Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:16, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является поиск оптимального инструментария дистанционного анализа банков, оценки финансового состояния коммерческого банка, предложение мероприятий по улучшению финансового состояния банка.
В согласии с целью были поставлены задачи:
изучить деятельность коммерческих банков.
провести оценку финансового состояния ОАО «Сбербанк России»
выработать рекомендации по улучшению финансового состояния коммерческого банка.
Введение
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ
1.1. Типы коммерческих банков
1.2. Функции коммерческих банков
1.3. Операции коммерческих банков
1.4. Финансовые результаты деятельности коммерческих банков
1.5. Ликвидность коммерческих банков
1.6. Методы оценки эффективности работы банка
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО "СБЕРБАНК РОССИИ
2.1. Общая характеристика, миссия и цели банка
2.2. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях
2.3. Анализ хозяйственной деятельности банка
2.4. Риск-менеджмент
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ БАНКА
3.1. Перспективы развития российской банковской системы
3.2. Важнейшие меры по развитию банковской системы и кредитования в России
3.3. Предложения по улучшению эффективности работы банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ключевыми инструментами управления риском физической ликвидности в краткосрочной перспективе являются модель прогнозирования потоков платежей и контроль доступных резервов ликвидности банка. Основными резервами для управления оперативной ликвидностью являются операции прямого РЕПО с Банком России. Возможным источником среднесрочного фондирования являются кредиты Банка России под залог нерыночных активов (кредитов) согласно Положению Банка России 312-П. В качестве долгосрочных резервов ликвидности рассматриваются потенциальные выпуски облигаций или организации синдицированных кредитов. Управление средней долгосрочной ликвидностью в Сбербанке производится на основании ежеквартально разрабатываемых планов фондирования. В этих планах представляется исторический анализ текущих трендов развития различных статей баланса и строятся несколько сценариев развития на ближайший период. В зависимости от предполагаемого сценария развития анализируются потенциальные риски ликвидности и описываются меры оперативного реагирования на различные негативные внутренние и внешние шоки.
2010 год охарактеризовался рисками физической, а не нормативной ликвидности. Избыток иностранной валюты в первых трех кварталах 2010 года в совокупности с избытком рублей в последних двух кварталах объясняют высокий уровень норматива краткосрочной ликвидности Н3 в течение всего года - более 70% (при минимально допустимом значении 50%). А отсутствие роста долгосрочных активов объясняет значительный запас по нормативу Н4 в течение всего года.
Таблица 8
Выполнение нормативов ликвидности | ||||
Нормативы ликвидности | Предельное значение Банка России | Критическое значение Сбербанка | Сумма | % от общей суммы кредитов |
Н2 | Более 15% | - | 82,5 | 53,5 |
Н3 | Более 50% | 55% | 114,3 | 70,5 |
Н4 | Менее 120% | 110% | 73,8 | 71,4 |
Обострение кризиса в конце 2009 года и запретительно высокий уровень ставок на рынке свопов привели к физическому дефициту рублевой ликвидности в начале 2010 года. В результате Банк вынужден был использовать операции прямого РЕПО и обращаться к средствам государственной поддержки в виде беззалоговых аукционов и кредитов под залог активов. Однако, начиная с марта 2010 года, тенденция оттока рублевых средств клиентов изменилась на противоположную, позволив Банку уже в апреле месяце досрочно вернуть средства государственной поддержки. Продолжение притока рублевых средств клиентов уже к III кварталу 2010 года привело к избытку рублевой ликвидности и, как следствие, к проблеме их эффективного размещения. Для сокращения избытка рублевой ликвидности Банк неоднократно снижал ставки по привлечениям и размещениям средств в рублях, активно наращивал портфель ценных бумаг, участвуя в аукционах размещения ОБР и ОФЗ, а также отказался от выпуска облигаций (до 60 млрд. руб.), зарегистрированного в Банке России. В течение всего года Банк обладал избытком валютных средств, вызванным притоком иностранной валюты клиентов вследствие обострения кризиса в 2008 году. Для сокращения избытка иностранной валюты Банк активизировал выдачу валютных кредитов корпоративным клиентам, значительно расширил лимиты для покупки валютных ценных бумаг. Кроме того, Банк погасил в октябре 2010 года синдицированный кредит (в размере 1,5 млрд. долл. США) и выкупил большую часть собственных субординированных облигаций, номинированных в долларах США. В результате к IV кварталу 2010 года избыток иностранной валюты, наблюдавшийся на протяжении первых трех кварталов 2009 года, был практически полностью размещен
3. Рыночный риск. Банк выделяет следующие категории рыночного риска:
а) процентный риск по неторговым позициям - риск падения/роста процентных доходов и расходов при изменении кривой доходности в результате несовпадения сроков погашения (пересмотра процентных ставок) размещенных и привлеченных средств;
б) рыночный риск по торговым позициям, включающий в себя:
процентный риск по портфелю долговых ценных бумаг - риск, возникающий вследствие неблагоприятного изменения рыночных котировок долговых ценных бумаг;
фондовый риск - риск, возникающий вследствие неблагоприятного изменения котировок обыкновенных и привилегированных акций;
валютный риск - риск, возникающий в результате неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и цен на драгоценные металлы.
