Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:22, курсовая работа
Содержание работы изложено в 3-х главах:
1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса;
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ;
3. Сбербанк России на рынке кредитования малого и среднего бизнеса.
В первой главе рассмотрены особенности кредитования малого бизнеса в Российской Федерации, виды кредитов, предоставляемые малому и среднему бизнесу, и их характеристика с условиями предоставления, взгляд на проблемы кредитования со стороны предпринимателей.
Во второй главе рассмотрены различные варианты решения проблем и основные перспективы развития кредитования малого бизнеса.
В третьей главе рассмотрены основные этапы кредитования юридических лиц в Сбербанке России и составлена общая характеристика объекта исследования ОАО Сбербанк России.
При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая основные вопросы и проблемы кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.
Аннотация…………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса
1.1 Понятие, сущность кредита и его функции…………………………7
1.2 Особенности кредитования малого бизнеса………………………….9
1.3 Виды кредитов для малого и среднего бизнеса……………………..12
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ
2.1 Проблемы кредитования……………………………………………..17
2.2 Решение проблем кредитования малого бизнеса…………………...22
2.3 Кредитование малого бизнеса: перспективы………………………..24
Глава 3. Сбербанк на рынке кредитования малого и среднего бизнеса
3.1 Общая характеристика Сбербанка России…………………………..27
3.2 Виды кредитных продуктов Сбербанка России, предоставляемых юридическим лицам……………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………...46
• ограниченность или полное отсутствие правовых (и экономически оправданных) механизмов снижения кредитного риска на всех этапах кредитования.
Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для МБ, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.
Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8-10 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16% (10% предлагает Банк Москвы, но это пока лишь приятное исключение из общего правила), но и это большая редкость. Как правило, "малые" предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей.
Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие – до 50 тыс. долл. (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), сроки ограниченные – как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.
Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10-15 млн рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита.
Но у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.
Объем "черного" рынка кредитов оценивается в 6-8 млрд долл. за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15-25% в год. И для этого есть реальные основания.
По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично – он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.
2.2 Решение проблем кредитования малого бизнеса
Кредитование малого бизнеса
– сложный механизм взаимоотношений
между банками и
Развитие системы стандартов кредитования малого бизнеса;
Банкам необходимо разработать единую методологию определения малого бизнеса, анализа рентабельности предприятия, оценки его платежеспособности. Необходимо пересмотреть систему оценки рисков от операций кредитования малого бизнеса, а также определить уровень ликвидности залогового обеспечения достаточный для минимизации банковских рисков и приемлемый для малого бизнеса.
Постепенное улучшение условий кредитования;
Основные усилия необходимо направить на упрощение процедуры получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования а затем уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт и удобство кредитования. В перспективе ставки должны снизиться вследствие конкуренции и увеличения объемов кредитного рынка.
Развитие стартовых проектов;
Кредитование малого бизнеса
в будущем будет тесно связано
с развитием «стартовых»
Развитие кредитных бюро;
Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кредиторы в России - это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может в течение получаса запросить и узнать кредитную историю заемщика, у нас деятельность кредитных бюро далека от совершенства. На запросы и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения кредита заемщиком. Наряду с этим банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Поддержка со стороны государства;
Необходимо развитие законодательства в части конкретных мер и механизмов поддержки малого бизнеса, развитие федеральных программ, направленных на стимулирование кредитования малого бизнеса.
Повышение доверия между банками и бизнесом;
Этого можно добиться только путем тесного сотрудничества. Банки должны вести активную рекламу своих кредитных продуктов, объяснять их преимущества и просвещать, таким образом, представителей малого бизнеса. Очень важна в этом вопросе грамотная информационная поддержка бизнесменов и консультирование их по всем возникающим вопросам.
2.3 Кредитование малого бизнеса: перспективы
Кредитование малого бизнеса в России имеет хорошие перспективы в связи с большим спросом представителей бизнеса на кредитные продукты. Банки же имеют все возможности для удовлетворения финансовых потребностей предпринимателей. В настоящее время эти потребности удовлетворены на 30-40 %, и банки не упустят возможности увеличения своего дохода от результатов кредитования бизнеса. Увеличивающиеся год от года объемы кредитования только подтверждают эту тенденцию.
В течение следующих лет
можно спрогнозировать
Поскольку уже сейчас этот
рынок характеризуется высокой
степенью конкуренции. В России в
настоящее время действуют
Кредитование малого бизнеса
в настоящее время
• малый бизнес проявляет значительный интерес к продуктам банковского кредитованию;
• увеличение количества банков, предлагающих кредиты для бизнеса;
• как следствие двух предыдущих пунктов, снижение процентных ставок по кредитам, увеличение сроков кредитование;
• стандартизация процесса кредитования (разработка единых требований, перечня документации и т.д.);
• улучшение банковского сервиса и упрощение процедуры получения кредита для бизнеса;
• увеличение предлагаемых кредитных продуктов для открытия и развития бизнеса.
Конкуренция среди банков
идет даже не в части предоставления
заниженных процентных ставок, а в
качестве предоставления удобного сервиса.
Банки стараются обеспечить максимально
лучший комфорт при обслуживании
– расширяют филиалы банков, офисы
продаж, ставят Интернет - киоски и т.д.
В перспективе процентные ставки
должны снизиться и стабилизироваться
на некоторой отметке, а хорошее
качество и упрощенная процедура
получения кредита станут неким
стандартом. Эксперты полагают, что
данный процесс произойдет не сразу
(не будет иметь взрывного
Еще одной характерной особенностью развития банковского кредитования в России станет появление и значительное увеличение количества банков, ориентированных на представителей бизнеса предлагающих кредиты для бизнеса.
Глава 3. Сбербанк на рынке кредитования малого и среднего бизнеса
3.1 Общая характеристика Сбербанка России
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 26%. По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.
Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает первое место в рейтинге российских банков, имеет крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 49,8%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов (33% розничных кредитов и 30% корпоративных).
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынках Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.
Рассматривая международный
вектор как важнейшую составляющую
стратегии своего развития, Сбербанк
России осуществляет казначейские операции
на международном рынке и операции
торгового финансирования, поддерживает
корреспондентские отношения с
более чем 220 ведущими банками мира
и участвует в деятельности ряда
авторитетных международных организаций,
представляющих интересы мирового банковского
сообщества. Активная позиция и международный
авторитет позволяют Сбербанку
России наиболее полно удовлетворять
внешнеэкономические запросы
Учредитель и основной акционер Банка-Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.
Сбербанк является юридическим
лицом со всеми присущими юридическому
лицу характеристиками. Сбербанк РФ является
соучредителем или участвует
своим капиталом в деятельности
более 100 коммерческих банков, страховых
и финансовых компаний, торговых домов,
инвестиционных фондов. Сбербанк имеет
генеральную лицензию на совершение
международных кредитно-
Сбербанк предоставляет следующие услуги::
- выдает кредиты
- оформляет ипотеку
- открывает вклады, в т.ч. в валюте или золоте
- выдает банковские карты
- осуществляет переводы
- осуществляет обмен валют