструментов реализации

Стратегических (Стратегии 2015, 2020 и 2030) программ развития 

2.Внедрение новых лизинговых программ

3.Диверсификация источников финансирования лизинговой деятельности

4.Широкое использование механизма    фондового рынка для развития лизинговых    услуг.

Слабые стороны

Угрозы

1.Неустойчивость и узость базы фондирования лизинговых компаний.

2.Недостаток «длинных» и «широких» денег в инвестиционном процессе.

3.Недостаточная транспарентность лизинговых компаний.

4. Отсутствие качественной статистической отчетности и информации.

5. Недостаточная диверсификация товарной, отраслевой структуры лизинговых договоров.

1. Выход на казахстанский рынок зарубежных лизинговых компаний.

2. Неустойчивость лизингового законодательства

3. Рост инфляции, удорожание стоимости привлекаемых лизинговыми компаниями финансовых ресурсов.

4. Ухудшение  качества активов и лизингового портфеля в целом, повышение рисков лизинговой деятельности.

5. Снижение странового и кредитного рейтингов


 

В процессе становления  и развития лизингового рынка  Казахстана наряду с несомненными успехами в развитии лизинговой индустрии, выявились  ряд нерешенных вопросов и проблем. К ним относятся:

1. Проблема нахождения и использования внутренних источников финансирования лизинговых инвестиций или проблемы использования «коротких», «длинных», «широких» денег в инвестиционном процессе. Огромной проблемой является нахождение лизинговыми компаниями внутренних источников финансирования лизинговых инвестиций. Накопленные в банковской системе Казахстана в виде депозитов денежные ресурсы в основном относятся к так называемым «коротким деньгам». Для развития финансового лизинга требуются среднесрочные и долгосрочные финансовые ресурсы в виде «длинных денег». Они сосредоточены ныне в Национальном фонде РК, в накопительной пенсионной системе и в страховых организациях. Пути и инструменты их использования для финансирования и широкомасштабного развития лизинговых операций в стране ещё не решены;

2. Проблемы широкого обновления морально и физически устаревшего основного капитала отраслей экономики через применение механизма  ускоренной амортизации в лизинговых сделках. Не решены кардинально вопросы широкого обновления морально и физически устаревшего основного капитала отраслей экономики через применение механизма ускоренной амортизации при проведении лизинговых операций. В России, например, по основным средствам, приобретенным через лизинг, можно применять тройную норму амортизации. Возможность введения ускоренной амортизации предусмотрена в лизинговом законодательстве и других стран СНГ (Украина, Беларусь, Туркменистан и др.);

3. Проблемы минимизации рисков, упрощения процедур учета и регистрации транспортных средств в органах дорожной полиции. В структуре передаваемого в лизинг имущества в целом по Казахстану доля транспортных средств составляет более 20%, а в частных лизинговых компаниях 35-40%. В связи с этим вопрос минимизации рисков лизинговых компаний в этом секторе, а также упрощение регистрационных процедур является очень важным. Одним из отличительных признаков финансового лизинга является то, что юридически право собственности остаётся за лизинговой компанией, а лизингополучателю передаётся только право владения и пользования. На практике регистрация транспортных средств, являющихся предметами лизинга, производится и на лизингополучателя, и на лизингодателя. При этом оба варианта имеют недостатки, связанные с наличием риска снятия с учёта автотранспорта лизингополучателем или сложностью процедур регистрации в регионах. Сложность разделения составляющих права собственности вызывает также неоднозначные подходы при регистрации транспортных средств – предметов лизинга и ответственности в сфере нарушения Правил дорожного движения. В свидетельстве о регистрации транспортного средства указан лизингодатель. Поэтому от органов дорожной полиции поступают уведомления о составлении протоколов и внесении их в базу данных об административных правонарушениях.

4. В настоящее время остро стоит проблема ежеквартального формирования  официальных статистических сведений о финансовом лизинге, отражающих общие параметры развития лизинга в Казахстане. С 2006 года Агентством РК по статистике была внедрена форма статистической отчетности, однако она имеет множество недостатков и не в полной мере удовлетворяет потребности инвесторов, акционеров, лизинговых компаний и других участников лизингового рынка. Материалы статистических обследований зачастую не отражают реальное состояние, динамику и структуру лизингового рынка Казахстана.

5. Актуальными являются проблемы, связанные с таможенным оформлением оборудования, ввозимого в целях передачи в лизинг. В частности, это вопросы, связанные с расширением утвержденных правительством РК Перечней основных средств, ввезенных по договору финансового лизинга, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость; с определением кода товарной номенклатуры оборудования и таможенным оформлением товаров, ввозимых как единая партия.

6. Упрощенная характеристика форм и видов лизинга в статье 3 Закона РК «О финансовом лизинге» препятствует появлению новых видов и разновидностей лизинговых операций, тем самым и расширению казахстанского лизингового рынка в целом. Несмотря на огромное разнообразие моделей лизинговых договоров, форм, видов и разновидностей лизинговых операций, выработанных мировой практикой, в новой редакции Закона РК «О финансовом лизинге» в статье 3. «Формы и виды лизинга», указаны лишь две формы лизинга (внутренний и международный), четыре вида лизинга (возвратный лизинг, банковский лизинг, полный лизинг и чистый лизинг) и две их разновидности (вторичный лизинг и сублизинг), тем самым сужается потенциально возможные направления и области развития лизинговых операций. Следует сказать, что вопросы гражданско–правового и налогового регулирования сублизинга и международного лизинга недостаточно отработаны, что сдерживает их развитие. В процессе укрепления и развития казахстанского лизингового рынка появились также новые тенденции. Они состоят в следующем:

  1. Появление новых игроков на лизинговом рынке: наряду с государственными и банковскими дочерними лизинговыми компаниями действуют на лизинговом рынке иностранные лизинговые компании; лизинговые компании, связанные с производителями и поставщиками машин и оборудования; отраслевые и региональные лизинговые компании; и фирмы, связанные с финансово-промышленными группами (ФПГ); а также коммерческие банки и Фонды, осуществляющие лизинговые операции без создания лизинговой компании.
  2. Создание и рост количества филиалов, представительств и сервисных центров лизинговых фирм и компаний в регионах. Обслуживание регионов ведущими лизинговыми компаниями, сосредоточенными ныне в политических и экономических центрах страны (города Астана и Алматы) стало осуществляться через создание и расширение их региональных филиалов и представительств.

3. Изменение структуры и расширение источников финансирования лизинговых операций. Разнообразней становятся источники финансирования лизинговых операций.

4. Изменение товарной, отраслевой и региональной структуры  лизинговых сделок: тенденции как снижения, так и роста в разные периоды времени доли сельскохозяйственной, строительно-дорожной и строительной техники,  транспортных средств в общем объеме лизинговых операций.

5. Улучшение  лизингодателями в докризисный период условий лизингового финансирования. В результате возникновения конкуренции между лизинговыми компаниями на рынке стали предлагаться разнообразные лизинговые продукты и программы, а также дополнительные услуги; снизились размеры процентных ставок и маржи лизинговых компаний; удлинились сроки предоставления техники в лизинг; произошло смягчение требований лизинговых компаний к предоставлению обеспечения (залог, аванс, страхование, выкуп техники поставщиками и др.).[14]

Информация о работе Использование финансового лизинга в финансировании деятельности компании