Для оценки уровня рыночного риска Банк применяет следующие методики:
оценка процентного риска по неторговым позициям производится с применением гэп-анализа путем перераспределения активов и пассивов по договорным срокам до погашения при фиксированных процентных ставках и по срокам до пересмотра процентной ставки при плавающих процентных ставках. Расчет гэпа производится отдельно по российским рублям и иностранной валюте. Оценивается воздействие на чистую прибыль роста и падения процентной ставки на 100 базисных пунктов.
оценка рыночного риска по торговым позициям (процентный риск по портфелю долговых ценных бумаг, фондовый и валютный риски) Банк осуществляет на основании методики VaR. Данная методика позволяет оценить максимальный объем ожидаемых финансовых потерь за определенный период времени с заданным уровнем доверительной вероятности. Банк оценивает VaR методом исторического моделирования с уровнем доверительной вероятности 99%, период удержания принимается равным 10 дням.
Величина рыночного риска в 2010 году приведена в таблице 9 Приложения 4. Рост величины рыночного риска в течение 2010 года обусловлен существенным увеличением объема вложений банка в ценные бумаги: в основном за счет вложений в облигации корпоративных эмитентов (как рублевых, так и валютных), а также в облигации федерального займа и облигации Банка России.
Для ограничения величины рыночного риска Комитет по управлению активами и пассивами устанавливает следующие лимиты и ограничения на проведение активных и пассивных операций:
а) процентный риск по неторговым позициям: предельные процентные ставки привлечения и размещения средств юридических лиц (Ставки привлечения и размещения средств по операциям с физическими лицами утверждаются Правлением Банка), ограничения на объемы долгосрочного кредитования (наиболее рискованный инструмент размещения средств);
б) рыночный риск по торговым позициям:
процентный риск по портфелю долговых ценных бумаг: лимиты на объемы вложений в государственные, корпоративные и субфедеральные облигации, ограничения на объем вложений в один выпуск облигаций, лимиты на структуру портфеля государственных облигаций по срокам погашения, лимиты максимальных потерь (stop-loss);
в акции, перечень эмитентов, в акции которых возможны вложения средств (в данный перечень включены исключительно высоколиквидные ценные бумаги), сублимиты вложений в разрезе эмитентов, лимиты максимальных потерь (stop-loss);
валютный риск: лимиты суммарной открытой валютной позиции и лимиты открытой позиции в отдельных иностранных валютах и драгоценных металлах, лимиты на осуществление конверсионных арбитражных операций на внутреннем и внешнем рынке, лимиты на осуществление арбитражных операций с драгоценными металлами, лимиты максимальных потерь (stop-loss).
4. Операционный риск. Управление операционным риском осуществляется Банком в соответствии с рекомендациями Банка России и определяется Политикой Сбербанка России по управлению операционными рисками. Политика направлена на предупреждение и снижение потерь, обусловленных несовершенством внутренних процессов, сбоями и ошибками функционирования информационных систем, действиями персонала, а также воздействием внешних факторов.
В целях предупреждения и снижения потерь Банк всесторонне регламентирует бизнес-процессы; разделяет полномочия; ведет внутренний контроль совершения сделок и лимитной дисциплины; принимает меры для информационной безопасности; совершенствует процедуры аудита и контроля автоматизированных систем и аппаратных средств; страхует имущество и активы; повышает квалификацию сотрудников всех уровней и т.д.
Текущий уровень операционного риска в Сбербанке оценивается как приемлемый.
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
3.1. Перспективы российской банковской системы
Нельзя не согласиться с тем, что российская банковская система достаточно динамично преодолевает последствия кризиса, по многим параметрам выходя на предкризисные показатели. Уверенно растут объемы вкладов, размещаемых в банках населением, наращиваются, хотя и медленно, объемы кредитования как граждан, так и бизнеса.
Если говорить о перспективных направлениях развития, то следует назвать наращивание капитала российских банков, продолжение консолидации банковского сектора, сокращение доли банков с государственным участием и развитие здоровой конкуренции в банковском секторе, повышение качества и эффективности бизнес-процессов, связанных с оказанием банковских услуг и управлением рисками, укрепление рыночной дисциплины и совершенствование банковского регулирования и надзора.
Все эти вопросы тесно взаимосвязаны, их решение позволит добиться выхода российской банковской системы на качественно новый уровень.
Среди изменений, касающихся капитала кредитных организаций, прежде всего можно отметить такие факторы, как постепенное увеличение требований к минимальному капиталу банков: в соответствии с поправками к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 28.02.2009 с 1 января 2012 г. он не должен быть менее 180 млн. руб. Второе: будут меняться требования к уровню достаточности и качеству капитала - это связано с внедрением принципов Базеля II, а в дальнейшем и Базеля III[19]. И третье: для повышения конкурентоспособности и устойчивости банки будут сами стремиться к наращиванию своего капитала и повышению его качества, что будет стимулировать слияния и поглощения в банковском секторе, а также уход с рынка нежизнеспособных кредитных организаций.
Что касается доли в российском банковском секторе кредитных организаций с государственным участием, то кризис достаточно серьезно повлиял на намечавшуюся до этого тенденцию ее сокращения. Тем не менее этот процесс будет развиваться, причем, в двух направлениях - сокращение самой доли участия государства в конкретных кредитных организациях, а также постепенное «наращивание мускулов» частными банками, включая дочерние банки зарубежных кредитных организаций[20].
Повышению качества бизнес-процессов, связанных с предоставлением банковских услуг и управлением рисками, будут способствовать несколько факторов. Среди них - усиление конкуренции и надзорных требований, улучшение системы защиты потребителей финансовых услуг. Совершенствование надзорных требований к управлению рисками будет во многом базироваться на новых стандартах, разрабатываемых Базельским комитетом по банковскому надзору, который в последнее время опубликовал целый ряд документов (и проектов документов), касающихся требований к управлению операционными, кредитными рисками, риском ликвидности, а также на оценке финансовых инструментов, отражаемых в балансах банков.
Отдельного внимания заслуживает вопрос повышения дисциплины в банковском бизнесе не секрет, что зачастую банки, мягко говоря, приукрашивают свою отчетность, стремясь выглядеть более солидно. Здесь видятся следующие перспективы: будет продолжаться работа по повышению содержательности публично раскрываемой информации (в том числе как третьего компонента стандарта Базеля II) с тем, чтобы участники рынка могли адекватно оценить сферы деятельности кредитной организации, ее подверженность риску, качество управления рисками, величину собственных средств (капитала) и уровень его достаточности[21].
Основные ориентиры и задачи в области совершенствования банковского регулирования и надзора сформулированы в проекте Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. (далее - проект Стратегии).
Среди важнейших мер по совершенствованию системы банковского регулирования и надзора, перечисленных в проекте Стратегии, можно выделить:
внедрение положений Базеля II и Ш, направленных на повышение качества капитала и требований к ликвидности;
сдерживание процикличности;
разработку и реализацию макропруденциальных подходов;
повышение транспарентности структуры собственности;
развитие содержательных (риск-ориентированных) подходов к надзору за деятельностью кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов;