Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:22, курсовая работа

Описание

Содержание работы изложено в 3-х главах:
1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса;
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ;
3. Сбербанк России на рынке кредитования малого и среднего бизнеса.
В первой главе рассмотрены особенности кредитования малого бизнеса в Российской Федерации, виды кредитов, предоставляемые малому и среднему бизнесу, и их характеристика с условиями предоставления, взгляд на проблемы кредитования со стороны предпринимателей.
Во второй главе рассмотрены различные варианты решения проблем и основные перспективы развития кредитования малого бизнеса.
В третьей главе рассмотрены основные этапы кредитования юридических лиц в Сбербанке России и составлена общая характеристика объекта исследования ОАО Сбербанк России.
При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая основные вопросы и проблемы кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса
1.1 Понятие, сущность кредита и его функции…………………………7
1.2 Особенности кредитования малого бизнеса………………………….9
1.3 Виды кредитов для малого и среднего бизнеса……………………..12
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ
2.1 Проблемы кредитования……………………………………………..17
2.2 Решение проблем кредитования малого бизнеса…………………...22
2.3 Кредитование малого бизнеса: перспективы………………………..24
Глава 3. Сбербанк на рынке кредитования малого и среднего бизнеса
3.1 Общая характеристика Сбербанка России…………………………..27
3.2 Виды кредитных продуктов Сбербанка России, предоставляемых юридическим лицам……………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 66.66 Кб (Скачать документ)

•  ограниченность или  полное отсутствие правовых (и экономически оправданных) механизмов снижения кредитного риска на всех этапах кредитования.

Основные проблемы заключаются  в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить  издержки обращения на обработку  одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для МБ, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Нынешняя ситуация на рынке  кредитования в корне отличается от той, которая была 8-10 лет тому назад, когда стоимость займов для  малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный  бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий  реальные ставки начинаются с 16% (10% предлагает Банк Москвы, но это пока лишь приятное исключение из общего правила), но и  это большая редкость. Как правило, "малые" предприниматели могут  рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии  приемлемых для банка залога или надежных поручителей.

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие – до 50 тыс. долл. (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), сроки ограниченные – как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.

Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или  на большие суммы (например, 10-15 млн рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита.

Но у малого бизнеса  зачастую нет имущества, которое  можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.

Объем "черного" рынка  кредитов оценивается в 6-8 млрд долл. за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15-25% в год. И для этого есть реальные основания.

По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять  в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь  получить законный кредит, реальная стоимость  которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично – он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.

 

2.2 Решение проблем кредитования малого бизнеса

Кредитование малого бизнеса  – сложный механизм взаимоотношений  между банками и представителями  малого бизнеса. Для решения проблем  кредитования бизнеса необходимо комплексный  и системный подход. Поддержка  должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Основная же задача банков в условиях развития кредитования – повышение доверия  предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой  партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса. Для этого целесообразно будет принять следующие меры:

Развитие системы стандартов кредитования малого бизнеса;

Банкам необходимо разработать  единую методологию определения  малого бизнеса, анализа рентабельности предприятия, оценки его платежеспособности. Необходимо пересмотреть систему оценки рисков от операций кредитования малого бизнеса, а также определить уровень  ликвидности залогового обеспечения  достаточный для минимизации  банковских рисков и приемлемый для малого бизнеса.

Постепенное улучшение условий  кредитования;

Основные усилия необходимо направить на упрощение процедуры  получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования а затем уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт и удобство кредитования. В перспективе ставки должны снизиться вследствие конкуренции и увеличения объемов кредитного рынка.

Развитие стартовых проектов;

Кредитование малого бизнеса  в будущем будет тесно связано  с развитием «стартовых» проектов и постепенным заполнением этой кредитной ниши банками. Здесь значительную поддержку должны оказать Фонды  содействия кредитованию малого бизнеса, выступив в качестве гаранта начинающих проектов, и но перспективных проектов. Активное развитие деятельности указанных фондов, должно стимулироваться государством через принятие ряда законопроектов, предусматривающих механизмы формирования капитала кредитных организаций.

Развитие кредитных бюро;

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кредиторы в России - это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может в течение получаса запросить и узнать кредитную историю заемщика, у нас деятельность кредитных бюро далека от совершенства. На запросы и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения кредита заемщиком. Наряду с этим банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Поддержка со стороны государства;

Необходимо развитие законодательства в части конкретных мер и механизмов поддержки малого бизнеса, развитие федеральных программ, направленных на стимулирование кредитования малого бизнеса.

