Главными целями
экономической политики являются:- обеспечение полной
занятости. Государство должно заботиться
о том, чтобы все люди, которые хотят работать,
могли бы работать;- стабильность цен.
Государство не
должно допускать инфляции;- справедливое распределение
доходов и имущества;- обеспечение экономического
роста и роста благосостояния;- обеспечение
равновесия в платежном балансе, то есть
– внешнеэкономическое
равновесие.
Государство реализует
свою экономическую роль при помощи корректирующей функции,
функции регулирования распределительных
процессов и стабилизационной функции.
1.4 Особенности экономической
политики ведущих странах мира
США – крупнейший в мире
производитель промышленных товаров
и услуг. В 60-е годы в развитии
американской экономики существенную
роль сыграли ее кейнсианские меры
государственного регулирования, направленные
на ускорение темпов хозяйственного
роста, сокращение безработицы, использование
федерального бюджета для активизации
инвестиций.В 70 – начале 80-х годов
отчетливо выявились ограниченные
возможности всех этих благоприятных
факторов. Ресурс экстенсивного экономического
роста был исчерпан. Темпы хозяйственного
развития резко сократились, повысился
уровень безработицы, произошло
ослабление международных экономических
позиций США. Меры воздействия государства
на экономику не только не были способны
повысить ее эффективность, но и давали
результаты обратные желаемым и только
усугубляли хозяйственные неурядицы.80-е
годы явились переломным рубежом
экономического развития страны. Растущая
мощь крупных корпораций рассматривалась
как одно из важнейших средств
повышения эффективности производства.
[10] Капиталы вкладываются в основном в
наукоемкие прогрессивные виды производств,
обеспечивающие техническую реконструкцию
бизнеса.В период либеральных реформ были
проведены налоговые реформы, позволившие
снизить налоговое бремя и повысить привлекательность
американской экономики. Были сняты ограничения
на ведение инвестиционного бизнеса коммерческими
банками США, которые действовали еще
с 30-х годов и существенно ограничивали
конкуренцию на финансовом рынке. Все
эти меры позволили оздоровить экономическую
ситуацию в стране и подготовить ее к периоду
длительного экономического роста, который
начался в 1982 году и продолжался до 1989
года.После замедленного роста в начале
90-х годов американская экономика продолжила
свое движение вперед.В ходе перестройки
хозяйственного механизма страны в ее
экономическую политику были внесены
значительные изменения. Теоретической
базой новой системы регулирования стало
эклектическое смешение идей монетаризма,
неоклассической школы в виде «экономики
предложения» и ряда других теорий. Были
отброшены постулаты кейнсианства, лежавшие
в основе экономической политики государства
почти полвека. Итогом структурной перестройки
американской экономики стал ее несомненный
технический и технологический прогресс.ФРГ
по праву называется одним из «локомотивов»
мировой экономики. По уровню экономического
развития, величине экономического потенциала,
доле в мировом производстве, степени
вовлеченности в международное разделение
труда и другим критериям она относится
к числу наиболее высокоразвитых государств
мира, входит в так называемую «большую
семерку».Своеобразие ФРГ заключается
в том, что послевоенное экономическое
устройство Германии было сформировано
в соответствии с неолиберальной концепцией
«социального рыночного хозяйства», возникшей
как альтернатива тоталитарной экономике
фашистской Германии. Основой этой политики
стали, следующие принципы: государство
непосредственно не занимается регулированием
хозяйственных процессов, но оно устанавливает
правила, по которым в условиях свободной
конкуренции действуют частные хозяйственные
субъекты. Эта политика показала свою
высокую эффективность и привлекательность
для населения.За 50-летний период осуществления
принципов социального рыночного хозяйства
экономика ФРГ четырежды переживала спад.В
1966-67 гг. следствием циклического спада
стал кризис экономической доктрины и
экономической политики государства:
неолиберальная политика уступила место
неокейнсианству. Для экономической политики
это означало усиление государственного
регулирования на макроэкономическом
уровне.70-е годы вошли в историю ФРГ как
период валютных потрясений, высоких темпов
инфляции и феномена стагфляции (сочетания
инфляции и спада).В 1980-1982 годах третий
экономический кризис сочетающий перенакопление
капитала, ухудшение условий воспроизводства,
удорожание энергоносителей и сырья, замедление
темпов роста производительности труда.
Одной из важных составляющих нового экономического
курса этого периода стала компания приватизации
государственного сектора и налоговая
реформа.В 1992-1993 годах произошел следующий
кризис. В 1990 году состоялось объединение
ГДР и ФРГ. [10] Принципы социального рыночного
хозяйства ФРГ были распределены на территорию
бывшего ГДР. Вслед за либерализацией
экономики последовала и приватизация.Одной
из ведущих стран мира является Япония.
За послевоенное десятилетие Япония добилась
внушительных успехов в становлении национальной
экономики. По динамике роста, мотивации
экономической деятельности, формам организации
бизнеса и менеджменту, достижением в
конкурентоспособности и качестве товарной
продукции эта страна не имела аналогов
среди индустриально развитых государств.Накопленный
экономический потенциал выдвинул Японию
на вторую после США позицию в современном
мире. Японская модель развития отличается
отамериканской и западноевропейской
более высокой степенью участия государства
в экономической и общественно-социальной
жизни общества.Одной из главных особенностей
японской социально-экономической политики
являются выработка как общих направлений
развития на перспективу, так и конкретных
экономических программ и стимулирование
на их основе хозяйственного (экономического)
развития.На протяжении всего послевоенного
периода правительство Японии последовательно
осуществляло экономическую политику,
основываясь на средне и долгосрочных
планах, целевые ориентиры которых варьируются
в зависимости от фазы, на которой находится
экономика в своем развитии. Экономическая
плановость вносит существенный вклад
в развитие экономики.Специфичной для
Японии чертой является сотрудничество
между частным бизнесом и правительством,
особенно в периоды депрессии.Важнейшим
фактором, обусловившим высокую динамику
экономического развития Японии последних
десятилетий, стала структурная перестройка
экономики. Главное направление перестройки
– это автоматизация производства и ресурсосбережение,
развитие новых наукоемких отраслей и
производств, научно-технический прогресс,
совершенствование управленческо-организационных
систем.В ходе такой перестройки осуществляется
курс на относительное свертывание производства
в ресурсоемких (энергоемких и сырьеемких)
отраслях, на форсирование развития отраслей
высоких технологий (электроника, биотехнология
и др.), на внедрение и разработку электронных
устройств в технику, на развитие информатики
и информационных структур.Особое внимание
в Японии уделяется науке и образованию,
которые стали главным структурным фактором
экономического роста. Принципиальное
значение в механизме экономического
роста Японии имеет платежеспособный
рыночный спрос населения и его основа
– динамика заработной платы.
Начиная с 1990-х годов Японская
экономика переживает нестабильный
этап развития. Проблема Японии заключается
не в источниках капиталов, а в
разумной, взвешенной, соответствующей
ситуации экономической политике.
2.Анализ проблем
государственного регулирования экономической
системы
2.1 Государственное
регулирование
В экономической литературе
представлен довольно разнообразный
спектр мнений относительно возможностей
государственного вмешательства в
рыночную экономическую систему. При
этом взгляды ученых существенно
менялись в зависимости от конкретных
условий развития мирового хозяйства.
Сознательное регулирование экономической
жизни государством стало реальностью
после кейнсианской революции в
экономической науке.
В процессе эволюции точек
зрений на вопросы регулирования
экономических процессов в западной
макроэкономической теории сформировались
две альтернативные концепции: кейнсианство
и монетаризм. Кейсиансцы исходили
из того, что система свободного
рынка лишена внутреннего механизма,
обеспечивающего макроэкономическое
равновесие, а потому поощряется активное
вмешательство государства в
экономику посредством дискреционной
фискальной политики. В основе концепции
монетаризма лежит положение
о том, что априори рынки конкретны
и рыночная система в состоянии
автоматически достигать макроэкономического
равновесия. [13]
После возникновения развитого
рыночного хозяйства в обществе
сложились различные способы
регулирования и приспособленный
им механизм управления: стихийно-рыночный
и планово-регулируемый. На уровне микроэкономики
в условиях рынка к настоящему
времени сложился механизм планового
управления производством. В масштабе
же макроэкономики, на уровне национальной
экономики, долгое время преобладало
стихийное регулирование, где не
срабатывали рыночные принципы. С
переходом к индивидуальной стадии
производства, усложнением экономических
связей, все более настоятельной
становилась необходимость общенационального
регулирования всего процесса общественного
производства.
Представление о смешанной
экономике как экономике, составляющей
рыночные основы и регулируемой государством,
сформировалось в качестве особого
научного направления в рамках теории
эффективного использования ограниченных
ресурсов.
Hет и не может быть эффективной,
базирующейся на современных научно-технических
достижениях социально-ориентированной
рыночной экономики без активной регулирующей
роли государства. Таких примеров в мире
нет.
Экономическая политика государства
является одним из важнейших понятий
экономической теории и необходимым
инструментом макроэкономического
регулирования. Как официальный
представитель всего общества, специально
организованный устойчивый социальный
институт, государство должно: обоснованно
формулировать экономические, социальные,
духовные и иные потребности общества
с учетом интересов будущих поколений;
отражать эти потребности в соответствующих
экономических и политических программах;
осуществлять увязку этих потребностей
с наличными и перспективными
ресурсами их удовлетворения; наконец,
вырабатывать механизмы и создавать
условия для развития институтов,
способствующих удовлетворению этих потребностей.
Главное назначение государства
в современных условиях, характеризующихся
усложнением внутренних и внешних
экономических связей, глобализацией
человеческих отношений состоит
в регулировании этих процессов
и адаптации их к динамичным изменениям
в мировом развитии.
При этом подчеркнем, что
функции государства в современной
рыночной экономике есть отражение
переходных отношений. Роль государства
качественно различается на этапах становления,
формирования рыночной экономики и в условиях
функционирования уже сложившейся, и отрегулированной
экономики рыночного типа. Но задачи государства
связаны не только с созданием условий
функционирования рынка на всех этапах
его деятельности, они предполагают признание
его роли в соблюдении баланса общественных
интересов, социальной стабильности и
защите национальных интересов.
Государственное регулирование
- это комплекс законодательных, исполнительных
и контролирующих функций государства,
направленных на приспособление и развитие
социально-экономических основ общества
к изменяющимся условиям, а также
процесс по организации общественного
воспроизводства, направленный на эффективное
использование ограниченных производственных
ресурсов для удовлетворения потребностей
членов общества. [4]
Государственные институты
должны быть достаточно сильными и
действенными, чтобы справиться с
поддержанием эффективного состояния
рыночного механизма, а это возможно
при регулирующих государственных
рычагах, которые дополняют рынок
и конкуренцию. В результате хозяйственный
механизм современной смешанной
экономики выступает как единое
целое, состоящее из рынка и нерыночного
регулирования.
Относительно степени
государственного регулирования и
государственного предпринимательства
существуют диаметрально противоположные
мнения. Илларионов А., Ясин Е. говорят
о том, что государство не должно присутствовать
в экономике и чем меньше государство,
тем выше эффективность экономики, Абалкин
Л., Глазьев С. - за необходимость государственного
регулирования. Разделяя мнение вторых
можно согласиться с тем, что государство
может занимать различные позиции по отношению
к рынку: «государство над рынком», «государство
рядом с рынком», «государство внутри
рынка». Соотношение этих форм будет зависеть
от конкретного состояния экономики данной
страны в определенный период. Комплексный
подход к системе «государство - рынок»
с целью поиска эффективного их взаимодействия
на современном этапе экономического
развития и на перспективу является необходимым.
[10]
Масштабы государственного
регулирования, его конкретные формы
и методы существенно различаются
по странам. Они отражают историю, традиции,
тип национальной культуры, размеры
страны, ее геополитическое положение,
и многие другие факторы. Государство
оказывает влияние на экономику
посредством установления ставок налогов,
акцизов и сборов, внешнеторговых
пошлин, предоставляя займы и кредиты,
выделяя средства на образование, науку,
культуру, медицину, охрану окружающей
среды и т.д. Государственное регулирование
экономики непосредственно связано
с экономической политикой и
направлено на ее реализацию. Для этих
целей используется различный инструментарий:
методы прямого и косвенного воздействия,
административные и экономические
способы.
Все развитые страны, несмотря
на свою «рыночность», пользовались и
пользуются всеми методами для реализации
стратегических целей. Разные страны используют
различные средства, которые можно условно
разделить на три основные группы: государственное
предпринимательство, финансовое и кредитное
регулирование, прямое административное
регулирование [4].
Экономические и административные
методы взаимосвязаны. Так, любой экономический
регулятор несет в себе элементы
администрирования, поскольку контролируется
той или иной государственной
службой. В свою очередь, в каждом
административном регуляторе есть нечто
экономическое, в том смысле, что
он косвенно сказывается на поведении
субъектов хозяйственной системы.
В то же время экономические
и административные методы противоположны.
Экономические методы не сужают свободу
выборов субъектов, которые сохраняют
за собой право на свободное принятие
рыночных условий. Напротив, административные
приемы существенно ограничивают свободу
экономического выбора, а порой сводят
ее нулю. Это случается там, где администрирование
выходит за экономически обоснованные
границы, обретает черты тотальности.
Вместе с тем административные
меры, подавляя индивидуальную экономическую
свободу, вполне оправданы, если они
используются в тех случаях, когда
максимальная свобода одних субъектов
оборачивается тяжелыми потерями для
других субъектов и рыночного
хозяйства в целом. Существуют области,
где приложение административных методов
эффективно и не противоречит рыночному
механизму. Например, контроль монопольных
рынков, разработка экономических стандартов
и их контроль, определение и поддержание
минимально допустимых параметров благосостояния
населения и др.
Между тем ясно, что коренное
изменение дел в любой стране,
возможно лишь при условии принятия
государством на себя принципиально
большей ответственности за трансформационный
процесс и формирование социально
ориентированной рыночной экономики.
Многие объективные трудности построения
в России «новой экономики» в течение
многих лет дополнялись субъективными
причинами, в числе которых видное место
занимают допущенные ошибки в области
государственного регулирования экономики.
В России в настоящее идея регулирования
экономики стала важнейшим звеном в продолжение
реформ и дальнейшем обновлении общества.
Это ориентация обусловлена не только
нынешней ситуацией в обществе, она опирается
и на опыт развитых стран мира, в экономике
которых государство играет значительную
роль. Даже в тех странах, где наиболее
прочны либеральные традиции, рыночные
отношения сочетаются с государственным
вмешательством в экономику. Все социально-экономические
достижения развитых европейских стран
стали возможны на основе такого сочетания.
Государство должно, прежде
всего, заботиться о поддержании
рыночной конкуренции, предотвращая монополизацию.
Оптимальная степень государственного
вмешательства в рыночную экономику
в российских условиях не может быть
определена примерно, ее можно найти только
опытным путем.
Опыт всех развитых и успешно
развивающихся стран демонстрирует,
что бизнес самостоятельно не в состоянии
проводить структурные реформы,
выравнивать экономические и
социальные различия, диспропорции и
перекосы, находить баланс между частными
и общественными интересами, естественными
и вновь создаваемыми преимуществами
национального производства. В этих
целях Правительство должно проводить
такую хозяйственную политику, которая
бы гибко сочетала рыночные механизмы
и государственное регулирование
в сфере производства, накопления
капитала, инвестиции, занятости, спроса
на жизненно важных направлениях. Необходимо
активно, творчески использовать весь
арсенал средств, испытанных отечественной
и зарубежной практикой. Успех экономической
политики определяется тем, насколько
эффективно она сочетается с действиями
государства в таких сферах, как
бюджетно-налоговая, денежно-кредитная,
финансовая, внешнеэкономическая, научно-техническая,
региональная, социальная.
В современных условиях экономическая
роль и функции государства усложнились
настолько, что управлять без
единого комплексного подхода просто
невозможно. Повысить роль государства
в российских условиях значит: [7]
- фактически уменьшить роль чиновников, усиливая действенность законодательной базы экономического развития;
- способствовать эффективному управлению существующей государственной собственности;
- задействовать подлинно рыночный механизм, оптимально сочетающий конкуренцию и регулирование;
- формировать социальные стабилизаторы общественного развития;
- защищать национальные интересы при расширении мирохозяйственных связей.
Ключевой проблемой формирования
современной модели национальной экономики
является организация модели эффективного
уклада, ориентированного на развитие
личности. Социально-экономическая
реконструкция экономики, не полагающаяся
на спонтанность возникновения и
функционирования рынка, требует активной
деятельности государства. При этом
укрепление институтов государственной
власти как практическая задача должно
выводиться из объективных положений
по развитию рыночной экономики и
ориентироваться на критерий экономической
и социальной эффективности. Меры государственного
регулирования должны охватить не только
решение экономических проблем,
но и комплекс социально-психологических
национальных особенностей.