Налоговое планирование в системе финансового менеджмента предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ налогового планирования на предприятии и путей его совершенствования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы налогового планирования
1.1.Сущность, цели и принципы налогового планирования
1.2. Классификация видов, форм и методов налогового планирования
1.3. Этапы налогового планирования
Глава 2. Методика и анализ налогового планирования на предприятии
2.1. Методика налогового планирования на предприятии
2.2. Анализ уровня налогового планирования предприятия
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового планирования предприяти
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсач финмен Нал. план.прро.docx

— 114.96 Кб (Скачать документ)

6. Принцип нейтралитета.

Оптимизация налогообложения  должна производиться за счет своих  налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых  контрагентов.

Данный принцип можно  также назвать принципом взаимовыгодного  сотрудничества. Некоторые налоговые  платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений  приводит к уменьшению платежей у  другого, и наоборот: уменьшение налоговой  базы у одного контрагента ведет  к ее увеличению у второго (НДС, налог  на прибыль). Поэтому в данном случае следует принимать во внимание и  интересы независимых поставщиков и покупателей.

7. Принцип диверсификации.

Оптимизация бюджетных отчисления как один из видов экономической  деятельности, связанный с движением  и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию  различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты, допущенные в первоначальных планах, и форс-мажорные обстоятельства.

8. Принцип автономности.

Действия по оптимизации  налогообложения должны как можно  меньше зависеть от внешних участников.

На практике обеспечение  принципа автономности требует дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов.

Учитывая вышеприведенные  принципы, использование «пробелов» и коллизий в законодательстве требует  от организации не только сугубо индивидуального  подхода, но и является самой рисковой частью оптимизации налогообложения.

Представляется гораздо  более эффективным с точки  зрения долгосрочного развития бизнеса  построение общей модели оптимизации  налогообложения в зависимости  от вида деятельности организации и  осуществление в соответствии с  этой моделью конкретных действий, в том числе по минимизации налогообложения[14, c. 41].

 

 

1.2. Классификация видов, форм и методов налогового планирования.

В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации  видов, форм и методов налогового планирования. Принимая во внимание тот  факт, что различные авторы оперируют  одними и теми же понятиями,  выделим  наиболее общую классификацию.

Виды налогового планирования  могут различаться:

  1. По объектам управления: внешнее (учредителями, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т. п.); внутреннее (исполнительными органами организации, его структурные подразделения).
  2. По юрисдикции (территории действия): внутри страны (национальное); международное;
  3. По длительности периода и характера решаемых задач: оперативное; тактическое; стратегическое;
  4. По законности действий налогоплательщика: законное (манипулирование положениями существующего законодательства, используя его несовершенство, сложность и противоречивость); противозаконное налоговое планирование, при котором применяются противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей;
  5. По стадиям финансово-производственного цикла: налоговое планирование на стадии создания предприятия; в период его существования; на стадии ликвидации;
  6. По ожиданиям, возлагаемым на налоговое планирование: оптимистическое; пессимистическое; реалистическое;
  7. По воздействию на налоговую нагрузку: оптимизационное (направленное на оптимизацию и минимизацию налоговых потоков предприятия); классическое (направленное на расчет будущих налоговых платежей) [3, c. 441-443].

Формами налогового планирования целесообразно считать:

  • внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта;
  • внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования[12, c.122].

В процессе налогового планирования большое внимание уделяется следующим методам, способствующим снижению налоговых платежей.

1. Разработка учетной политики организации в целях налогообложения;

2. Оптимизация налогообложения через договор, включающая:

  • анализ состава участников договора;
  • анализ предмета договора;
  • анализ вида деятельности;
  • анализ даты совершения операций, исполнение которых предусмотрено договором;
  • анализ порядка определения и формирования цены договора;
  • меры ответственности сторон по договору;
  • специальные положения.

3. Специальные методы налогового планирования, включающие:

  • метод замены отношений,
  • метод разделения отношений
  • метод отсрочки налогового платежа;
  • метод прямого сокращения объекта налогообложения;
  • метод территориального оффшора.

4. Использование специальных режимов налогообложения:

  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

5) Правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков.

6) Оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также налогового инвестиционного кредита[6, c.48]

Налоговое планирование включает следующие элементы:

  • налоговое поле - это перечень (совокупность) налогов, платежей, по которым организация должна перечислить в бюджетную систему их прогнозные величины и сроки выплат;
  • налоговый календарь, который предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налогов, а также своевременного представления отчетности;
  • стратегия оптимизации налоговых обязательств, включая мониторинг налоговых льгот и механизм их использования;
  • налаженный бухгалтерский учет и отчетность,  налоговый учет, позволяющие получать оперативную и объективную информацию о хозяйственной деятельности для оптимального налогового планирования;
  • информационная база, позволяющая отслеживать изменения в налоговом законодательстве.
  • методика расчета налогового бремени и налогового потенциала с учетом специфики деятельности предприятия для составления налогового бюджета в целях налоговой оптимизации[17].

 

 

 

1.3. Этапы налогового  планирования

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных  этапов, которые не следует рассматривать  как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих  снижение налоговых обязательств (рис.1). Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитики.

4. Формирование налогового  поля, определение


всех предоставленных  налоговым зако- нодательством льгот по каждому из налогов. Формирование налоговой и учетной политики предприятия

Стратегическое  налоговое планирование

( до регистрации предприятия)

1. Определение направления  деятельности, его

целей и задач. Выбор вида экономической

деятельности по ОКВЭД

2. Решение вопроса о  месте расположения

предприятия и его подразделений

3. Выбор организационно-правовой  формы

предпринимательской деятельности

Текущее налоговое  планирование

5. Анализ всех возможных  форм сделок и

образование договорного  поля, составление

журнала типовых хозяйственных  операций

6. Анализ различных хозяйственных  ситуаций

с учетом возможных налоговых  рисков,

решение вопроса о рациональном размещении

активов и прибыли предприятия

7. Налоговый менеджмент

Рис. 1.  Процесс налогового планирования на предприятии


 

С позиций налогообложения  любой субъект экономической  деятельности (предприятие, организация, индивидуальный предприниматель) должен рассмотреть общие вопросы еще до регистрации и начала своего функционирования. По существу, это стратегическое налоговое планирование. В рамках такого планирования можно выделить три укрупненных последовательных этапа.

Первый этап – появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем. Например, если предполагается деятельность, связанная с производством сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях и реализацией этой продукции, то следует на первом этапе рассмотреть возможность перехода на специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога [1, c.692]. Тем самым в будущем обеспечивается значительное снижение налогов на законных основаниях.

Второй этап – выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и офисных помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов. Здесь имеются в виду не только оффшорные зоны и территории, но и регионы России с особенностями регионального и местного налогообложения.

Третий этап – выбор организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица; определение соотношения различных форм с возникающими при этом налоговыми режимами.

Следующие этапы относятся  к текущему налоговому планированию, которое должно органично входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей (параметров). Далее проводится анализ налоговых льгот. В заключение составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап – разработка  системы договорных отношений предприятия. Для этого осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта, в котором отражены налоговые последствия каждой из сделок, планируемой в коммерческой деятельности.

Шестой этап – предусматривает выполнение цепочки действий:

  • подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять;
  • разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок. Из них выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и (или) налоговых проводок;
  • из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков, осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;
  • определяются альтернативные способы учетной политики на предстоящий год.

Седьмой этап – непосредственно связан с организацией и ведением надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. По существу, это налоговый менеджмент.

Информационная база налогового менеджмента формируется в системе финансового, налогового и управленческого учета[24, c.133-135].

Глава 2. Методика и анализ налогового планирования на предприятии

2.1. Методика налогового планирования на предприятии

Расчет налоговой нагрузки предприятия осуществляется различными методиками. Рассмотрим некоторые из них.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России [7], согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации: 

 

НН = (НП / (В + ВД)) × 100 %, 

 

где НН — налоговая нагрузка на предприятие;

НП — общая сумма  всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные  доходы.

К сожалению, данный расчет не позволяет определить влияние  изменения структуры налогов  на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2. Существует иная методика, которую предложила Е. А. Кирова [7]», согласно которой:

Информация о работе Налоговое планирование в системе финансового менеджмента предприятия