Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:11, курсовая работа
Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п. Все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации. Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие дебиторской и кредиторской задолженностей.
Введение 3
Классификация дебиторской и кредиторской
задолженности в структуре оборотных средств предприятия. 4
Методы управления дебиторской и
кредиторской задолженностью.
2.1. Управление дебиторской задолженностью 7
Кредитные условия 8
Контроль дебиторской задолженности 9
Выставление счетов 10
Процесс оценки покупателя 10
Защита страхованием 11
Факторинг 12
Кредитная политика 13
Учет векселей 16
Форфейтинг 17
2.2. Управление кредиторской задолженностью 17
Стратегический подход 18
Тактические особенности 19
Структурные показатели 23
Влияние дебиторской и кредиторской задолженности
на финансовую устойчивость предприятия 27
Заключение 31
Практическая часть(2 вариант) 33
Аналитическая записка 35
Список использованной литературы 36
Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.
Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.
Процесс оценки покупателя
Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года. Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.
Необходимо классифицировать
Защита страхованием
Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
Факторинг
Факторинг – разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств. Факторинг представляет собой инкассирование дебиторской задолженности покупателя и является специфической разновидностью краткосрочного кредитования и посреднической деятельности. Факторинг включает в себя: 1) взыскание (инкассирование) дебиторской задолженности покупателя; 2) предоставление ему краткосрочного кредита; 3) освобождение его от кредитных рисков по операциям.
Основной целью факторинга является получение средств немедленно или в срок, определенный договором. В результате продавец не зависит от платежеспособности покупателя. Банк заключает договор с покупателем о гарантировании его платежей в случае возникновения финансовых трудностей или с продавцом и покупателем о переуступке не оплаченных в срок платежных документов факторинговому отделу банка. Взаимоотношения банка и продавца по факторингу регулируются договором, При заключении банк проверяет кредитоспособность продавца и покупателя и с учетом этого определяет предельную сумму по операциям факторинга, в пределах которой поставка товаров может производиться без риска неполучения платежа. В рамках данной суммы банк автоматически оплачивает переуступаемые ему платежи. Договор может быть открытым и закрытым. При открытом договоре дебитор уведомляет об участии в факторинговой операции, при закрытом – дебиторы не ставят в известность о наличии факторингового договора. В договоре также оговаривается, предусматривается или нет право регресса, т. е. обратной переуступки требований (возврата их к продавцу).
Факторинг осуществляется следующим образом. Банк приобретает у хозяйствующего субъекта-продавца право на взыскание дебиторской задолженности покупателя продукции (работ, услуг) и в течение 2-3 дней перечисляет хозяйствующему субъекту 70-90 % суммы средств за отгруженную продукцию в момент их предъявления. После получения платежа по этим счетам от покупателей банк, перечисляет хозяйствующему субъекту оставшиеся 30-10 % суммы счетов за вычетом комиссионного вознаграждения.
Кредитная политика
При предоставлении
коммерческого кредита следует
оценить конкурентоспособность
предприятия текущие
В целом управление дебиторской задолженностью включает: анализ дебиторов; анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов; оценку и реализацию факторинга.5
1) Анализ дебиторов предполагает, прежде всего, анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
2) Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в:
анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
3) Соотношение
дебиторской и кредиторской
Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансированности с кредиторской.6
При анализе соотношения дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
На уровень
дебиторской задолженности
- оценка и
классификация покупателей в
зависимости от вида продукции,
- контроль расчетов
с дебиторами, оценка реального
состояния дебиторской
- анализ и
планирование денежных потоков
с учетом коэффициентов
Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.
Делая обобщение можно сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
1) сравнение
дополнительной прибыли,
2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.7
Оценка реального состояния
Как уже было сказано, важным моментом в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок.
Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Однако, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки. Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени. 8
Учет векселей
Учет векселей или их продажа на фондовом рынке позволяет перевести дебиторскую задолженность в денежные активы. Учет векселей представляет операцию коммерческого банка по их выкупу по определенной цене в зависимости от его суммы, срока погашения и риска непогашения. При определении учетной цены векселя производится дисконтирование его будущей стоимости с учетом действующей на денежном рынке ставке процента (она может включать премию за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя). Обладая статусом ценной бумаги, вексель может быть также предметом купли-продажи на фондовом рынке, a s отдельных случаях использоваться и как средство платежа. Перечисленные операции осуществляются только с переводным векселем. Перевод векселя на другого исполнителя платежа осуществляется посредством индоссамента.
Форфейтинг
Форфейтинг представляет собой операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по коммерческому кредиту, оформляемую путем индоссамента переводного векселя в пользу банка. В результате форфетирования. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Особенно широкое использование форфейтинг может получить во внешнеэкономических операциях предприятия. По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (но только по предоставленному коммерческому кредиту, а не по текущим расчетам) и учета векселей (но с их переводом только в пользу банка). В международных операциях форфейтинга в качестве документа, оформляющего коммерческий кредит, может выступать и переводной аккредитив.
Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании, необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые.
Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.
На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
Стратегический подход
Информация о работе Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью