Методы спонтанного финансирования и их последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 20:26, реферат

Описание

Управление уровнем дебиторской задолженности определяется следующими основными факторами1:
* оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
* контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
* анализ и планирование денежных потоков.

Работа состоит из  1 файл

финансовый менеджмент1.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

Кафедра финансов и кредита 
 

Контрольная работа

 по  учебной дисциплине «теоретические основы финансового менеджмента» 
 
 
 
 

                     Выполнила:

                  студентка 4 курса, гр. 7122  
                  Ларионова Я. Ю.

                     Проверила:

                  Старший преподаватель кафедры 

                  Толкачева Н. А. 
                   
                   

НОВОСИБИРСК 2010

Часть 1. Методы спонтанного  финансирования и  их последствия

     Управление  уровнем дебиторской задолженности  определяется следующими основными факторами1:

  • оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
  • контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
  • анализ и планирование денежных потоков.

     Оценка  реального состояния  дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.

     В целом, для финансового состояния  предприятия благоприятно получение  отсрочек платежа от поставщиков (коммерческий кредит), от работников предприятия, государства  и т.д. и неблагоприятно замораживание средств в запасах сырья, готовой продукции, предоставление отсрочек платежа клиентам.

     Одна  из основных задач рационального  управления оборотными активами предприятия  состоит в максимально возможном  сокращении периодов оборачиваемости  запасов и дебиторской задолженности и увеличении среднего срока оплаты кредиторской задолженности с целью снижения текущих финансовых потребностей путем общего ускорения оборачиваемости оборотных средств.

     Этой  цели служат следующие методы рефинансирования дебиторской задолженности предприятия (ускорения ее конверсии в денежные активы):

  • Учет векселей
  • Факторинг
  • Спонтанное финансирование - назначение скидок покупателям за сокращение сроков расчета (при оплате товара до истечения определенного срока покупатель получает скидку с цены, после этого срока - укладываясь в договорный срок платежа - он платит полную сумму).

       Метод спонтанного финансирования относится  к экономическим методам работы с дебиторами при управлении дебиторской  задолженности.

     Дебиторская задолженность – обязательная статья баланса любого работающего на рынке предприятия. Как известно, текущая дебиторская задолженность зависит от учетной политики предприятия по отражению в бухгалтерском учете выручки от реализации продукции. Текущая дебиторская задолженность формируется вследствие предоставляемых покупателям отсрочек, задержек, связанных с транспортировкой продукции и исполнением безналичных расчетов в банковской системе. В финансовом смысле это беспроцентный кредит, предоставляемый потребителям продукции. Однако, предоставляя более мягкие условия оплаты, предприятие может расширить круг потенциальных покупателей, что особенно важно для отраслей машиностроения. В условиях усиливающейся конкуренции возможность предоставления отсрочек и рассрочек потребителям продукции – один из факторов успеха. Вместе с тем необходимо учитывать, что из-за недобросовестности некоторых контрагентов в условиях неплатежеспособности рассчитывающих на привлечение ресурсов со стороны, дебиторская задолженность может возрасти, что отрицательно скажется на собственной финансовой устойчивости предприятия, на показателях оборачиваемости оборотных средств и мгновенной ликвидности. Особую угрозу прямых финансовых потерь предприятию создает просроченная дебиторская задолженность. Чтобы не допустить ее, финансовый менеджер должен постоянно отслеживать состояние расчетов с покупателями продукции и даже прибегать к жестким мерам, но с учетом, что они не сузят круг потенциальных покупателей.

     Просроченная  дебиторская задолженность наблюдается у половины предприятий области. Особенно остро проблема расчетов с потребителями стоит для предприятий электроэнергетики, машиностроения и металлообработки, строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, у которых доля просроченной задолженности составляет примерно 30%.

     Решение задачи снижения дебиторской задолженности  требует гибкого сочетания как  жестких мер по ее взысканию, так  и методов стимулирования постоянных клиентов.

     Последнее время на практике стал применяться  такой «изящный» метод снижения задолженности, как «спонтанное финансирование». В классическом понимании «спонтанное финансирование» - это добровольная предоплата покупателями приобретаемого товара в обмен на скидки и другие стимулы. Величина этих поступлений зависит от субъективных факторов и формируется спонтанно.

     Особенно  действенный метод спонтанного  финансирования может быть для предприятий  связи, сотовых операторов, поставщиков  энергии и коммунальных услуг. Огромное количество мелких потребителей таких  услуг затрудняет индивидуальную работу по взысканию задолженности, а низкая платежеспособность населения и непунктуальность в расчетах обостряют проблему роста дебиторской задолженности.

