Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:22, курсовая работа

Описание

Содержание работы изложено в 3-х главах:
1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса;
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ;
3. Сбербанк России на рынке кредитования малого и среднего бизнеса.
В первой главе рассмотрены особенности кредитования малого бизнеса в Российской Федерации, виды кредитов, предоставляемые малому и среднему бизнесу, и их характеристика с условиями предоставления, взгляд на проблемы кредитования со стороны предпринимателей.
Во второй главе рассмотрены различные варианты решения проблем и основные перспективы развития кредитования малого бизнеса.
В третьей главе рассмотрены основные этапы кредитования юридических лиц в Сбербанке России и составлена общая характеристика объекта исследования ОАО Сбербанк России.
При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая основные вопросы и проблемы кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса
1.1 Понятие, сущность кредита и его функции…………………………7
1.2 Особенности кредитования малого бизнеса………………………….9
1.3 Виды кредитов для малого и среднего бизнеса……………………..12
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ
2.1 Проблемы кредитования……………………………………………..17
2.2 Решение проблем кредитования малого бизнеса…………………...22
2.3 Кредитование малого бизнеса: перспективы………………………..24
Глава 3. Сбербанк на рынке кредитования малого и среднего бизнеса
3.1 Общая характеристика Сбербанка России…………………………..27
3.2 Виды кредитных продуктов Сбербанка России, предоставляемых юридическим лицам……………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 66.66 Кб (Скачать документ)

Несмотря на то, что малый  бизнес есть кому кредитовать, доступность этих денег, как признают кредиторы и заемщики, все же незначительная. Предприниматели не верят в доступность банков, а большинство банков, в свою очередь, не стремятся работать в этом секторе.

Как показали опросы предпринимателей, среди основных причин, препятствующих получению кредита в банке, 42 % респондентов назвали проблему залога и гарантий, а 31 % - высокие процентные ставки.

Кроме того, ключевой причиной слабости кредитных программ малого бизнеса в России является нежелание  давать стартовые займы. Даже те банки, которые занимаются кредитованием  малого бизнеса, таких услуг не предоставляют.

Правда, нехватку кредитов российский малый бизнес переживает вполне спокойно, поскольку практически никто  из предпринимателей на финансовую поддержку  со стороны банков и не рассчитывает. Им легче взять в долг у друзей, родственников и знакомых, чем  обратиться в кредитную организацию.

 

1.3 Виды кредитов для малого и среднего бизнеса

Кредитование малого бизнеса  – перспективное, но наиболее сложное  направление в кредитовании бизнеса. Как показывает опыт, во многом проблемы вызваны недостаточной кредитной  грамотностью самих предпринимателей. Многие из них не представляют всего  спектра кредитных продуктов, предлагаемых банками малому бизнесу.

Кредиты для бизнеса можно разделить на:

1. кредит на текущую деятельность;

2. инвестиционные кредиты;

3. коммерческая ипотека;

4. особые виды бизнес  кредитов (лизинг, факторинг, аккредитив).

 

Кредит на текущую деятельность

Целью получения текущего кредита может быть пополнение оборотных  средств или покупка движимого  имущества (машин и оборудования). Кредиты на текущую деятельность предоставляются в традиционном виде, в виде кредитной линии или овердрафта по расчетному счету.

Овердрафт – это продукт  для постоянных клиентов со стабильными  поступлениями на банковский счет. Он больше всего подходит компаниям у которых оборачиваемость товара 15-20 дней. Он необходим для покрытия небольших кассовых разрывов в случае, когда срок платежа нельзя перенести, например, для выплаты зарплаты или оплаты налогов.

Главная привлекательность  овердрафта как кредита для малого бизнеса в относительно низкой процентной ставке. Например, сегодня овердрафт  можно получить под 17-18% годовых при сроке кредита на 12 месяцев и непрерывной задолженности 30 дней.

Максимальный срок предоставления таких кредитов ограничивается тремя  годами. Предпринимателям, обращающимся в банки за подобными кредитами, следует учесть, что ежемесячные  кредитные выплаты должны составлять не более половины чистой прибыли компании.

В качестве обеспечения текущих  кредитов могут выступать залог  и поручительство третьих лиц (как  физических, так и юридических). Залоги же могут быть представлены движимым и недвижимым имуществом компании, товаром в обороте и ценными  бумагами. Кроме того, в качестве залога может выступать имущество  других юридических и физических лиц. Основной залоговой проблемой  в настоящий момент является его  оценка банком. У большинства банков коэффициент оценки колеблется в  диапазоне от 0,4 до 0,8. Наиболее рискованным  вариантом залога считается товар  в обороте – его банки оценивают  предельно низко (с коэффициентом от 0,4 до 0,5).

Не все знают, что существует возможность принятия в залог  не только имеющегося, но и приобретаемого имущества. В этом случае банк перечисляет  сумму кредита непосредственно  поставщику, но получатель кредита должен самостоятельно погасить от 10% до 30% стоимости, в зависимости от требований банка.

Инвестиционные кредиты

Данный вид кредита, прежде всего, характеризуется целью получения  заёмных средств. Ею может быть новый  проект, существенное расширение производственных мощностей либо разработка нового направления  деятельности. Текущая доходность предприятия  не имеет существенного значения, но в инвестиционный проект предприниматель  обязательно должен вложить около 30% собственных средств. Инвестиционные кредиты предоставляются банками  на срок до 10 лет и, что особенно привлекательно, по ним может быть предоставлена  отсрочка погашения основного долга.

Коммерческая ипотека

Схема коммерческой ипотеки  практически не отличается от жилой. В качестве залога по кредиту выступает приобретаемое помещение, получатель ипотечного кредита должен оплатить за счет собственных средств от 10% до 30% его стоимости, сроки кредитования достигают 30 лет. Кредит перечисляется продавцу и в момент регистрации договора купли-продажи в ГБР регистрируется обременение на приобретаемый объект недвижимости. Таким образом, собственник до момента погашения кредита не может реализовать находящееся в залоге имущество. Отличительной особенностью коммерческой ипотеки является то, что приобретаемое помещение должно быть зарегистрировано как нежилой фонд.

Особые формы кредитов:

Лизинг

Для некоторых компаний, обладающих большим объемом собственных  средств, имеет смысл воспользоваться  возможностями лизинга. В данном случае, лизинговая компания самостоятельно приобретает требуемое заемщику имущество и передает его в  финансовую аренду, сохраняя за собой  право собственности. По окончании  договора лизинга, имущество переходит  в собственность лизингополучателя. К преимуществам лизинга следует  отнести достаточно простое оформление и минимальный перечень требуемых  финансовых документов (как правило, только бухгалтерский баланс и отчет  о прибылях и убытках). Среди недостатков  следует учитывать легкое изъятие  лизингового имущества в случаях  нарушений условий договора (так  как право собственности принадлежит  лизингодателю) и большой объём  вложений собственных средств (20 – 30% от стоимости имущества). Кроме  того, лизинговые компании предпочитают график платежей, при котором большая  часть кредитных средств погашается в первый год действия договора.

Факторинг

Факторинг относится к  международным средствам расчета  и всё больше распространяется в  России. По договору факторинга банк погашает задолженность кредиторов компании-заемщика. Таким образом компенсируется недостаток оборотных средств и ликвидируется разрыв во времени между реализацией товара (работ, услуг) и оплатой их покупателем. Основными требованиями банков при рассмотрении возможности факторинга является наличие долгосрочных договорных отношений с покупателями (как минимум 3 месяца) либо известность и платежеспособность самих покупателей (например, когда ими являются крупные и известные торговые сети либо операторы связи). В общем случае факторинг предоставляется на срок до 90 дней.

Аккредитивы

Аккредитив представляет собой операцию, обратную факторингу. Задолженность компании перед поставщиками продукции гасится банком по предъявлении поставщиком документов, подтверждающих факт выполнения условий сделки. Аккредитивы  большей частью применяются во внешнеэкономической  деятельности и могут быть предоставлены на срок до 1 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ 

    1. Проблемы кредитования

Взгляд со стороны предпринимателей

Сначала определим круг проблем, стоящих перед предпринимателем, желающим взять кредит: Большая часть  бизнесменов, поделившаяся своим опытом, выделила 5 причин, по которым брать кредит не выгодно:

•  высокие проценты;

•  короткие сроки погашения;

•  отсутствие или недостаточность  стартового капитала малого предприятия;

•  ограниченность предложения  кредитов для малого бизнеса и  отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию;

•  сложность и длительность процедуры получения банковского кредита.

