Налоговое планирование в системе финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

Вопрос налогообложения является очень актуальным для любого предприятия, т. к. налоги это изъятие государством определенной части дохода предприятия, то любое предприятие естественно захочет минимизировать эту часть, а кто захочет отдавать свои деньги. В связи с этим существует понятие налогового планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно существенно сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи специалиста в области налогового планирования.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие налогового планирования
§1. Понятие налогового планирования
§2. Элементы налогового планирования
§3. Этапы налогового планирования
§4. Пределы налогового планирования
Глава 2. Налоговое планирование на предприятии
§1. Теоретические основы налогового планирования в организации
§2. Развитие налогового планирования в организации на современном этапе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Налоговое планирование в системе финансового менеджмента.docx

— 42.35 Кб (Скачать документ)

9. Отчетно-аналитическая  деятельность налогового менеджмента.  Любая компания должна располагать  информацией за несколько лет  о том, какие приемы и способы  налоговой оптимизации дали положительные  результаты, по каким причинам  они не достигнуты, какие факторы  повлияли на конечный финансовый  результат и т. п. Тем самым  создается основа для факторного  анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана  и налогового бюджета.

§3. Этапы налогового планирования

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой  этапов, которые не следует рассматривать  как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих  снижение налоговых обязательств. Это  связано с тем, что в налоговом  планировании сочетаются элементы и  науки, и искусства финансового  аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим  ответ на общие вопросы стратегического  характера.

Первый этап -- появление идеи об организации  бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о  возможном использовании налоговых  льгот, предоставляемых законодателем.

Второй этап -- выбор наиболее выгодного с  налоговой точки зрения места  расположения производств и конторских помещений предприятия, а также  его филиалов, дочерних компаний и  руководящих органов.

Третий этап -- выбор организационно-правовой формы  юридического лица и определение  ее соотношения с возникающим  при этом налоговым режимом.

Следующие этапы  относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически  входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так  называемого налогового поля предприятия  с целью анализа налоговых  льгот. На основе проведенного анализа  формируется план их использования  по выбранным налогам.

Пятый этап - разработка (с учетом уже сформированного  налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого  с учетом налоговых последствий  осуществляется планирование возможных  форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап начинается с составления журнала  типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения  финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных  налоговых ситуаций, сопоставление  полученных финансовых показателей  с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

Седьмой этап непосредственно  связан с организацией надежного  учета и контроля за правильностью  исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может  быть использование технологии внутреннего  контроля налоговых расчетов.

§4. Пределы налогового планирования

В ряде стран  сложились специальные методы для  предотвращения уклонения от уплаты налогов, позволяющие также ограничить сферу применения налогового планирования. В США, Великобритании, странах ЕС существует весьма жесткое «антитрансфертное», «антиоффшорнюе» и «антидемпинговое»  законодательство. Поэтому поиск  возможностей для сокращения налоговых  потерь осуществляется лишь в рамках действующей системы ограничений.

К пределам налогового планирования принято относить следующие:

Законодательные ограничения -- это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом  органе, предоставлять документы, необходимые  для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести  установленные меры ответственности  за нарушения налогового законодательства.

Меры административного  воздействия выражаются в том, что  налоговые органы вправе требовать  своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых  документов и объяснений, обследовать  помещения. Они могут проводить  проверки и принимать решения  о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание  по недоимке на имущество налогоплательщика.

Специальные судебные доктрины применяются судами для  признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам  их заключения с целью уклонения  от уплаты или незаконного обхода налогов. К ним относятся доктрина «существо над формой» и доктрина «деловая цель».

Можно выделить другие способы, при помощи которых  государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование  сделок налоговыми и иными органами.

Основное же ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой  экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение  свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов  за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».

Глава 2. Налоговое планирование на предприятии

§1. Теоретические основы налогового планирования в организации

Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую составную  часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица -- одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способствует повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому  его можно отнести к планированию расходов. Для предприятия эти  расходы близки к накладным, т.е. расходам, увеличивающим издержки производителя  и снижающим уровень чистого  дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия  равноценно снижению издержек или увеличению доходности.

Налоговое планирование подразделяется на планирование в рамках одного предприятия (корпоративное  налоговое планирование) и на налоговое  планирование в рамках системы (группы) предприятий.

К основным видам  деятельности по налоговому планированию относятся:

сбор и систематизация информации по проблемам налогообложения (мониторинг налогового законодательства);

текущее налоговое  планирование и текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;

экспертиза экономических  проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства;

* разработка  и осуществление мероприятий  по оптимизации налоговых обязательств  в соответствии с изменениями  национального законодательства  или норм международного налогового  права.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие:

1. Налоговые  льготы, предусмотренные налоговым  законодательством (например, льготы  по налогу на имущество организаций,  работниками которых являются  инвалиды, если их численность  составляет более 50%).

2. Оптимальная  с позиций налоговых последствий  форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно  или через комиссионера; производство  готовой продукции из собственного  сырья или из давальческого  сырья).

3. Цены сделок (например, увеличение покупных или  снижение продажных цен по  сделкам с контрагентами).

4. Отдельные  элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок  по прибыли (доходу) у индивидуальных  предпринимателей и у юридических  лиц).

5. Специальные  налоговые режимы, предусмотренные  ст.18 Налогового кодекса Российской  Федерации (НК РФ), и особые  системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения  субъектов малого предпринимательства,  система налогообложения в свободных  экономических зонах, единый налог  на вмененный доход).

6. Льготы, предусмотренные  соглашениями об избежании двойного  налогообложения и иными международными  договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой  деятельности фирм, зарегистрированных  в иностранных государствах и  имеющих режим льготного налогообложения).

7. Элементы бухгалтерского  учета в целях налогообложения,  учетная политика в целях налогообложения  (например, метод определения выручки  от реализации "по оплате" или  "по отгрузке", оценка материально-производственных  запасов и расчет их фактической  себестоимости при списании в  производство, порядок переоценки  основных средств, наличие или  отсутствие резервов предстоящих  расходов и платежей).

Эффективная система  налогового планирования для предприятия  не может ограничиваться только кругом налоговых обязательств этого конкретного  предприятия. Любой экономический  агент в современных условиях представляет собой отдельное звено  в длинной цепи экономических  отношений. У каждого предприятия  всегда есть как продавцы, поставщики, подрядчики, так и покупатели, заказчики, клиенты. Учет налоговых обязательств и проблем контрагентов является обязательным условием выработки конкурентоспособных  предложений. Налоговое планирование любого лица должно осуществляться с  учетом предоставления максимально  благоприятных условий для деловых  партнеров.

Для проработки отдельных вопросов последующего и  текущего финансового контроля за налоговыми обязательствами, планирования и налоговой  экспертизы новых коммерческих и  инвестиционных проектов могут привлекаться внешние специалисты. Такая практика получила широкое распространение  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Эти услуги предоставляют  частные налоговые эксперты, налоговые  адвокаты, специализированные налоговые  и юридические фирмы, отделы по налоговому планированию и налоговому консультированию аудиторских фирм, ассоциации и объединения  налогоплательщиков, налоговых консультантов, аудиторов.

К наиболее эффективным  формам организации деятельности в  сфере налогового планирования относится  создание собственных высококвалифицированных  и хорошо оснащенных специализированных налоговых подразделений. Такими подразделениями  располагают все ведущие промышленные, торговые, банковские, страховые, инвестиционные предприятия в развитых странах.

Как правило, собственное  подразделение по налоговому планированию создают средние и даже небольшие  предприятия, деятельность которых  осуществляется в международном  масштабе. Специализированные налоговые  отделы предприятий могут состоять из нескольких специалистов или насчитывать  десятки, и даже сотни человек. Количество специалистов часто определяется не столько объемами проводимых операций, сколько сложностью, спецификой и охватом различных сфер экономической деятельности.

Создание собственных  налоговых подразделений обычно не исключает привлечение независимых  специалистов и обращение в консультационные, юридические и аудиторские фирмы. Наоборот, чем выше уровень понимания  норм налогового законодательства и  налоговой проработки новых проектов, тем больше возникает вопросов и  возрастает необходимость привлечения  высококлассных специалистов в отдельных  узких областях.

Для успешного  налогового планирования важнейшее  значение имеет стабильность налогового законодательства. В России не только налоги меняются в течение года, иногда совершенно неожиданно как для  налогоплательщиков, так и для  самих налоговых органов, но и  нередко принимаются поправки к  налоговым законам, имеющим обратную силу. Очевидно, в этих условиях строить  какие-либо "долгоиграющие" схемы  довольно рискованно. Однако в качестве элементов налогового планирования можно использовать многие приемы и  модели, позволяющие правильно строить  взаимоотношения с налоговым  ведомством, а для предприятий, уже  выведших на внешние рынки и имеющих  интересы в зарубежных странах, могут  разрабатываться уже нормальные программы международного налогового планирования.

Налоговое планирование в своих активных формах предполагает "подстраивание" налогоплательщика  под избранные им благоприятные  налоговые режимы и требует, таким  образом, во многих случаях изменить форму или даже содержание его  деятельности. Такие изменения должны в первую очередь касаться тех  признаков, на которые ориентируется  налоговое законодательство при  определении налоговых обязательств граждан и предприятий.

Информация о работе Налоговое планирование в системе финансового менеджмента