     Возможности метода спонтанного финансирования можно проиллюстрировать на следующем  примере. В конце 2003 г. один из крупнейших поставщиков энергии для населения г. Новосибирска проводил акцию, пригласив своих потребителей, не имеющих задолженности по платежам за электричество и тепловую энергию и оплативших эти услуги за месяц вперед, к розыгрышу призов, главный из которых однокомнатная квартира. Будут ли иметь какие-либо выгоды организаторы розыгрыша от этого мероприятия по привлечению спонтанного финансирования для снижения дебиторской задолженности? Предположим, в городе потребителями услуг являются 500 тыс. семей и каждое пятое домашнее хозяйство приняло решение об участии в акции. Итого 100 тыс. участников. Допустим, что без учета погашения задолженности средняя сумма месячного платежа, вносимого предоплатой, составляет 1 тыс. руб. Тогда общая сумма выручки организаторов розыгрыша составит около 100 млн. руб. В разгар отопительного сезона производители энергии, как правило, вынуждены привлекать значительные банковские кредиты для пополнения оборотных средств, закупки энергоносителей и ремонта основных фондов. Пусть средняя ставка по кредитам составляла 18% годовых. За счет полученной предоплаты предприятие может нам за месяц досрочно погасить кредиты банкам в сумме 100 млн. руб. Экономия по процентам составит около 1,5 млн. руб. в месяц. Даже половины этой суммы достаточно для формирования призового фонда. Таким образом, прямая финансовая выгода от спонтанного финансирования очевидна.

     Кроме того, спонтанное финансирование позволяет извлечь  некоторые косвенные  выгоды:

  • Улучшается ликвидность баланса и все основные финансово-экономические показатели, служащие для оценки эффективности работы предприятия со стороны акционеров, его кредитоспособности и кредитного рейтинга как заемщика;
  • Формируется позитивный образ предприятия, думающего о своих клиентах и потребителях.

     Таким образом, спонтанное финансирование как  метод финансового менеджмента  способствует снижению дебиторской  задолженности2. 
 

К источникам спонтанного  финансирования фирмы  относится

     Торговый  кредит. Его возникновение связано с совершаемыми фирмой сделками. Так, при закупках у других фирм товаров, сырья, комплектующих в кредит у рассматриваемой фирмы возникает долг, который учитывается в виде кредиторской задолженности (торгового кредита). Чем дольше период погашения кредиторской задолженности и больше объем реализации закупок, тем значительнее дополнительное финансирование для фирмы.

     Торговый  кредит (счета к  оплате) — денежные средства, которые компания должна вернуть поставщикам.

     Торговый  кредит является самой простой и часто наименее дорогой формой финансирования товарно-материальных запасов.

     Предоставляя  покупателю отсрочку платежа за товар, продавец по существу, предоставляет  своему партнеру кредит, который не является бесплатным. Но продавец идет на упущенную выгоду — убыток в  сумме банковского процента или если рентабельность предприятия продавца превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная продавцом в оборот, могла бы принести еще большее приращение.

     С другой стороны, часто трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. Способ решающий эти вопросы — спонтанное финансирование, выгоден как для поставщика, так и для покупателей.

     Если  оплатить товар до истечения определенного  срока, то можно воспользоваться  солидной скидкой с цены. После  этого срока платится сумма сполна, укладываясь в договорный срок платежа.  

     Спонтанное  взаимное финансирование предприятий  в виде отсрочек, рассрочек платежа, авансов и предварительной оплаты характеризуется размерами их дебиторской и кредиторской задолженности. Именно кредиторская задолженность остается главным источником внешнего финансирования российских предприятий.

     В России широко распространено вынужденное  взаимное кредитование предприятий  в связи с нарушениями условий  оплаты по договорам купли-продажи. Вынужденным кредитором может быть как продавец, так и покупатель. Цена вынужденного кредита, как правило, выше. Она может быть оговорена в виде размера штрафов, пени, неустоек непосредственно в договоре купли-продажи.

     Острая  проблема российской экономики — периодически проявляющиеся кризисы неплатежей, когда организации становятся вынужденными кредиторами вследствие нарушения их контрагентами платежной дисциплины. Вынужденное кредитование не является чисто российской проблемой. Исследование развития коммерческого кредита в Великобритании, проведенное в середине 80-х гг, показало, что хотя должники были обязаны погасить свою задолженность в течение 30 дней, это требование выполняла лишь одна десятая часть, а в основном требовалось два месяца и более. По другим оценкам, средняя продолжительность задержки торгового долга дебиторами составляла в Великобритании около 72 дней, при обычном сроке оплаты в 30 дней. 

     Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

     Предложение скидок, оправданная в трех основных ситуациях: - Снижение цены приводит к расширению продажи, а структура затрат такая, что это отображается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Иначе говоря, товар высокоэластичный и имеет довольно высокую часть постоянных затрат; - Система скидок интенсифицирует приток средств в условиях дефицита на предприятии. При этом возможное краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения отдельных соглашений; - Система скидок за ускорение оплаты более эффективная, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. В условиях инфляции спонтанное финансирование ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценивать возможность предоставления скидки по досрочной оплате. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 2.

Задание 1.

РИСК

     1. Риск – опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. Наиболее опасны риски с осязаемой вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли3.

Информация о работе Методы спонтанного финансирования и их последствия