Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание

. Какие три структурных элемента личности включает в себя теория Фрейда, как они влияют на поведение человека?
Структура личности по З. Фрейду
Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.

Работа состоит из  1 файл

Орг. поведение. Итоговая контрольная работа.Михеев.docx

— 175.74 Кб (Скачать документ)

Итоговая контрольная  работа (Михеев Николай гр. 20802)

Итоговая контрольная  работа

Вариант 12

1. Какие три структурных элемента личности включает в себя теория Фрейда, как они влияют на поведение человека?

Структура личности по З. Фрейду

Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной  психологии стоят взгляды выдающегося  австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом”  современной психологии. Центральным  в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в  начале 20-х годов Фрейд пересмотрел  свою концептуальную модель психической  жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.

  1. Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет  личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В  первом случае ид отвечает автоматически  на сигналы возбуждения и, таким  образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры  подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение  верхних дыхательных путей и  слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень  раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может  снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным  процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма  человеческих представлений, характеризующаяся  неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность  поведения в соответствии с первичным  процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить  различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между  водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал  Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность  к отсроченному удовлетворению впервые  возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных  нужд и желаний, есть еще и внешний  мир. С появлением этого знания возникает  вторая структура личности, эго.

  1. Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

 

  1. Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).

Суперэго последний компонент  развивающейся личности. С точки  зрения Фрейда, организм не рождается  с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с  родителями, учителями и другими  “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической  силой, суперэго является следствием продолжительной  зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда  ребенок начинает различать “правильно”  и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством  родительских наказаний. Она связана  с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением”  и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и  возникновение чувства вины. Поощрительный  аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство  самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью  сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить  любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго  в преимуществе идеалистических  целей над реалистичными.

 

2. Что влияет на восприятие человеком ситуации?

Тремя основополагающими  личностными началами поведения  человека являются восприятие, критериальная  основа и мотивация. Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения из окружения  и обработки информации. Сам по себе этот процесс един для всех. На входе - получение информации из внешней среды, далее обработка  этой информации и приведение ее в  определенный порядок и, наконец, на выходе - систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на выходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различных индивидов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.

Восприятие человеком  организационного окружения складывается из двух процессов: отбора информации и систематизации информации, каждый из которых осуществляется как в  соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит  выборочный характер. Используя доступные  ему каналы получения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую, осязательную информацию и запах. Отбор  позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию.

Систематизация информации проводится способом логической обработки  информации. Для данного способа  характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный  способ информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доведя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек  обрабатывает информацию, также используя  чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам люблю - не люблю, нравится - не нравится и т.п.

При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие человеком действительности, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих  стабильное влияние на восприятие человека. Среди внутренних по отношению к  человеку факторов выделяются следующие:

•  Люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

•  Люди быстро воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;

• Люди по - разному могут  воспринимать сигнал от того, что предшествовало этому восприятию, и какое состояние они имеют во время восприятия, зависит от сигнала.

Внешними факторами, влияющими  на восприятие человеком действительности, являются следующие:

• Интенсивность передаваемого  сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);

• Подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);

•  Размер (большие объекты  воспринимаются проще, чем малые);

•  Состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.). Так как восприятие является очень сложным и неоднозначным процессом, зависящим от влияния многих факторов, в частности, предыдущего опыта, текущего состояния человека, воздействия внешней среды, оно зачастую может быть ошибочным. Можно указать на несколько распространенных способов восприятия, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком.

Восприятие человека состоит  из двух стадий.

Первая стадия - это первое впечатление о человеке. Обычно оно  базируется на очень небольшом количестве информации о человеке и находится  под сильным влиянием привычек и  представлений воспринимающего. Первое впечатление оказывает сильное  воздействие на дальнейшее восприятие человека. Однако, тем не менее, оно  не является на сто процентов определяющим.

На второй стадии восприятия человека происходит более глубокое и широкое знакомство с его  личностными характеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обязанностей. Восприятие человека в различных ситуациях  и при различных обстоятельствах  позволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики. Это может  привести к корректировке или  даже отказу от первого впечатления.

Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:

•  Воспринимаемый человек;

•  Воспринимающий человек;

•  Ситуация, в которой  происходит восприятие.

От того, как выглядит воспринимаемый человек, как он ведет  себя в общении, каковы его анкетные данные, существенно зависит восприятие человека. В целом это может  показаться неверным с абстрактной  или идеалистической точки зрения справедливого взгляда на каждого  человека. Однако это реальность, которая  существует, её нельзя устранить нравоучениями, нормативными актами и распоряжениями. Реальность нужно признавать и с  ней нужно считаться, как бы нам  ни хотелось того, чтобы этого различия в восприятии человека не существовало.

Выделяется   три   группы   характеристик   воспринимаемого   человека, которые влияют на его  восприятие окружающими:

•  физические и соответствующие им характеристики;

•  социальные характеристики;

•  анкетные характеристики.

К числу наиболее существенных с точки зрения влияния на восприятие человека физических характеристик  относятся его внешность, рост, телосложение и т.д.

Социальными характеристиками человека, оказывающими влияние на его восприятие окружением, являются его стиль и манера ведения  разговора, стиль и манера одеваться. По тому, как человек одет, очень  часто делается вывод о нем, о  его служебном статусе, профессии  и положении в обществе.

Анкетные данные: пол, возраст, образование, национальность, религия  и т.п. достаточно сильно влияют на наше восприятие человека.

Три группы характеристик  воспринимаемого человека отражают то, каким человек предстает окружению. Однако это не значит, что все  в окружении его воспринимают совершенно одинаково в соответствии с его характеристиками. Например, одна и та же манера одеваться может  вызывать у разных людей разное представление  о человеке. И это связанно с  тем, что восприятие человека зависит  также и от характеристик воспринимающего.

То, как воспринимающий смотрит  на воспринимаемого человека, находится  под влиянием двух групп характеристик  воспринимающего:

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"