Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание

Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п. Все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации. Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие дебиторской и кредиторской задолженностей.

Содержание

Введение 3
Классификация дебиторской и кредиторской
задолженности в структуре оборотных средств предприятия. 4
Методы управления дебиторской и
кредиторской задолженностью.
2.1. Управление дебиторской задолженностью 7
Кредитные условия 8
Контроль дебиторской задолженности 9
Выставление счетов 10
Процесс оценки покупателя 10
Защита страхованием 11
Факторинг 12
Кредитная политика 13
Учет векселей 16
Форфейтинг 17
2.2. Управление кредиторской задолженностью 17
Стратегический подход 18
Тактические особенности 19
Структурные показатели 23
Влияние дебиторской и кредиторской задолженности
на финансовую устойчивость предприятия 27
Заключение 31
Практическая часть(2 вариант) 33
Аналитическая записка 35
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 235.00 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом  выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные  факторы: положение предприятия  на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п. Все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации. Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие дебиторской и кредиторской задолженностей.

             Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. В основе квалифицированного управления дебиторской и кредиторской задолженностью лежит принятие финансовых решений относительно: учета задолженности на каждую отчетную дату; диагностического анализа состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью задолженности; внедрения в практику современных методов управления задолженностью; контроля за текущим состоянием дебиторской и кредиторской задолженности.

Целью настоящей работы является исследование организации  управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятиях.              

  1. Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия.

 

 В наиболее общем  виде структура оборотных средств  и их источников показана в  бухгалтерском балансе. Чистый  оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью, поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество. Как правило, разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, однако могут быть и исключения. Например, его рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера. Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала.

Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

Когда одно предприятие продает  товары другому предприятию или  организации, совсем не значит, что  товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги).

Практически у любого предприятия в ходе хозяйственной деятельности возникает потребность в привлеченных средствах. Такие средства оформляются как кредит и отражаются в финансовой документации предприятия как кредиторская задолженность.

Трактовка понятия кредиторской задолженности несколько разнится у разных авторов. Так, по мнению С.Н. Щадиловой, "кредиторская задолженность – денежные средства, временно привлекаемые предприятием как кредит и подлежащие возврату по месту выдачи".1 М.И. Баканов и А.Д. Шеремет понимают под кредиторской задолженностью "денежные средства, временно привлеченные предприятием в порядке кредита и подлежащие возврату соответствующим юридическим и физическим лицам", т.е. расширяют определение предыдущего автора введением понятий "юридические и физические лица".2

Кредиторская задолженность является одним из видов текущих обязательств (если она должна быть погашена на дату отчета или через 12 месяцев после даты отчета, в соответствии со стандартной бухгалтерской практикой)".3 Таким образом, под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий и пр.

Кредиторская задолженность – это суммы, причитающиеся к выплате кредиторам за купленную продукцию (полученные услуги). Кредиторская задолженность, векселя выданные, задолженность по процентам, задолженность по дивидендам, задолженность по заработной плате и авансы полученные относятся к краткосрочным обязательствам.

Векселя к оплате – это безусловное письменное обязательство выплатить определенную сумму в установленное время в будущем. Причинами векселей выданных являются получение банковских кредитов, покупка активов или выдача векселей в обеспечение кредиторской задолженности.

Задолженность по краткосрочным  кредитам и займам – непогашенные на конец отчетного периода суммы заемных средств, подлежащие погашению в соответствии с договорами в течение 12 месяцев после отчетной даты. Задолженность по процентам – это начисленные проценты, например, по векселям или облигациям, краткосрочным кредитам и ссудам. На дату составления баланса эти начисленные проценты еще не выплачены. Задолженность по дивидендам – это дивиденды, подлежащие выплате акционерам, и они представляют собой распределение прибыли. На дату составления баланса эти объявленные дивиденды еще не выплачены, и, следовательно, они являются задолженностью компании. Задолженность по заработной плате представляет собой суммы оплаты труда сотрудникам причитающиеся, но еще не выплаченные на дату составления баланса.

Прочая кредиторская задолженность  – это суммы, причитающиеся к оплате за продукцию или услуги, не связанные непосредственно с основной деятельностью предприятия.4

         В условиях  рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.

 

2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

 

2.1. Управление дебиторской задолженностью

 

               Управление дебиторской задолженностью  непосредственно влияет на прибыльность  компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

Управление дебиторской задолженностью предполагает выполнение следующих мероприятий:

-разработка и реализация политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

-разделение по группам клиентов в зависимости от объемов закупок, кредитной истории и предпочтения условий оплаты;

-контроль над погашением дебиторской задолженности;

-нахождение путей ускорения погашения долгов и уменьшения безнадежных долгов;

-установление условий продажи, гарантирующих сокращение и исключение невостребованных долгов;

-прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.

Выделяют следующие приемы управления дебиторской задолженностью.

-Анализ и учет продаж, оформление счетов и определение характера дебиторской задолженности.

-Проведение анализа дебиторов.

-Рассмотрение дебиторской задолженности по видам продукции для выявления «невыгодных» товаров.

-Расчет стоимости существующей в настоящий период времени дебиторской задолженности.

-Вычет из реальной стоимости дебиторской задолженности суммы безнадежных долгов.

-Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

-Принятие мер, стимулирующих сокращение задолженности (установление скидок при досрочной оплате).

-Анализ и оценка использования факторинга – продажи дебиторской задолженности.

                                            

Кредитные условия

            Ключевым моментом в управлении  дебиторской задолженностью является  определение сроков кредита (предоставляемого  покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж. Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

              При оценке платежеспособности  потенциального покупателя следует  учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

             Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

           Достаточно  полезна информация, полученная  от кредитных бюро розничной  торговли и профессиональных  кредитных справочных служб. 

             

Контроль дебиторской задолженности

С целью обеспечения быстрого притока денежных средств целесообразно разработать систему договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты. Существуют следующие приемы, помогающие предприятию максимально сократить дебиторскую задолженность.

1. Предоплата обычно используется в том случае, если имеются скидки.

2. Частичная предоплата включает предоплату и продажу в кредит.

3. Передача на реализацию предполагает сохранение предприятием прав собственности на продукцию до момента оплаты за них.

4. Выставление промежуточного счета используют при заключении долгосрочных контрактов, это помогает систематически получать денежные средства по мере выполнения отдельных этапов работы.

5. Банковская гарантия означает возмещение банком необходимых денежных средств в случае неуплаты дебитором долга.

6. Гибкое ценообразование предназначается для снижения степени инфляционного риска. Гибкие цены могут быть установлены:

-с учетом общего процента инфляции;

-с учетом индекса инфляции по конкретным видам продукции;

-в зависимости от фактического срока оплаты и прибыли от альтернативных вложений денежных средств.

 

Выставление счетов

При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в  различные периоды времени. При  такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Информация о работе Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью