Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:06, курсовая работа
Цель работы – определить, как финансовый лизинг используется в финансировании деятельности компании.
Глава 1 Экономическая сущность лизинговых операций
1.1 Понятие и виды лизинга…………………………………………………… 5
1.2 Субъекты и объекты лизинговых отношений. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов…………………………………..………….10
Глава 2 Финансовый лизинг как форма инвестирование деятельности компаний
2.1 Общая характеристика деятельности компании АО «Астана-Финанс»…14
2.2Сравнительный анализ форм финансирования АО «Астана- Финанс»……………………….16
Глава 3 Проблемы и перспективы развития финансового лизинга в Республике Казахстан…………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...…….37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Следующей немаловажной проблемой, особенно для мелких крестьянских хозяйств является вопрос развития сублизинга. Необходимо отметить, что изменения в Закон о финансовом лизинге, четко определили сублизинг как разновидность финансового лизинга, однако применение норм налогового законодательства, предусмотренного для финансового лизинга не в полной мере распространяется на отношения сублизинга и сдерживают его развитие.
Немаловажным в вопросе привлечения инвестиций в страну является вопрос развития международного лизинга. Внесенные предложения МФК и АФК в законопроект по внесению изменений в НК, а именно освобождение международного лизинга от налога у источника выплаты, будут способствовать развитию данного вида лизинга.
Одним из отличительных признаков финансового лизинга является то, что право собственности на имущество, передаваемое в лизинг остается у лизингодателя (лизинговой компании), а лизингополучателю до момента выполнения им всех предусмотренных договором финансового лизинга обязательств передается только право владения и пользования. Сложность разделения составляющих права собственности вызывает неодназночные подходы при регистрации транспортных средств, являющихся предметами лизинга. На практике регистрация транспортных средств, являющихся предметами договора лизинга производится и на лизингополучателя и на лизингодателя. При этом оба варианта имеют недостатки, связанные с наличием риска снятия с учета автотранспорта лизингополучателем или сложностью процедур регистрации.
Рынок лизинга набирает темпы и также растет портфель лизинговых сделок нашей компании. Сегодня лизинг востребован. Лизинг способствует внутренним частным инвестициям в реальный сектор. Самым распространенным источником финансирования лизинговых операций являются коммерческие банки. Ниже представлена структура фондирования лизинговых компаний (рисунок 8) [13]
Рисунок 8 Структура базы фондирования лизинговых компаний
Как видно из рисунка,
кредиты казахстанских банков составляют
38%,т.е большую часть в
Основным источником финансирования лизинговых компаний по-прежнему остаются заемные средства. Причем, если за весь 2010 год участники рынка использовали 50 млрд. заемных средств, то только в первом полугодии 2012 года – 51 млрд. Доля заемных средств в общем объеме фондирования лизинговых компаний возросла с 58% до 84%. Остальные источники финансирования лизинга демонстрировали тенденцию к сокращению. Особенно явно снизились трансферты из республиканского бюджета. Ужали расходы и местные бюджеты: например, на приобретение в лизинг сельхозтехники в первой половине прошлого года денег оттуда вообще не выделялось, хотя ранее это направление финансировалось довольно активно.
По данным лизинговой компании «Астана-Финанс», ранее одним из основных источников дешевого финансирования лизинговых сделок были кредиты зарубежных банков под покрытие экспортно-страховых агентств (торговое финансирование). С первой половины 2012 года доступ к этому виду международного финансирования для Казахстана закрыт до окончания процесса реструктуризации долгов ряда крупных отечественных банков.
