Концепции эффекта финансового рычага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:57, контрольная работа

Описание

Создание и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляют собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, который следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется компания. Как легко видеть из баланса, эта характеристика может быть выполнена либо с позиции активов, которыми владеет и распоряжается предприятие, либо с позиции источников средств. В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором — финансового риска.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Первая (западноевропейская) концепция эффекта финансового рычага
(финансового левериджа)………………………………………………….……..5
2. Вторая (американская) концепция эффекта финансового рычага
(финансового левериджа). Основные этапы формирования политики
привлечения заёмных средств…………………………………………………9
3.Сопряженный эффект операционного и финансового рычагов
(операционно-финансовый леверидж)…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

финанс менеджмент ТЕМА 4.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

   Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Первая (западноевропейская) концепция эффекта  финансового рычага

(финансового  левериджа)………………………………………………….……..5

2. Вторая (американская) концепция эффекта  финансового рычага 

(финансового левериджа). Основные этапы формирования политики

привлечения заёмных средств…………………………………………………9

3.Сопряженный  эффект операционного и финансового  рычагов 

(операционно-финансовый леверидж)…………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Создание  и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляют собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с  целью извлечения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, который следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется компания. Как легко видеть из баланса, эта характеристика может быть выполнена либо с позиции активов, которыми владеет и распоряжается предприятие, либо с позиции источников средств. В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором — финансового риска. 

      Производственный (или бизнес) риск - это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал. Достаточно очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых не может прожить человек и спрос, на которые сравнительно легко предсказуем, гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом ультрамодной обуви, хотя, возможно, и не такой прибыльный. Производственный риск определяется многими факторами: региональные особенности, конъюнктура рынка, национальные традиции, инфраструктура и т.п. Можно привести множество примеров, характеризующих зависимость производственного риска от тех или иных условий; ограничимся одним из них. Очевидно, что при прочих равных условиях оценки риска вложения средств в организацию производства зонтиков от дождя в Великобритании и на Ближнем Востоке принципиально различаются ввиду неодинаковости климатических условий. Риск, обусловленный структурой источников, называется финансовым. В этом случае речь уже не идет о том, куда вложены денежные средства — в производство одежды или автомобилей, а о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников.

      Как известно, источники средств предприятия  могут быть классифицированы различными способами; в данном случае нас интересует, прежде всего, вопрос о том, как соотносятся между собой собственный и заемный капиталы. Ситуация, когда компания (равно как и любой индивидуум) не ограничивается собственным капиталом, а привлекает средства внешних инвесторов, вполне объяснима: всегда выгодно жить в долг, если этот долг обоснован и необременителен. Привлекая заемные средства, собственники компании и ее высший управленческий персонал получают возможность контролировать более крупные потоки денежных средств и реализовывать более амбициозные инвестиционные проекты, несмотря на то, что доля собственного капитала в общей сумме источников может быть относительной небольшой. Компания становится крупнее; владеть, управлять и работать в такой компании престижнее и выгоднее. Безусловно, при этом подразумевается наличие высокого уровня организации производственной и финансовой деятельности, обеспечивающей эффективности использования привлеченных средств.

      С позиции финансового риска компания, осуществляющая свою деятельность лишь за счет собственных средств, и компания, 90% совокупного капитала которой представляют собой банковские кредиты, диаметрально различаются. Необходимо отметить, что понятие финансового риска важно не только и не столько с позиции констатации сложившегося положения, оно гораздо важнее с позиции возможности и условий привлечения дополнительного капитала. Как было указано выше, эти условия могут существенно различаться для приведенных в качестве примера компаний. 
 
 
 
 

     1. Первая (западноевропейская) концепция  эффекта финансового рычага (финансового левериджа) 

     Термин «леверидж» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского термина «lеvеrage», уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе; отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing»[4]. В некоторых монографиях используют термин «рычаг», что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном переводе в английском рычагом является «lever», но никак не «1еverege»[4].

