Налоговое планирование в системе финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

Вопрос налогообложения является очень актуальным для любого предприятия, т. к. налоги это изъятие государством определенной части дохода предприятия, то любое предприятие естественно захочет минимизировать эту часть, а кто захочет отдавать свои деньги. В связи с этим существует понятие налогового планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно существенно сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи специалиста в области налогового планирования.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие налогового планирования
§1. Понятие налогового планирования
§2. Элементы налогового планирования
§3. Этапы налогового планирования
§4. Пределы налогового планирования
Глава 2. Налоговое планирование на предприятии
§1. Теоретические основы налогового планирования в организации
§2. Развитие налогового планирования в организации на современном этапе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Налоговое планирование в системе финансового менеджмента.docx

— 42.35 Кб (Скачать документ)

Во-первых, это -- объект налогообложения: сделка, имущество, доход. Меняя этот объект в тех  пределах, которые позволяют обстоятельства, можно выбрать более выгодный для налогоплательщика режим  и вид обложения.

Во-вторых, нередко  можно заменить и субъект обложения, т.е. самого налогоплательщика.

В-третьих, можно  заменить и саму налоговую власть, т.е. перейти из одной налоговой  юрисдикции в другую.

В-четвертых, в  достаточно широких пределах можно  менять сами обстоятельства (по крайней  мере, в глазах налоговых властей), сопутствующие той или иной облагаемой налогом деятельности. В частности, это возможно при использовании  различного рода вычетов, скидок, списаний и других льгот, допускаемых при  определении облагаемого дохода в целях исчисления подоходных налогов.

Способы оптимизации  налоговых платежей:

- Замена объекта  налога. Целью такой замены обычно  является переход из-под режима  обложения одним налогом в  режим обложений другим, более  низким налогом. 

- Смена объекта  налога часто применяется в  целях избежания высоких налогов  на отдельные виды сделок. Например, вместо продажи земли часто  продают компанию, владеющую землей, то же самое проделывают с  судами, самолетами, автомобилями, производственными  активами и т. д. В банковском  деле вместо кредита могут  выдавать гарантии и поручительства,, в инвестиционной сфере продажа оборудования часто заменяется передачей его в лизинг и т. д.

- Замена субъекта  налога (налогоплательщика). Переход  на более выгодный режим налогообложения  может быть осуществлен и путем  замены налогоплательщика. Например, фирма может изменить свою  юридическую форму: из товарищества  с неограниченной ответственностью  превратиться в общество с  ограниченной ответственностью, из  ЗАО -- в АО и т. д. Осуществляя  какую-то коммерческую деятельность, можно вести ее в режиме  индивидуального частного предпринимательства  (ИЧП) и платить только подоходный  налог или перевести эту деятельность  на ТОО и платить налог на  прибыль.

Смена налогоплательщика  может быть обеспечена также в  результате слияния или разделения фирм, что может иметь как негативные, так и позитивные налоговые последствия.

- Замена налоговой  юрисдикции. Наиболее ответственным  решением в налоговом планировании  является замена налоговой юрисдикции  одной страны на другую. Для  физического лица это связано  с переездом в другую страну  на постоянное жительство, для  предприятия это чаще всего  означает закрытие фирмы в  одной стране и открытие новой  фирмы в другой стране (только  немногие страны разрешают перевод  фирмы к другую страну с  сохранением ее прежней правоспособности).

Выход в другую налоговую юрисдикцию может быть также осуществлен в порядке  слияния с фирмой или поглощения фирмой другой страны. Сама процедура  таких слияний и поглощений -- дело очень непростое, требующее  высококвалифицированной проработки многих юридических и финансовых вопросов и иногда специального разрешения властей. Вместе с тем при правильном ее проведении результатом может  быть не только перевод бизнеса в  более благоприятный налоговый  режим, но и одномоментное снижение налоговых обязательств вследствие консолидации балансов сливающихся  фирм.

Переход под  более выгодную налоговую юрисдикцию бывает, возможен и внутри одной  страны. В России, например, такие  условия предлагают Ингушетия и  Калмыкия.

- Использование  налоговых льгот при исчислении  облагаемого чистого дохода. Обычно  по налоговым правилам исчисление  облагаемого дохода ведется раздельно  по видам деятельности:

а) доходы от капитала (инвестированного);

б) доходы от коммерческой деятельности;

в) доходы от труда  за свой счет (свободные профессии  и т. д.);

г) прочие доходы (доходы от лотерей, случайные доходы спекулятивного характера и др.).

По каждому  виду дохода применяются свои правила  и нормы исчисления чистого дохода (прибыли). Важнейшее значение имеют  правила расчета прибыли от предпринимательской  деятельности, которая понимается как "деятельность, осуществляемая с  применением наемного труда и  имеющая своей целью извлечение прибыли".

Валовой доход  предприятия от различных видов  его деятельности подлежит затем  уменьшению на сумму расходов, связанных  с его получением, с тем чтобы  рассчитать чистую прибыль для целей  налогообложения, или облагаемый доход. Именно на этой части налогового процесса возникает наибольшее число разногласий  и конфликтов между налогоплательщиками  и налоговыми органами. Дело в том, что для налоговых целей признаются вовсе не все расходы, понесенные налогоплательщиком, а лишь "обычные  и необходимые для выполнения данного вида деятельности". Основываясь  на этом критерии, налоговые органы могут разрешить списание некоторого вида расхода в его полном размере  или только частично, или даже вовсе  запретить его вычет, вынуждая тем  самым восстановить израсходованную  сумму в составе облагаемого  дохода.

Еще более сложные  мероприятия приходится проводить  в случае обмена долгами (естественно, обмена заслуживают не любые долги, а только долги, показываемые в налоговых  отчетах и признаваемые налоговым  органом). Такая ситуация может иметь  место, когда предприятие с крупной  прибылью (и соответственно с высокими налоговыми обязательствами) заинтересовано в приобретении другого предприятия, которое имеет крупные убытки в своем балансе. Потенциально последнее  предприятие может иметь высокую  стоимость (по его оснащенности, связям с клиентами и т.д.), но рыночная его стоимость в связи с  долгами оказывается очень низкой.

Решением в  этом случае может быть полное поглощение убыточного предприятия прибыльным (при выплате некоторой согласованной  компенсации бывшим владельцам) с  последующим объединением их балансов и погашением, таким образом, прибыльных статей одного предприятия убытками другого. В конечном счете, обязательства  по уплате налогов уже нового объединенного  предприятия при правильном проведении всей процедуры могут быть сведены  к нулю.

§2. Развитие налогового планирования в организации  на современном этапе

Налоговое планирование, как одно из важных направлений налогового менеджмента, получает в Российской Федерации все большее распространение. Эффективность применения широкого спектра методов налогового планирования в рамках конкретной организации  в условиях экономики России ограничивается в достаточно сильной мере несколькими  факторами.

Во-первых, налоговые  последствия в виде сумм уплачиваемых налогов в большинстве случаев  оцениваются после совершения хозяйственных  операций, a не на стадии планирования, что существенно сокращает возможности  применения тех или иных методов.

Во-вторых, процесс  управления налоговой нагрузкой  в отечественной практике сводится в основном к снижению только одного налога или осуществлению нескольких оптимальных сделок. Преодоление  сложившейся ситуации возможно только c помощью четкой формулировки задач  налогового планирования при их обоснованности на теоретическом уровне. Данный подход пока не получил в современной  российской экономической мысли  должного междисциплинарного развития, включающего в себя финансовый, правовой, экономический и бухгалтерский  аспекты.

В-третьих, процесс  налогового планирования независимо от его сроков, возможен только в условиях неизменной и стабильной макроэкономической ситуации, что в условиях реалий России представляется пока трудновыполнимым.

В то же время, несмотря на вышеуказанные ограничения, в  настоящее время создаются условия  существования и функционирования организаций, формируются предпосылки  для перехода к цивилизованным формам и способам налогового планирования, основанным на нормах закона. Существенно  укрепляется законодательная база; усиливается контроль со стороны  государства за уплатой налогов  и ужесточение мер, применяемых  к организациям-неплательщикам. Процесс  укрупнения организаций путем реорганизаций, слияния, поглощения мелких фирм более  крупными, создание многопрофильных  объединений также является одной  из причин создания и внедрения методов  налогового планирования.

По результатам  анализа налогового планирования на основе материалов периодической печати и информационных источников из Интернета  можно сделать вывод o том, что  далеко не все элементы и методы, описанные исследователями налогового планирования, используются хозяйствующими субъектами. Хотя, чтобы налоговое  планирование приняло системный  характер, необходимо рассматривать  всю совокупность имеющихся элементов  и методов и проводить анализ на предмет возможности применения их в практической деятельности, так  как возможно, это приведет к большей  эффективности проектов по налоговому планированию, чем использование  только лишь ситуационного подхода  и построения схем.

Современная организация  налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых  поступлений, отличается от принятых за рубежом стандартов чрезмерно высокой  ролью бухгалтерии предприятия  в данной области планирования и  некоторой толерантностью и индифферентностью  экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают  участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.

Организационная структура налогового планирования должна строиться, базируясь на двух принципах: быть неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках финансового планирования и использовать навыки, потенциал  иных служб предприятия при планировании мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз.

Организация налоговой  деятельности и выполнение работ  по налоговому планированию невозможны без организации соответствующей  службы или подразделения. Отдел  организации налоговой деятельности фактически должен выполнять функции  подразделения налоговой службы, на которое возложено планирование налоговой деятельности организации  в целом и самой налоговой  службы в частности.

Служба налогового планирования, то есть ее специалисты  осуществляют работу по налоговому планированию в организации. Реализация процесса налогового планирования должна быть направлена на организацию безболезненной с точки зрения налогового законодательства деятельности организации в соответствии с требованиями налогового законодательства и возможностями получения необходимых  ресурсов.

При организации  налогового планирования необходимо учитывать  опыт сторонних консультантов, что  поможет избежать ошибок в налоговой  оптимизации, так как внешнее  налоговое консультирование предполагает перенос рисков, связанных с консультацией  внешнего консультанта по проблемным вопросам налогового планирования, на консультанта. Опыт консультанта, полученный при проведении налогового планирования в десятках организаций, поможет  выработать правильные и взвешенные решения.

Складывающаяся  экономическая и политическая ситуация формирует перечень услуг, предоставляемых  ведущими аудиторскими фирмами мира в области налогового консультирования и налогового планирования. Достаточно долгое время существуют за рубежом  и начинают появляться в России фирмы, которые постоянно занимаются разработкой  сложных схем по снижению налогообложения  компаний и предлагают их как корпоративным, так и индивидуальным клиентам. Это  свидетельствуют о том, что, несмотря на усиливающийся контроль со стороны  налоговых органов, организации  приспосабливаются к таким условиям, меняя стратегию и тактику  исходя из положений меняющегося  законодательства.

Следует отметить, что разработка и применение сложных  налоговых схем при достаточной  доле злого умысла или юридической  неграмотности могут нанести  значительный ущерб государству. Одной  из главных проблем, c которыми сталкивается государство и налогоплательщики, является установление грани между  собственно налоговым планированием  и уклонением от уплаты налогов. Государство  способно существенно влиять на организацию  налогового планирования путем совершенствования  налогового законодательства.

В странах c развитой рыночной экономикой государство активно  и целенаправленно осуществляет такую деятельность. Например, налоговое  управление в США в 2003 году обязало  аудиторские компании и консультантов  раскрывать все схемы налоговой  оптимизации, которые они продают  клиентам. A Великобритания в 2006 году обратилась к Европейской комиссии c просьбой разрешить ей ввести новый порядок  уплаты НДС, который позволил бы сократить  масштабы налогового мошенничества.

В Российской Федерации  масштабы потерь бюджета в результате уклонения от уплаты налога c применением  различного рода схем значительны. Анализируя практику налогового планирования в  России, можно констатировать, что  стремление уклониться от уплаты налогов  носит достаточно массовый характер.

Одной из главных  причин возникновения конфликтов между  государством и налогоплательщиками  является недостаточная проработанность  налогового законодательства, наличие  большого числа пробелов, которые  не позволяют c достаточной точностью  определить законность или незаконность того или иного способа минимизации  налогов. Это в свою очередь создает  возможность для разработки и  применения схем уклонения от уплаты налогов.

Другой причиной создавшегося положения является отсутствие в российском законодательстве четких критериев оценки действий налогоплательщика  по налоговому планированию. Для решения  этой проблемы будет полезен опыт развитых стран, имеющих обширную деятельность и практику налогового планирования.

Информация о работе Налоговое планирование в системе финансового менеджмента