Стоимость лизинговых услуг в РК в 2013 году будет во многом зависеть от решения вопроса реструктуризации долгов по торговому финансированию. Если доступ к зарубежным кредитам под покрытие экспортно-страховых агентств и дальше будет закрыт, то стоимость лизинга, предоставляемого негосударственными компаниями не только не снизится, но и может возрасти. Скорее всего, наиболее доступный лизинг будет обеспечиваться в основном за счет государственного фондирования. Так, государственная лизинговая компания «КазАгроФинанс», по ее собственной информации, в 2013-м планирует инвестировать в агропромышленный комплекс страны более 68 млрд тенге, в том числе 45,7 млрд тенге – за счет средств Нацфонда (в 3 раза больше, чем в прошлом году), 21,4 млрд – за счет займов и 1 млрд – за счет госбюджета. Лизинговые компании должны иметь возможность использовать разнообразные источники финансирования и соответствующую им стратегию. Стратегия финансирования деятельности лизинговой компании предполагает использование доступных источников финансирования в определенной комбинации и логической последовательности таким образом, чтобы возможности получения финансирования были достаточными, стоимость наименьшей, а риски минимизированы. Определяющим фактором выбора стратегии финансирования лизинговой деятельности является размер самой лизинговой компании. Объем лизинговых услуг по республике в целом в 20012году вырос в 22,3 раза по сравнении с 2002 годом. [13]
Несмотря на позитивные показатели официальной статистики, большинство участников рынка оценивают ситуацию в отрасли как затяжную стагнацию. По словам председателя правления АО «Лизинговая компания Астана-Финанс» Жанар Ниязбековой, расхождение экспертных оценок и официальных данных может быть обусловлено особенностью учета лизинговых операций. Статистика за первое полугодие 2012 года показывает те сделки, договоры по которым были подписаны в основном еще в 2011–м. Общий спад рынка отразится в более поздних статистических отчетах. Кроме того, определенную роль в повышении денежного объема заключенных договоров сыграла девальвация тенге, которая привела к удорожанию предметов лизинга, ввозимых из-за рубежа.
Что касается сжатия именно рынка лизинга Астаны, то г-жа Ниязбекова не исключила, что это в определенной степени может быть связано с сокращением портфеля одного из крупнейших игроков рынка - лизинговой компании «Астана-Финанс». Если в 2010 году эта компания занимала 26% на казахстанском рынке финансового лизинга, то по итогам первого полугодия 2012 года ее доля сократилась до 14%, что не могло не отразиться на показателях отрасли в целом. Кстати, обращает на себя внимание интересный факт. В 27 алматинских лизинговых компаниях работают 280 человек (в среднем 10 на «контору»). А в 5 астанинских компаниях работают 418 человек (в среднем 83 на каждую). За полгода в Алматы было заключено договоров на 34,7 млрд. тенге. (123 млн тенге на одного работника), в Астане - на 25,2 млрд. тенге (60 млн на человека) [14]
Рассмотрим SWOT-анализ, характеризующий сильные и слабые стороны этого рынка в настоящее время и открывающиеся в перспективе новые возможности и угрозы (таблица 11) [14]
Таблица 11- SWOT-анализ лизингового рынка Казахстана
Сильные стороны |
Возможности |
1.Гос. поддержка лизинговых программ в приоритетных отраслях экономики. 2.Унификация и гармонизация лизингового законодательства. 3.Предоставление налоговых, инвестиционных льгот и преференций 4.Переход лизинговых компаний на МСФО. 5.Государственно-частное партнерство |
1.Использование лизинга как одного из эффективных инструментов реализации Стратегических (Стратегии 2015, 2020 и 2030) программ развития 2.Внедрение новых лизинговых программ 3.Диверсификация источников финансирования лизинговой деятельности 4.Широкое использование механизма фондового рынка для развития лизинговых услуг. |
Слабые стороны |
Угрозы |
1.Неустойчивость и узость базы фондирования лизинговых компаний. 2.Недостаток «длинных» и «широких» денег в инвестиционном процессе. 3.Недостаточная транспарентность лизинговых компаний. 4. Отсутствие качественной статистической отчетности и информации. 5. Недостаточная диверсификация товарной, отраслевой структуры лизинговых договоров. |
1. Выход на казахстанский рынок зарубежных лизинговых компаний. 2. Неустойчивость лизингового законодательства 3. Рост инфляции, удорожание стоимости привлекаемых лизинговыми компаниями финансовых ресурсов. 4. Ухудшение качества активов и лизингового портфеля в целом, повышение рисков лизинговой деятельности. 5. Снижение странового и кредитного рейтингов |
В процессе становления и развития лизингового рынка Казахстана наряду с несомненными успехами в развитии лизинговой индустрии, выявились ряд нерешенных вопросов и проблем. К ним относятся:
1. Проблема нахождения и использования внутренних источников финансирования лизинговых инвестиций или проблемы использования «коротких», «длинных», «широких» денег в инвестиционном процессе. Огромной проблемой является нахождение лизинговыми компаниями внутренних источников финансирования лизинговых инвестиций. Накопленные в банковской системе Казахстана в виде депозитов денежные ресурсы в основном относятся к так называемым «коротким деньгам». Для развития финансового лизинга требуются среднесрочные и долгосрочные финансовые ресурсы в виде «длинных денег». Они сосредоточены ныне в Национальном фонде РК, в накопительной пенсионной системе и в страховых организациях. Пути и инструменты их использования для финансирования и широкомасштабного развития лизинговых операций в стране ещё не решены;
2. Проблемы широкого обновления морально и физически устаревшего основного капитала отраслей экономики через применение механизма ускоренной амортизации в лизинговых сделках. Не решены кардинально вопросы широкого обновления морально и физически устаревшего основного капитала отраслей экономики через применение механизма ускоренной амортизации при проведении лизинговых операций. В России, например, по основным средствам, приобретенным через лизинг, можно применять тройную норму амортизации. Возможность введения ускоренной амортизации предусмотрена в лизинговом законодательстве и других стран СНГ (Украина, Беларусь, Туркменистан и др.);
3. Проблемы минимизации рисков, упрощения процедур учета и регистрации транспортных средств в органах дорожной полиции. В структуре передаваемого в лизинг имущества в целом по Казахстану доля транспортных средств составляет более 20%, а в частных лизинговых компаниях 35-40%. В связи с этим вопрос минимизации рисков лизинговых компаний в этом секторе, а также упрощение регистрационных процедур является очень важным. Одним из отличительных признаков финансового лизинга является то, что юридически право собственности остаётся за лизинговой компанией, а лизингополучателю передаётся только право владения и пользования. На практике регистрация транспортных средств, являющихся предметами лизинга, производится и на лизингополучателя, и на лизингодателя. При этом оба варианта имеют недостатки, связанные с наличием риска снятия с учёта автотранспорта лизингополучателем или сложностью процедур регистрации в регионах. Сложность разделения составляющих права собственности вызывает также неоднозначные подходы при регистрации транспортных средств – предметов лизинга и ответственности в сфере нарушения Правил дорожного движения. В свидетельстве о регистрации транспортного средства указан лизингодатель. Поэтому от органов дорожной полиции поступают уведомления о составлении протоколов и внесении их в базу данных об административных правонарушениях.
4. В настоящее время остро стоит проблема ежеквартального формирования официальных статистических сведений о финансовом лизинге, отражающих общие параметры развития лизинга в Казахстане. С 2006 года Агентством РК по статистике была внедрена форма статистической отчетности, однако она имеет множество недостатков и не в полной мере удовлетворяет потребности инвесторов, акционеров, лизинговых компаний и других участников лизингового рынка. Материалы статистических обследований зачастую не отражают реальное состояние, динамику и структуру лизингового рынка Казахстана.
5. Актуальными являются проблемы, связанные с таможенным оформлением оборудования, ввозимого в целях передачи в лизинг. В частности, это вопросы, связанные с расширением утвержденных правительством РК Перечней основных средств, ввезенных по договору финансового лизинга, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость; с определением кода товарной номенклатуры оборудования и таможенным оформлением товаров, ввозимых как единая партия.
6. Упрощенная характеристика форм и видов лизинга в статье 3 Закона РК «О финансовом лизинге» препятствует появлению новых видов и разновидностей лизинговых операций, тем самым и расширению казахстанского лизингового рынка в целом. Несмотря на огромное разнообразие моделей лизинговых договоров, форм, видов и разновидностей лизинговых операций, выработанных мировой практикой, в новой редакции Закона РК «О финансовом лизинге» в статье 3. «Формы и виды лизинга», указаны лишь две формы лизинга (внутренний и международный), четыре вида лизинга (возвратный лизинг, банковский лизинг, полный лизинг и чистый лизинг) и две их разновидности (вторичный лизинг и сублизинг), тем самым сужается потенциально возможные направления и области развития лизинговых операций. Следует сказать, что вопросы гражданско–правового и налогового регулирования сублизинга и международного лизинга недостаточно отработаны, что сдерживает их развитие. В процессе укрепления и развития казахстанского лизингового рынка появились также новые тенденции. Они состоят в следующем:
3. Изменение структуры и расширение источников финансирования лизинговых операций. Разнообразней становятся источники финансирования лизинговых операций.
4. Изменение товарной,
отраслевой и региональной
5. Улучшение лизингодателями в докризисный период условий лизингового финансирования. В результате возникновения конкуренции между лизинговыми компаниями на рынке стали предлагаться разнообразные лизинговые продукты и программы, а также дополнительные услуги; снизились размеры процентных ставок и маржи лизинговых компаний; удлинились сроки предоставления техники в лизинг; произошло смягчение требований лизинговых компаний к предоставлению обеспечения (залог, аванс, страхование, выкуп техники поставщиками и др.).[14]
Информация о работе Использование финансового лизинга в финансировании деятельности компании