Повышение доверия между банками и бизнесом;

Этого можно добиться только путем тесного сотрудничества. Банки  должны вести активную рекламу своих  кредитных продуктов, объяснять  их преимущества и просвещать, таким  образом, представителей малого бизнеса. Очень важна в этом вопросе  грамотная информационная поддержка  бизнесменов и консультирование их по всем возникающим вопросам.

 

2.3 Кредитование малого бизнеса: перспективы

Кредитование малого бизнеса  в России имеет хорошие перспективы  в связи с большим спросом  представителей бизнеса на кредитные  продукты. Банки же имеют все возможности  для удовлетворения финансовых потребностей предпринимателей. В настоящее время  эти потребности удовлетворены  на 30-40 %, и банки не упустят возможности  увеличения своего дохода от результатов кредитования бизнеса. Увеличивающиеся год от года объемы кредитования только подтверждают эту тенденцию.

В течение следующих лет  можно спрогнозировать вероятное  снижение процентных ставок по займам, увеличение сроков кредитование, упрощения  процедуры оформление кредитов, а  в целом - кредитование малого бизнеса  станет более доступно широкому кругу  предпринимателей. Согласно оценкам  компетентных специалистов, кредитование малого бизнеса станет самым быстрорастущим сегментом представляемых банками  услуг.

Поскольку уже сейчас этот рынок характеризуется высокой  степенью конкуренции. В России в  настоящее время действуют большое  количество банков, в т.ч. и региональных, которые специализируются именно на услугах предоставления кредитов, в т.ч. и для бизнеса.

Кредитование малого бизнеса  в настоящее время характеризуется  следующими основными тенденциями, определяющими дальнейшие перспективы  развития банковских услуг для бизнеса:

•  малый бизнес проявляет  значительный интерес к продуктам  банковского кредитованию;

•  увеличение количества банков, предлагающих кредиты для бизнеса;

•  как следствие двух предыдущих пунктов, снижение процентных ставок по кредитам, увеличение сроков кредитование;

•  стандартизация процесса кредитования (разработка единых требований, перечня документации и т.д.);

•  улучшение банковского  сервиса и упрощение процедуры получения кредита для бизнеса;

•  увеличение предлагаемых кредитных продуктов для открытия и развития бизнеса.

Конкуренция среди банков идет даже не в части предоставления заниженных процентных ставок, а в  качестве предоставления удобного сервиса. Банки стараются обеспечить максимально  лучший комфорт при обслуживании – расширяют филиалы банков, офисы  продаж, ставят Интернет - киоски и т.д. В перспективе процентные ставки должны снизиться и стабилизироваться  на некоторой отметке, а хорошее  качество и упрощенная процедура  получения кредита станут неким  стандартом. Эксперты полагают, что  данный процесс произойдет не сразу (не будет иметь взрывного характера), а поэтапно.

Еще одной характерной  особенностью развития банковского  кредитования в России станет появление  и значительное увеличение количества банков, ориентированных на представителей бизнеса предлагающих кредиты для бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сбербанк на рынке кредитования малого и среднего бизнеса

3.1 Общая характеристика Сбербанка России

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации  и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится  на уровне 26%. По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный  банк, удовлетворяющий потребности  различных групп клиентов в широком  спектре банковских услуг. Сбербанк занимает первое место в рейтинге российских банков, имеет крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка  России на рынке частных вкладов  составляла 49,8%, а его кредитный  портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов (33% розничных  кредитов и 30% корпоративных).

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в  настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг  этих стран. В соответствии с новой  стратегией, Сбербанк России планирует  расширить свое международное присутствие, выйдя на рынках Китая и Индии. В целом планируется увеличить  долю чистой прибыли, полученной за пределами  России, до 5% к 2014 г.

Рассматривая международный  вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с  более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского  сообщества. Активная позиция и международный  авторитет позволяют Сбербанку  России наиболее полно удовлетворять  внешнеэкономические запросы своих  клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном  банковском сообществе.

Учредитель и основной акционер Банка-Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Сбербанк является юридическим  лицом со всеми присущими юридическому лицу характеристиками. Сбербанк РФ является соучредителем или участвует  своим капиталом в деятельности более 100 коммерческих банков, страховых  и финансовых компаний, торговых домов, инвестиционных фондов. Сбербанк имеет  генеральную лицензию на совершение международных кредитно-расчетных  и валютных операций, являясь уполномоченным банком. Сбербанк России имеет более 70 000 000 вкладчиков.

Сбербанк предоставляет  следующие услуги::

- выдает кредиты

- оформляет ипотеку

- открывает вклады, в т.ч. в валюте или золоте

- выдает банковские карты

- осуществляет переводы

- осуществляет обмен валют

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса