Налоговое планирование в системе финансового менеджмента предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ налогового планирования на предприятии и путей его совершенствования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы налогового планирования
1.1.Сущность, цели и принципы налогового планирования
1.2. Классификация видов, форм и методов налогового планирования
1.3. Этапы налогового планирования
Глава 2. Методика и анализ налогового планирования на предприятии
2.1. Методика налогового планирования на предприятии
2.2. Анализ уровня налогового планирования предприятия
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового планирования предприяти
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсач финмен Нал. план.прро.docx

— 114.96 Кб (Скачать документ)

Для этого сгруппируем  налоги, уплаченные предприятием, по видам  источников уплаты налоговых средств (табл. 4). 

Таблица 4

Структура налоговой нагрузки ООО «Ассоль» в зависимости от источника уплаты налогов и сборов в 2010–2011 гг.

Наименование

2010 год

%

2011год

%

Изменение

(+,-)

%

1

2

3

4

5

6

7

1. Косвенные налоги

2191

39,8

2415

34,1

224,0

-5,7

2. Налоги и сборы, включаемые  в себестоимость

2267

41,2

3070

43,3

803,0

2,2

3. Налог на прибыль

653

11,9

1126

15,9

473,0

4,0

1

2

3

4

5

6

7

4. Налоги, уплачиваемые с  чистой прибыли

390

7,1

471

6,7

81,0

-0,4

Итого

5503

100,0

7082

100,0

1579,0

0,0


 

 

 Как видно из таблицы 3, структура налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов представлена 4 группами.

Наибольшую долю занимают налоги, включаемые в себестоимость. Их доля в 2011 г. составила 43,3 %, что на 2,2 % больше, чем в 2010 г. Доля косвенных налогов составляет 34,1 %, что на 5,7 % меньше, чем в 2010 г.

Расчет структуры налоговой  нагрузки в зависимости от источника  уплаты налогов и сборов необходим  для расчета аналитических коэффициентов  налоговой нагрузки. Произведем расчет данных показателей (табл. 4). 

Таблица 4

Аналитические коэффициенты налоговой нагрузки ООО «Ассоль»

в 2010–2011 гг.

Наименование

2010 год

2011 год

Изменение

(+,-)

%

1

2

3

4

5

Отношение суммы всех косвенных  налогов и сборов к выручке  от реализации

0,0116

0,0108

-0,0008

93,1

Отношение суммы всех прямых налогов и сборов к выручке  от реализации

0,018

0,021

0,0033

119,1

Отношение суммы налога на прибыль предприятий к выручке  от реализации

0,003

0,005

0,0016

145,6

Отношения налога на прибыль  и налога на имущество к величине балансовой прибыли

0,045

0,046

0,0010

102,3

1

2

3

4

5

Отношение суммы налогов  и сборов, взимаемых с чистой прибыли, к величине чистой прибыли

0,175

0,142

-0,0332

81,0

Отношение сумм налогов и  сборов, включаемых в себестоимость  продукции, к величине себестоимости

0,014

0,016

0,0026

118,8

Отношение сумм всех налогов  и сборов к выручке от реализации*100

2,914

3,167

0,254

108,


 

 

Полученные аналитические  коэффициенты представляют собой устойчивые количественные характеристики, динамика которых позволяет сделать выводы о тенденциях, сложившихся в системе  налогообложения предприятия. Как  видно из таблицы, отношение суммы  косвенных налогов к выручке  в 2010 г. сократилось на 6,9 % (100 % – 93,1 %). Данная динамика прослеживается и в  отношении сумм налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли. По остальным  коэффициентам прослеживается увеличение налоговой нагрузки в 2011 г. по сравнению с 2010 г.

На основе рассчитанных коэффициентов  можно сделать вывод, что в  целом налоговая нагрузка в 2011 г. возросла. Общий коэффициент налоговой нагрузки на выручку показывает, что на каждые 100 руб. налогов в 2011 г. приходиться 3,167 руб. выручки от продаж. Более того, данные таблицы показывают что в 2011 г. налоговая нагрузка на выручку увеличилась на 108,7 %. Таким образом, на основе рассчитанных данных можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в ООО «Ассоль» имеет приемлемый уровень.

Таким образом, в зависимости  от вида деятельности предприятия, сферы  его функционирования и нормативно-правовой базы, оказывающей на него влияние, руководство фирмы самостоятельно выбирает тот или иной метод налогового планирования, который позволит минимизировать налоги и добиться оптимизации налогообложения.

Организация налогового планирования в компании требует грамотного управленческого похода, учитывающего следующие важные моменты:

1) руководству компании необходимо обозначить перед финансовым директором функцию налогового планирования как одну из важных задач, стоящих перед организацией;

2) четко прописать в Положении обособленного подразделения в области налогового учета выполнение функций налогового планирования;

3) обязательно привлекать налоговый отдел (главного бухгалтера, юридический отдел и других компетентных специалистов предприятия) к обсуждению заключаемых сделок и разработке налоговых схем оптимизации [6, c.49].

Следует также обратить внимание, что серьезное налоговое планирование сопряжено с дополнительными организационными затратами для налогоплательщиков. Поэтому прежде чем организовывать налоговое планирование на предприятии, целесообразно оценить предстоящие организационные расходы на его постановку и сравнить их с ожидаемой экономией.

На практике встает вопрос о том, как оценить эффективность  деятельности подразделения налогового планирования. Для этих целей нужно выбрать объективные показатели. В качестве таких показателей можно использовать следующие:

  • уровень налоговой нагрузки;
  • эффективная ставка по наиболее значимым налогам;
  • суммы недоимок и санкций по результатам налоговых проверок;
  • оперативность и полнота возврата НДС при экспорте;
  • количество выявленных налоговых рисков и оценка качества работы с ними;
  • степень лоббирования интересов компании в государственных органах[8, c.226].

К дополнительным организационным расходам, которые понесет налогоплательщик в связи с проводимыми мероприятиями по налоговому планированию, можно отнести:

  • расходы на оплату труда работникам, вовлеченным в налоговое планирование. Как правило, налоговое планирование требует дополнительного приема на работу сотрудников, которые будут заниматься этими вопросами;
  • регистрационные расходы. В случае если возникает необходимость создания новых предприятий, регистрации торговых марок, то эти действия влекут за собой дополнительные регистрационные расходы;
  • расходы на учетные процедуры. В некоторых случаях требуется организация новых учетных процедур. Например, если для целей налогообложения прибыли налогоплательщик выберет способ амортизации, отличающийся от бухгалтерского, то это приведет к дополнительным расходам на ведение учета. Та же проблема возникнет, если налогоплательщик выбрал в бухгалтерском и налоговом учете различные методы списания материальных ресурсов. Для решения этих задач иногда необходимо доработать существующую или внедрить новую информационную систему;
  • расходы на оплату услуг консультантов. Налоговое планирование, как никакие другие мероприятия, целесообразно проводить с учетом опыта сторонних консультантов. Это поможет избежать ошибок в налоговой оптимизации. В случае если налогоплательщик привлекает консультантов, очень важно, чтобы их взаимоотношения были доверительными. Если налогоплательщик будет утаивать от консультанта важную конфиденциальную информацию, то последний не сможет в полной мере оказать помощь;
  • увеличение налоговых рисков. Налоговый риск это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика. Такие обязательства могут быть связаны с признанием сделок недействительными судами, с применением налоговых схем или возникать в связи с неясностями законодательства[6, c. 53].

Особое внимание налоговых  органов привлекает ситуация, когда  предприятие резко снижает уровень  уплачиваемых платежей в связи с  мероприятиями налогового планирования, потому нужно соблюдать осторожность при реализации методов налогового планирования.

 

 

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового планирования предприятия

Наиболее актуальными  в настоящее время, в период становления  и усовершенствования системы налогообложения в РФ представляются проблемы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Налогоплательщикам предоставлены широкие возможности в решении вопросов минимизации налогового бремени, поэтому главной задачей остается изучение законодательства РФ и выбор направлений и методов, оптимальных для конкретной организации и ее специфики деятельности[24].

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 8025,7 млрд.рублей, что на 11,5% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В сентябре 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 772,4 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 1,0%.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-сентябре 2012г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 22,9%, налога на прибыль организаций - 21,6%, налога на доходы физических лиц - 19,5%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 18,9% [18].

Так как, налоговая нагрузка на российские предприятия довольно высока, совершается большое количество налоговых преступлений. В Российской Федерации положение усугубляется еще и правовой неопределенностью налоговых преступлений. Для уклонения от уплаты налогов этот вопрос является принципиальным, т.к. именно нарушение закона отличает его от других механизмов налогового планирования.

Не секрет, что все большее  количество организаций и индивидуальных предпринимателей переходят на путь легального бизнеса, тем более, что этому способствует и реформы в налоговой политике, проводимые государством. И так, теперь для того, чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует не уводить денежные поступления из под налогообложения, формируя тем самым черную кассу, а разобраться в системе налогообложения, и, с помощью учетной политики, создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации[17].

Исследование «Портрет специалиста  по налоговому планированию», проведенное  редакцией журнала «Практическое  налоговое планирование» в августе 2010 года, позволило выявить следующие  закономерности:

1. В 38 процентах случаев  инициатива сэкономить принадлежит  собственнику бизнеса или генеральному  директору компании. В остальных  случаях этим чаще всего занимаются главный бухгалтер (24 %) и финансовый директор(25 %).

2. Сами собственники и  генеральные директора внедряют  схемы только в одном случае из десяти. Почти в половине случаев (44 %) обязанность по внедрению возлагается на главного бухгалтера, еще в четверти (26 %) – на финансового директора. И только 11 % опрошенных организаций привлекают специалиста по налоговому планированию. При сопоставлении ответов на другие вопросы было выявлено, что такие налогоплательщики более склонны к масштабным способам оптимизации.

3. Больше половины компаний  интересует любая возможность  сэкономить. Из тех, кому интересна налоговая экономия более 1 млн рублей (порядка 18 % опрошенных), большинство – производственные организации среднего уровня. Остальных может заинтересовать экономия в меньших размерах. Причем 52 % респондентов рассматривают любую возможность снизить налоговые платежи в бюджет.

4. Самыми популярными  способами налогового планирования  являются выгодные положения учетной политики и выбор варианта оформления сделки (так ответили три четверти респондентов). Не намного менее популярны способы, основанные на неясностях законодательства и связанные с перераспределением средств в группе – половина опрошенных.

5. Решающим фактором  для оценки риска является  судебная практика и разъяснения.  Однако опасную тенденцию выявил  опрос, согласно которому порядка  31 % компаний не всегда отслеживает  изменение позиции судов и чиновников[7].

В целом налоговое планирование представляет собой ряд мероприятий, которые включают в себя проведение расчетов величин прямых и косвенных  налогов для разных вариантов  модели налогообложения, определение  величины налогов с оборотов по результатам  коммерческой деятельности, расчет налогов  по отношению к каждой конкретной сделке в зависимости от видов  ее осуществления и прочее.

К основным действиям, направленным на решение проблем налогового планирования нужно отнести:

  • осведомленность о различных налоговых режимах, которые предприятию можно использовать в процессе налогового планирования;
  • доскональное изучение разнообразных льгот, которые могут быть применимы для конкретных видов деятельности фирмы в целях оптимизации налогообложения;
  • выбор наилучшей формы осуществления и документального оформления отношений по договорам с партнерами для рационального налогового планирования;
  • прозрачность всей финансовой отчетности;
  • строгое соблюдение законодательства.

Информация о работе Налоговое планирование в системе финансового менеджмента предприятия