Налоговое планирование в системе финансового менеджмента предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ налогового планирования на предприятии и путей его совершенствования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы налогового планирования
1.1.Сущность, цели и принципы налогового планирования
1.2. Классификация видов, форм и методов налогового планирования
1.3. Этапы налогового планирования
Глава 2. Методика и анализ налогового планирования на предприятии
2.1. Методика налогового планирования на предприятии
2.2. Анализ уровня налогового планирования предприятия
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового планирования предприяти
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсач финмен Нал. план.прро.docx

— 114.96 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы налогового планирования 5

1.1.Сущность, цели и принципы налогового  планирования 5

1.2. Классификация  видов, форм и методов налогового  планирования. 12

1.3. Этапы  налогового планирования 15

Глава 2. Методика и анализ налогового планирования на предприятии 18

2.1. Методика  налогового планирования на предприятии 18

    2.2. Анализ уровня налогового планирования предприятия 25

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового планирования предприятия 33

Заключение.............................................................................................................36

Библиографический список..................................................................................37

 

 

 

Введение

В современной рыночной экономике  в условиях нестабильной внешней среды, неопределенности условий хозяйствования эффективность работы организации во многом зависит от состояния планирования самой организации. Чем выше уровень неопределенности, вызванный нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование.

Налоговое планирование позволяет  заметно снизить показатели и  объем расходов на содержание предприятия  посредством разработанной программы  оптимизации налогообложения. В  целом налоговое планирование способствует решению таких задач, как оптимизация  налогообложения, снижение налоговых  выплат, контроль за расходами и многие другие.

Изучение данного вопроса необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит проблема управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития.

Целью курсовой работы является анализ налогового планирования на предприятии и путей его совершенствования.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. рассмотреть функции, принципы и методы налогового планирования;
  2. ознакомиться с порядком организации налогового планирования на предприятии;
  3. проанализировать налоговое планирование на предприятии;
  4. обозначить проблемы налогового планирования на предприятии и пути их решения.

На сегодняшний день существует много публикаций, посвященных значению налогового планирования, вопросам оптимизации налогообложения, использованию законных схем и методов налогового планирования, а так же проблемам применимости отдельных методов посвящены статьи Л.Ю. Филобоковой, Е.В. Богомоловой и др.

Анализ многочисленных публикаций помог лучше разобраться в  теме и утвердиться в её актуальности. Большое внимание вопросу организации   налогового планирования на предприятии уделяют авторы: Е.С. Вылкова, Ю.М. Лермонтов, С.В. Барулин др.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия, публикации, напечатанные на страницах национальной печати: «Финансовый менеджмент», «Управленческий учет», «Практическое налоговое планирование», статьи из сети Интернет.

Для анализа методики налогового планирования организации, использовались методы расчета абсолютной и относительной налоговой нагрузки, метод сравнения, а также расчетные таблицы.

Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы. Она выполнена на 39 страницах, содержит 5 таблиц и 1 рисунок.

 

Глава 1. Теоретические основы налогового планирования

1.1.Сущность, цели и принципы налогового планирования

Налоговое планирование хозяйствующих  субъектов является частью финансового планирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу и законных вычетов из налоговой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования на предприятии обоснована требованиями рыночной конкуренции и вызванным ею стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению расходов  и сбережению заработанного дохода для дальнейшего расширения коммерческой деятельности  решения стратегических задач развития производства.

В конечном счете, для всех экономических субъектов налоги являются составной частью внешних издержек и направлены на уменьшение доходов. Поэтому для предприятия особенно важно обладать информацией о том, какие налоги оказывают наибольшее негативное влияние на результаты его финансовой деятельности. Предприятию также важно обеспечить взаимное перекрытие баз обложения отдельных налогов с целью минимизации суммарного налогообложения своей хозяйственной деятельности[6, с. 21].

Процесс налогового планирования для организаций-налогоплательщиков является важнейшим, поскольку отсутствие предвидения в этой области может  иметь непредсказуемые последствия  для их текущей или перспективной  деятельности. Этот процесс важен  для принятия решений в области  инвестиционной  научно-технической политики, изменения ассортимента выпускаемой продукции, замены рынков сбыта и введения других необходимых мер. Особенно важно это в условиях функционирования таких экономик, где налоговые платежи составляют значимую часть финансов налогоплательщика, когда недостаточно предсказуема налоговая политика государства и местных законодательных органов. Поэтому организации необходимо не только знать размер предстоящих налоговых обязательств, но и сделать все от нее зависящее, чтобы на законных основаниях оптимизировать свои обязательные платежи в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Налоговое планирование на предприятии представляет собой организацию деятельности экономического субъекта, направленной на максимальную минимизацию его налогообложения строго в соответствии с действующим законодательством[16, с. 88].

Налоговые платежи составляют значительную долю финансовых потоков  хозяйствующих субъектов. Поэтому  управление налогообложением как вид  деятельности на предприятии входит в практику хозяйственной жизни. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое  планирование.

Сущность налогового планирования заключается в обосновании на

предприятиях предстоящих  стратегических целей развития и  выбора наилучших способов их реализации, связанных с целенаправленной организацией налогового производства, бухгалтерского и налогового учета.

Основная задача налогового планирования, которую можно определить как специфическую область управленческой деятельности, – это прогнозирование построение эффективной системы управления производственной, финансовой, учетной деятельности, обеспечивающей исключение или снижение необоснованной переплаты налогов и начисления

штрафных санкций.

Стратегическими целями при  организации налогового планирования в

современных условиях являются:

  • максимизация прибыли предприятия;
  • избежание банкротства за счет совершения крупных налоговых правонарушений;
  • лидерство в борьбе с конкурентами;
  • достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников, инвесторов, кредиторов [6, c.34].

Поскольку возможны различные  модели поведения налогоплательщика, то следует разграничивать понятия  «налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налога», «обход налогов».

Уклонение от уплаты налогов  — это несвоевременная уплата налогов, непредоставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.

Обход налогов — это  ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных  причин.

Налоговая оптимизация —  это достижение экономического эффекта  в виде уменьшения налоговых платежей путем квалифицированной организации  дел по исчислению и уплате налогов, которая исключает или снижает  случаи необоснованной переплаты налогов. Действия по легальному уменьшению налоговых  платежей иначе называют налоговым  планированием, однако понятие налоговой  оптимизации намного шире.

Таким образом, налоговое  планирование — это комплексное  и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование  совокупности всех методов налоговой  оптимизации.

Налоговое планирование может  использовать юридические пробелы  в законодательстве, а также толкования норм налогового права в пользу налогоплательщика. Но данный метод носит нерегулярный и рискованный характер, поскольку  прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно[17].

Отметим следующие принципы оптимизации налогообложения:

1. Принцип адекватности затрат.

Стоимость создания системы  оптимизации налогообложения (внутренних затрат организации или расходов на оплату сторонних организаций) не должна превышать суммы уменьшаемых  налогов.

Допустимое соотношение  затрат на созданную систему оптимизации  налогообложения и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который  может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50 – 90 % от размера уменьшаемых налогов. Иными словами, если, например, стоимость конвертации рублевых средств в иностранную валюту превышает 15 %, то многие субъекты хозяйственной деятельности предпочтут уплатить НДС как цену за собственное спокойствие. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов на их ликвидацию. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, например, ни для кого не секрет, что гораздо проще зарегистрировать хозяйственное общество, чем его ликвидировать.

2. Принцип юридического соответствия.

 Система оптимизации налогообложения должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства. Суть этого принципа, который иногда еще называется тактикой «наименьшего сопротивления», заключается в недопустимости построения схем оптимизации налогообложения, основанных на коллизиях или «пробелах» в нормативных актах. Если отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, имеется вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств либо необходимости доработки схемы. Что же касается вопросов, не урегулированных законами («пробелов»), то однажды такие пропуски могут быть «заполнены» законодателем и не всегда так, как хотелось бы коммерческим организациям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа адекватности затрат.

3. Принцип конфиденциальности.

Доступ к информации о  фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально  ограничен. На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации налогообложения, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т.д.)[14, c. 39].

4. Принцип подконтрольности.

 Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налогообложения зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.

 Одной из особенностей большинства структур, занимающихся оптимизацией налогообложения, является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами.

Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено  на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто  с теми, которые оформляются де-юре.

Наиболее сложным остается достижение рационального соотношения  в использовании принципов конфиденциальности и подконтрольности. Данные принципы хотя и действуют в противоположных  направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив, их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом.

5. Принцип допустимого сочетания формы и содержания.

Известны случаи, когда  организации, не имеющие на балансе  или в аренде основных фондов и  состоящие только из директора, «умудрялись» оказывать и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует «порядок расчетов» и прочие условия.

Синхронизация юридических  и фактических действий важна  не только для обеспечения защиты от недобросовестных участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для «отражения» возможных подозрений со стороны проверяющих.

Это связано, в частности, с существованием в Гражданском  кодексе Российской Федерации (ГК РФ) таких понятий, как «недействительная  сделка», «притворная сделка», «мнимая  сделка», «недееспособный гражданин» и т.д., а также с наличием в  Уголовном кодексе Российской Федерации  статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию  денежных средств и имущества и т.д. [14, c.40].

Информация о работе Налоговое планирование в системе финансового менеджмента предприятия