     В экономике, а точнее в менеджменте  под словом леверидж понимают – процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли[1 c.130].

     Основным  результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.

     C позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит; во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.

     Первый  момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных  средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.

     Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

     В финансовом менеджменте различают  следующие виды левериджа[6 c.98]:

  • финансовый
  • производственный (операционный)
  • производственно-финансовый

     Всякое  предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового  характера. Эти факторы формируют  расходы предприятия. Расходы производственного  и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования  и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования  различных источников финансирования  складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.

     Финансовый  леверидж - это соотношение между облигациями и привилегированными акциями с одной стороны и обыкновенными акциями - с другой[2 c.67-68]. Он является показателем финансовой устойчивости акционерного общества.  С другой стороны – это использование долговых обязательств (заемных средств) с целью увеличения ожидаемой прибыли на акционерный капитал. В третьей трактовке финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и заемных средств для оптимизации процентных выплат[2 c.70]. Вопрос целесообразности использования заемного капитала связан с действием финансового рычага: увеличением доли заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала.

     Другими словами финансовый леверидж характеризует  взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.

     В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения  эффекта финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента.

     Первая  концепция: Западноевропейская концепция.

     Эффект  финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала. Рассмотрим следующий пример: 
 

   Таблица 1 - Эффект финансового левериджа

Показатели Предприятие 1 Предприятие 2 Предприятие 3
  1. Активы, тыс. руб.
  2. Пассивы, тыс. руб., в т ч.
    Собственный капитал (СК)

    Заемный капитал (ЗК)

  1. Прибыль до выплаты % и налогов
  2. Экономическая рентабельность активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100
  3. Издержки по выплате % (25%)
  4. Чистая прибыль, тыс. руб.

    ЧП=(БП-S%)*(1-н)

  1. Чистая рентабельность СК

    ЧРСК=ЧП/СКср*100

1`000

1`000

1`000

- 

400 
 

40% 

- 

400*(1-0,3)=280 

280/1`000*100==28%

1`000

1`000

700

300 

400 
 

40% 

75 

(400-75)*(1-0,3)=227,5

227,5/700*100==32,5%

1`000

1`000

300

700 

400 
 

40% 

175 

(400-175)*(1-0,3)=157,5

157,5/300*100==52,5%

      Вывод: предприятие 2 и 3 используют собственный капитал более эффективно; об этом свидетельствует показатель чистой рентабельности собственного капитала (ЧРСК), а заемный капитал (ЗК) используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения заемного капитала называют стратегией спекуляции капитала.

      Показатель  прибыли до выплаты % и налогов  является базовым показателем финансового  менеджмента, который характеризует  создаваемый предприятием доход  на привлеченный капитал.

     Иначе он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ)[10 c. 201-202]:

     НРЭИ=БП-S%,

     где НРЭИ - нетто-результат эксплуатации инвестиций

     S% -сумм апрцентов и налогов

     Рассмотрим  влияние финансового левериджа  на чистую рентабельность собственного капитала для предприятия, использующего как заемный капитал, так и собственный капитал, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на экономическую рентабельность  активов (ЭРА)[10 c.211]:

     

     где, ЧРСК - влияние финансового левериджа на чистую рентабельность собственного капитала для предприятия,

     н – налоги,

     СК  – собственный капитал.

     

     где, ЭРА - экономическая рентабельность  активов.

     СК  – собственный капитал,

     ЗК  – заемный капитал.

     

     где НРЭИ - нетто-результат эксплуатации инвестиций

     ЭРА - экономическая рентабельность  активов

     СК  – собственный капитал,

     ЗК  – заемный капитал

     

     

     

     Итак, эффект финансового левериджа (ЭФЛ) по 1 концепции расчета определяется[10 c.220]:

     

,

     где – дифференциал, – плечо рычага.

Информация о работе Концепции эффекта финансового рычага