Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 20:26, реферат
Управление уровнем дебиторской задолженности определяется следующими основными факторами1:
* оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
* контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
* анализ и планирование денежных потоков.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Кафедра
финансов и кредита
Контрольная работа
по
учебной дисциплине «теоретические основы
финансового менеджмента»
Выполнила:
студентка
4 курса, гр. 7122
Ларионова Я. Ю.
Проверила:
Старший преподаватель кафедры
Толкачева
Н. А.
НОВОСИБИРСК 2010
Часть 1. Методы спонтанного финансирования и их последствия
Управление
уровнем дебиторской
Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.
В целом, для финансового состояния предприятия благоприятно получение отсрочек платежа от поставщиков (коммерческий кредит), от работников предприятия, государства и т.д. и неблагоприятно замораживание средств в запасах сырья, готовой продукции, предоставление отсрочек платежа клиентам.
Одна
из основных задач рационального
управления оборотными активами предприятия
состоит в максимально
Этой цели служат следующие методы рефинансирования дебиторской задолженности предприятия (ускорения ее конверсии в денежные активы):
Метод спонтанного финансирования относится к экономическим методам работы с дебиторами при управлении дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность – обязательная статья баланса любого работающего на рынке предприятия. Как известно, текущая дебиторская задолженность зависит от учетной политики предприятия по отражению в бухгалтерском учете выручки от реализации продукции. Текущая дебиторская задолженность формируется вследствие предоставляемых покупателям отсрочек, задержек, связанных с транспортировкой продукции и исполнением безналичных расчетов в банковской системе. В финансовом смысле это беспроцентный кредит, предоставляемый потребителям продукции. Однако, предоставляя более мягкие условия оплаты, предприятие может расширить круг потенциальных покупателей, что особенно важно для отраслей машиностроения. В условиях усиливающейся конкуренции возможность предоставления отсрочек и рассрочек потребителям продукции – один из факторов успеха. Вместе с тем необходимо учитывать, что из-за недобросовестности некоторых контрагентов в условиях неплатежеспособности рассчитывающих на привлечение ресурсов со стороны, дебиторская задолженность может возрасти, что отрицательно скажется на собственной финансовой устойчивости предприятия, на показателях оборачиваемости оборотных средств и мгновенной ликвидности. Особую угрозу прямых финансовых потерь предприятию создает просроченная дебиторская задолженность. Чтобы не допустить ее, финансовый менеджер должен постоянно отслеживать состояние расчетов с покупателями продукции и даже прибегать к жестким мерам, но с учетом, что они не сузят круг потенциальных покупателей.
Просроченная дебиторская задолженность наблюдается у половины предприятий области. Особенно остро проблема расчетов с потребителями стоит для предприятий электроэнергетики, машиностроения и металлообработки, строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, у которых доля просроченной задолженности составляет примерно 30%.
Решение задачи снижения дебиторской задолженности требует гибкого сочетания как жестких мер по ее взысканию, так и методов стимулирования постоянных клиентов.
Последнее время на практике стал применяться такой «изящный» метод снижения задолженности, как «спонтанное финансирование». В классическом понимании «спонтанное финансирование» - это добровольная предоплата покупателями приобретаемого товара в обмен на скидки и другие стимулы. Величина этих поступлений зависит от субъективных факторов и формируется спонтанно.
Особенно действенный метод спонтанного финансирования может быть для предприятий связи, сотовых операторов, поставщиков энергии и коммунальных услуг. Огромное количество мелких потребителей таких услуг затрудняет индивидуальную работу по взысканию задолженности, а низкая платежеспособность населения и непунктуальность в расчетах обостряют проблему роста дебиторской задолженности.
Возможности метода спонтанного финансирования можно проиллюстрировать на следующем примере. В конце 2003 г. один из крупнейших поставщиков энергии для населения г. Новосибирска проводил акцию, пригласив своих потребителей, не имеющих задолженности по платежам за электричество и тепловую энергию и оплативших эти услуги за месяц вперед, к розыгрышу призов, главный из которых однокомнатная квартира. Будут ли иметь какие-либо выгоды организаторы розыгрыша от этого мероприятия по привлечению спонтанного финансирования для снижения дебиторской задолженности? Предположим, в городе потребителями услуг являются 500 тыс. семей и каждое пятое домашнее хозяйство приняло решение об участии в акции. Итого 100 тыс. участников. Допустим, что без учета погашения задолженности средняя сумма месячного платежа, вносимого предоплатой, составляет 1 тыс. руб. Тогда общая сумма выручки организаторов розыгрыша составит около 100 млн. руб. В разгар отопительного сезона производители энергии, как правило, вынуждены привлекать значительные банковские кредиты для пополнения оборотных средств, закупки энергоносителей и ремонта основных фондов. Пусть средняя ставка по кредитам составляла 18% годовых. За счет полученной предоплаты предприятие может нам за месяц досрочно погасить кредиты банкам в сумме 100 млн. руб. Экономия по процентам составит около 1,5 млн. руб. в месяц. Даже половины этой суммы достаточно для формирования призового фонда. Таким образом, прямая финансовая выгода от спонтанного финансирования очевидна.
Кроме того, спонтанное финансирование позволяет извлечь некоторые косвенные выгоды:
Таким
образом, спонтанное финансирование как
метод финансового менеджмента
способствует снижению дебиторской
задолженности2.
К источникам спонтанного финансирования фирмы относится
Торговый кредит. Его возникновение связано с совершаемыми фирмой сделками. Так, при закупках у других фирм товаров, сырья, комплектующих в кредит у рассматриваемой фирмы возникает долг, который учитывается в виде кредиторской задолженности (торгового кредита). Чем дольше период погашения кредиторской задолженности и больше объем реализации закупок, тем значительнее дополнительное финансирование для фирмы.
Торговый кредит (счета к оплате) — денежные средства, которые компания должна вернуть поставщикам.
Торговый кредит является самой простой и часто наименее дорогой формой финансирования товарно-материальных запасов.
Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец по существу, предоставляет своему партнеру кредит, который не является бесплатным. Но продавец идет на упущенную выгоду — убыток в сумме банковского процента или если рентабельность предприятия продавца превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная продавцом в оборот, могла бы принести еще большее приращение.
С другой стороны, часто трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. Способ решающий эти вопросы — спонтанное финансирование, выгоден как для поставщика, так и для покупателей.
Если
оплатить товар до истечения определенного
срока, то можно воспользоваться
солидной скидкой с цены. После
этого срока платится сумма сполна, укладываясь
в договорный срок платежа.
Спонтанное
взаимное финансирование предприятий
в виде отсрочек, рассрочек платежа,
авансов и предварительной
В России широко распространено вынужденное взаимное кредитование предприятий в связи с нарушениями условий оплаты по договорам купли-продажи. Вынужденным кредитором может быть как продавец, так и покупатель. Цена вынужденного кредита, как правило, выше. Она может быть оговорена в виде размера штрафов, пени, неустоек непосредственно в договоре купли-продажи.
Острая
проблема российской
экономики — периодически проявляющиеся
кризисы неплатежей, когда организации
становятся вынужденными кредиторами
вследствие нарушения их контрагентами
платежной дисциплины. Вынужденное кредитование
не является чисто российской проблемой.
Исследование развития коммерческого
кредита в Великобритании, проведенное
в середине 80-х гг, показало, что хотя должники
были обязаны погасить свою задолженность
в течение 30 дней, это требование выполняла
лишь одна десятая часть, а в основном
требовалось два месяца и более. По другим
оценкам, средняя продолжительность задержки
торгового долга дебиторами составляла
в Великобритании около 72 дней, при обычном
сроке оплаты в 30 дней.
Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.
Предложение
скидок, оправданная в трех основных ситуациях:
- Снижение цены приводит к расширению
продажи, а структура затрат такая, что
это отображается на увеличении общей
прибыли от реализации данной продукции.
Иначе говоря, товар высокоэластичный
и имеет довольно высокую часть постоянных
затрат; - Система скидок интенсифицирует
приток средств в условиях дефицита на
предприятии. При этом возможное краткосрочное
критическое снижение цен вплоть до отрицательного
финансового результата от проведения
отдельных соглашений; - Система скидок
за ускорение оплаты более эффективная,
чем система штрафных санкций за просроченную
оплату. В условиях инфляции спонтанное
финансирование ведет к уменьшению текущей
стоимости реализованной продукции, поэтому
следует точно оценивать возможность
предоставления скидки по досрочной оплате.
Часть 2.
Задание 1.
РИСК
1. Риск – опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. Наиболее опасны риски с осязаемой вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли3.
Информация о работе Методы спонтанного финансирования и их последствия