Это те проблемы, которые  пугают предпринимателя в самой  процедуре кредитования. Помимо этих сложностей у предпринимателей немало своих внутренних проблем, которые  также затрудняют получение банковских кредитов;

•  Непрозрачная и недостоверная  отчетность, отсутствие стимулов для  адекватного отражения финансовых результатов в отчетности (естественно, это снижает возможность получения  в банках кредитов на пополнение оборотных  средств и инвестиционные цели);

•  Незначительный масштаб  бизнеса, затрудняющий оценку его состояния;

•  Низкое качество проработки бизнес-планов при привлечении кредитов;

•  Нестабильность законодательства, главным образом в области  налогообложения малого предприятия;

•  Низкий уровень юридической  грамотности заемщика для надлежащего  оформления всех необходимых документов.

Общей проблемой для всей сферы является низкая информированность  предпринимателей о существующих программах и льготах при оформлении кредита. Люди, которые собираются взять кредит, зачастую не знают, куда обратиться, с чего начать.

 

Взгляд со стороны кредиторов

За последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса  вырос на 80%. Потребность данной отрасли  в заемных средствах сегодня  удовлетворяется не более чем  на 15-17%. Среди основных причин, препятствующих кредитованию малого бизнеса, можно выделить следующие:

Риск, который является следствием:

•  недостаточного залогового обеспечения;

•  отсутствия необходимой кредитной истории;

•  отсутствия достаточной  юридической ответственности и  четкой бухгалтерии малого предприятия.

Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Следующей проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей МБ не является владельцем ликвидного имущества.

Ещё один немаловажный фактор – недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее  двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о  сложившихся репутациях и кредитных  историях. Малого же бизнеса эта  проблема касается вдвойне – небольшие  предприятия, как правило, находятся  на рынке существенно меньше, чем  крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного  устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.

Неграмотность заемщиков. Прежде всего, неграмотность связана с  нечеткой формулировкой целей, для  которых необходимо финансирование. Многие предприниматели не понимают условия получения кредита или  предоставляют неполную информацию о деятельности.

Законодательные сложности. Очень широк круг нерешенных правовых проблем, связанных с кредитованием малого бизнеса:

•  система оценки финансовой состоятельности крупных, средних  и малых предприятий, отраженная в нормативных документах Банка России, не дифференцирована.

К банкам предъявляются требования по анализу малого бизнеса, которые  аналогичны анализу корпоративных  заемщиков. Это обстоятельство в  значительной степени ограничивает возможности банков кредитовать  малые предприятия. Российское законодательство не содержит специальных правовых норм, учитывающих особенности такого вида кредитования;

•  отсутствует институт государственной регистрации залога движимого имущества. Действующий  закон «О залоге» уже не отвечает новым реалиям, большие проблемы возникают у банкиров при оформлении в залог зданий и сооружений;

•  «размытые критерии субъектов малого предпринимательства». Для того чтобы считаться представителем малого бизнеса, необходимо постоянно  соответствовать критериям, которые  содержатся в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ«. Тем  не менее, банки нередко разрабатывают  свои критерии.

Так или иначе, банки выдвигают  как собственные требования к  субъектам малого бизнеса, так и  опираются на закон одиннадцатилетней  давности. Для наглядности приведем пример: если Сбербанк выделяет такой  критерий малого предпринимательства, как численность штата, то Внешторгбанк ориентируются на годовой оборот (как оказалось, 143 млн. рублей достаточно для того чтобы считаться субъектом  малого предпринимательства). В Банке  Москвы малое предприятие должно иметь выручку не более 150 миллионов  рублей в год, а оборот не должен превышать 200 миллионов рублей в год.

Помимо перечисленных  барьеров есть сложности внутри самих  банков. Такие экономические особенности  банковского кредитования малого бизнеса выделяют специалисты:

•  высокая доля и абсолютная величина операционных (непроцентных) расходов в процессе кредитования, что связано с незначительным размером и сроком самого кредита. Невозможно обеспечить достаточную рентабельность операций за счет небольших в абсолютной величине процентных доходов банка;

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса