Налоговое планирование в системе финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

Вопрос налогообложения является очень актуальным для любого предприятия, т. к. налоги это изъятие государством определенной части дохода предприятия, то любое предприятие естественно захочет минимизировать эту часть, а кто захочет отдавать свои деньги. В связи с этим существует понятие налогового планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно существенно сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи специалиста в области налогового планирования.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие налогового планирования
§1. Понятие налогового планирования
§2. Элементы налогового планирования
§3. Этапы налогового планирования
§4. Пределы налогового планирования
Глава 2. Налоговое планирование на предприятии
§1. Теоретические основы налогового планирования в организации
§2. Развитие налогового планирования в организации на современном этапе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Налоговое планирование в системе финансового менеджмента.docx

— 42.35 Кб (Скачать документ)

Например, во Франции, для оценки добросовестности действий налогоплательщика используется понятие  «злоупотребление правом». В законодательстве Франции определено, что злоупотребление  правом - результат юридических построений, производимых c целью полного или  частичного освобождения от налога . Налоговые  органы имеют возможность доказывать злоупотребление либо самостоятельно, либо c привлечением консультативного органа. Налоговым органам также  предоставляется право устанавливать  истинный характер гражданско-правовых договоров для выявления скрытой  передачи или выявления прибыли. У налогоплательщиков имеется процедура, позволяющая исключить в дальнейшем квалификацию его действий в качестве злоупотребления правом. Данная процедура  предоставляет налогоплательщику  возможность направить в консультативный или налоговый орган запрос o правомерности характера и наличии признаков злоупотребления правом в операции, которую он намерен осуществить в будущем. При отсутствии в установленный срок ответа или отсутствие в ответе возражений ответ считается положительным, что лишает налоговый орган возможности впоследствии квалифицировать соответствующие операции в качестве действий, направленных на злоупотребление правом.

Наличие подобного  порядка позволяет налоговым  органам на предварительной стадии убедиться в наличии или отсутствии злоупотребления правом, тем самым, повышая эффективность дальнейших мероприятий по переквалификации и  доказывая недобросовестность налогоплательщика.

В Швеции действует  аналогичный порядок, при котором  Комиссией по налоговому праву выдается предварительное заключение o налоговых  последствиях сделки или совокупности сделок. Такое заключение может быть запрошено как налогоплательщиком, так и налоговой администрацией, a применение подобного заключения является обязательным для налоговых  органов при условии согласия налогоплательщика.

В российском законодательстве такие положения недостаточно широко применяются. В связи c этим судебная практика пошла по пути введения понятий  добросовестного и недобросовестного  налогоплательщика. По мнению ряда специалистов, нормативное закрепление на законодательном  уровне критериев недобросовестности позволило бы решить ряд комплексных  проблем, имеющих место в работе налоговых органов при выявлении  нарушений налогового законодательства, среди которых основной является проблема классификации действий налогоплательщиков при формальном соответствии последних  нормам налогового и гражданского законодательства.

Вместе c тем, законодательство не предусматривает возможности  давать правовую оценку поведению лица (например, признавать добросовестным налогоплательщика) безотносительно  обстоятельств конкретного дела: правовая оценка действий (или бездействия) лица может быть дана Арбитражным  судом только при рассмотрении дела по конкретному спору.

По мнению некоторых  специалистов, в настоящее время  введение понятий добросовестный и  недобросовестный налогоплательщик является недостаточно обоснованным. При этом сам термин «добросовестность» должен применяться не в отношении самого налогоплательщика, a в отношении  его действий.

C учетом мирового  опыта представляется целесообразным  ведение в отечественное законодательство  понятия «злоупотребления правом», a также введения «доктрины деловой  цели». Сущность «доктрины деловой  цели заключается в том, что  сделка, создающая налоговые преимущества  считается недействительной, если  она не достигает этой цели. В совокупности это даст положительный  эффект в борьбе c массовым уклонением  от уплаты налогов. Налогоплательщикам  это позволит более обосновано  отстаивать свои права в области  оптимизации налоговых платежей, a презумпция невиновности не  будет рассматриваться в качестве  положения, противоречащего интересам  государства. Введение подобных  механизмов наряду c принципами налогового  планирования позволит заполнить  пробелы налогового законодательства  и обеспечить понятные взаимоотношения  между контролирующими органами  и налогоплательщиками. 

Таким образом, в России еще не достаточно проработанной  является практика организации налогового планирования на предприятии. Существуют факторы, отрицательно влияющие на эффективность налогового планирования. Не многие предприятия в полной мере пользуются теоретическими разработками в области налогового планирования. Необходимо использовать всю совокупность имеющихся элементов и методов. Организация налогового планирования часто сводится соблюдению законодательства в сфере налогообложения, a не оптимизации налоговых платежей. Если c экономической точки зрения не выгодно содержать отдел по налоговому планированию, необходимо формировать группу специалистов, осуществляющих функции данного отдела. Так же, нам представляется целесообразным привлечение сторонних консультантов c целью переложения рисков по проблемным вопросам налогового планирования.

Необходимо внести изменения в законодательство, которые  бы позволяли налоговым органам  и налогоплательщикам однозначно разделять  понятия налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов.

Заключение

налоговый планирование законодательный

Налоговое планирование является составной частью финансового  менеджмента и занимает в ней  специфическое место, что обусловлено  тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами  хозяйствующих субъектов. Налоговая  экономия увеличивает собственные  финансовые ресурсы предприятия, поэтому  конечной целью налогового планирования является не только и не столько  оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской  деятельности предприятия повышение  его финансовой устойчивости и значимости.

В настоящее  время назрела острая необходимость  выделения налогового планирования в отдельное самостоятельное  направление науки и практики управления финансами организации, определения его места в системе  финансового менеджмента, систематизации накопленных разрозненных теоретических  знаний и фрагментарного практического  опыта в целях обеспечения  устойчивого роста благосостояния российских организаций и развития экономики страны. Требуется формирование новых подходов к налоговому планированию как важнейшей составной части  управления финансами, оценки его влияния  на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Значимость налогового планирования обусловлена  тем, что с налогообложением связаны  все сферы финансовой деятельности организации, а также существенными  величинами налоговых платежей в  общей сумме ее расходов, высоким  уровнем налоговой нагрузки, тяжестью налогового бремени предприятий.

Многие теоретические  вопросы налогового планирования являются дискуссионными. К таким вопросам относятся вопросы понятия, классификации, этапов налогового планирования.

Достаточно сложным  является вопрос организационных основ  налогового планирования в организации. Распространено мнение, что необходимость  мероприятий налогового планирования зависит от степени налоговой  нагрузки. Уровень налогового бремени  является важным фактором при принятии решений об организации отдела налогового планирования на предприятии; но на мой  взгляд, не совсем правильно определять необходимость налогового планирования на предприятии только с точки  зрения налоговой нагрузки. Важным является фактор затрат на организацию  такого подразделения. Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать.

Эффективность налогового планирования в организации  в условиях российской экономики  ограничивается наличием нескольких обстоятельств. Далеко не все элементы и методы, описанные исследователями налогового планирования, используются хозяйствующими субъектами при организации налогового планирования. На российских предприятиях налоговое планирование часто сводится к своевременной уплате налогов, правильному исчислению налоговых  платежей. Необходимостью оптимизации  налоговых платежей часто пренебрегают.

Противоречие  интересов государства и налогоплательщиков при использовании различных  способов оптимизации налоговых  платежей последних порождает проблему не четкого разделения понятий налогового планирования и уклонения от уплаты налогов. В связи c этим принимаются  попытки совершенствования законодательства в области налогового планирования. C учетом мирового опыта представляется целесообразным для решения данной проблемы более широкое использование  в отечественном законодательстве понятия «злоупотребление правом»  и «доктрины деловой цели».

Список  используемой литературы

1) Налоговый  кодекс Российской Федерации:  Части первая и вторая. - М.: Омега  - Л, 2007.

2) Алексеева  М.М. Планирование деятельности  фирмы. - М: Финансы и статистика, 2001.

3) Вылкова Е., Романовский М. Налоговое планирование. - СПб.: Питер, 2004.

4) Евстигнеев  Е.Н. Основы налогового планирования. - СПб.: Питер, 2004.

5) Козенкова  Т.А. Налоговое планирование на  предприятии. - М.: АиН, 2001.

6) Воронина Н.В,  Бабанин В.А. Налоговое планирование  в системе финансового менеджмента  //Финансовый менеджмент.- 2006. - №27.

7) Рюмин С.М.  Налоговое планирование: общие принципы  и проблемы // Налоговый вестник.- 2005. - №2.

8) Бабанин В.А.  Совершенствование методов налогового  планирования в организации: Дис.  канд. экон. наук. -- М., 2004.

9) www.consultant.ru

10) www.fineaudit.ru

11) www.intelis-audit.ru

Информация о работе Налоговое планирование в системе финансового менеджмента