Восточная Экономико-Юридическая
Гуманитарная Академия
(АКАДЕМИЯ ВЭГУ)
Институт Современных Технологий
Образования
(ИНСТО)
Курсовая работа
По дисцеплине: Экономика организаций(предприятий)
На тему: «Необходимость
Государственного
регулирования экономики страны.»
Выполнила: студентка 3 курса
Чудинова А.Д.
ПДО: п. Чишмы
УФА-2012
Оглавление.
Введение
3
1.Теоретические
аспекты изучения государственного
регулирования экономики 4
1.1 История вопроса4
1.2 Общая стратегия государственного
регулирования рыночной экономики7
1.3 Понятие экономической
политики10
1.4 Особенности экономической
политики ведущих странах мира11
2.Анализ проблем
государственного регулирования
экономической системы 15
2.1 Государственное регулирование15
2.2 Государственное регулирование
регионального развития22
3. Направления
государственного регулирования
экономики
26
Заключение
30
Список литературы 31
32
Введение
В обеспечении нормального
функционирования любой современной
экономической системы важная роль
принадлежит государству. Государство
на протяжении всей истории своего
существования наряду с задачами
поддержания порядка, законности, выполняло
определенные функции в сфере
экономики. Государственное регулирование
экономики имеет долгую историю
– даже в период раннего капитализма
в Европе существовал централизованный
контроль над ценами, качеством товаров
и услуг. В современных условиях
любое государство осуществляет
регулирование национальной экономики,
с различной степенью государственного
вмешательства в экономику.Как
бы там ни было, государство всегда,
во все времена и во всех странах
оказывало ключевое влияние на функционирование
экономики, и вследствие этого, на развитие
общества в целом. Таким образом,
государственное регулирование
является важной частью функционирования
экономики и, поэтому, заслуживает
самого пристального внимания.Отказ
государственных органов от участия
в управлении экономикой и передача
всей ответственности на уровень
предприятий – действия, которые
не отвечают потребностям развития современного
производства и не обоснованны. Современные
рыночные отношения практически
во всех странах регулируются государственным
законодательством.
Цель работы рассмотреть
государственное регулирование
экономики и особенности экономической
политики ведущих стран мира.
Задачи работы:
определить понятие государственного
регулирования экономики и роль
государства в экономике;
определить понятие экономической
политики;
определить особенности
экономической политики США, Германии
и Японии.
1.Теоретические
аспекты изучения государственного
регулирования экономики
1.1 История вопроса
Отношение к государственному
вмешательству в рыночную экономику
было различным на разных этапах ее
становления и развития. В период
становления рыночных отношений
в XVII и XVIII вв. господствовала экономическая
доктрина меркантилизма, основывающаяся
на признании безусловной необходимости
государственного регулирования для
развития в стране торговли и промышленности.Меркантилисты
17 века – пионеры нормативной
экономической теории – писали о
том, что только детальное руководство
со стороны правительства способно
обеспечить порядок в хозяйственной
сфере. Они видели в государственном
руководстве средство, обеспечивающее
социальную справедливость.С расширением
рыночных отношений набравший силу
класс предпринимателей начал рассматривать
государственное вмешательство
и связанные с этим ограничения
как помеху своей деятельности. Неудивительно,
что пришедшие в конце XVIII в. на
смену меркантилизму идеи экономического
либерализма, негативно оценивавшего
государственное вмешательство
в экономику, сразу нашли огромное
число поклонников.Применительно
к рыночной экономике идеи экономического
либерализма впервые наиболее полно
обосновал Адам Смит в труде «Исследование
о природе и причинах богатства народов».
Согласно А. Смиту, рыночная система способна
к саморегулированию, в основе которого
лежит «невидимая рука» – личный интерес,
связанный со стремлением к прибыли. Он
выступает как главная побудительная
сила экономического развития.Однако
из центральных в учении А. Смита стала
идея о том, что экономика будет функционировать
эффективнее, если исключить регулирование
ее государством. Лучший вариант для государства
– придерживаться политики Laisserfaire (невмешательство
государства). Поскольку главным координатором
по А. Смиту, выступает рынок, рынку должна
быть предоставлена полная свобода.Последователей
А. Смита относят к так называемой классической
школе. Они полагали, что, чем меньше государство
вмешивается в экономику, тем эффективнее
функционирует рынок, т.е. тем лучше для
экономики. Хотя классическая концепция
и связана с именами А. Смита, Д. Рикардо,
Ж. Сэя, Д. Милля и других, она вовсе не является
достоянием истории. Современные неоклассические
концепции (монетаризм, теория рациональных
ожиданий) выводятся именно из классических
воззрений на рыночную экономику.[12]
Возврату интереса к классическим
концепциям, характерному для последних
десятилетий, предшествовал, период, в
который было теоретически осознано
и практически подтверждено, что
надежды только на рыночную самонастройку
могут поставить под вопрос само
существование капиталистической
системы.Переворот в классических
воззрениях на роль государства в
рыночной экономике был связан с
именем выдающегося английского
экономиста Джона МейнардаКейнса. Его
работа «Общая теория занятости, процента
и денег» была опубликована в 1936 г. Идеи,
выдвинутые в ходе «кейнсинской революции»,
вызвали переворот в классических воззрениях
на рыночную экономику.Доказывались невозможность
самоисцеления экономического спада,
необходимость государственного вмешательства
как средства, способного уравновесить
совокупный спрос и совокупное предложение,
вывести экономику из кризисного состояния,
способствовать ее дальнейшей стабилизации.Влияние
кейнсинских идей на экономическую мысль
и экономическую практику трудно переоценить.
В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса
способствовали появлению нового раздела
экономической теории – макроэкономики.
Введенный им инструментарий лег в основу
макроэкономического анализа и, постоянно
совершенствуясь, успешно служит целям
этого анализа.За прошедший период в сфере
макроанализа выдвинуто немало новых
теорий, в том числе и критикующие воззрения
Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые
лежат в русле кейнсианских идей.В практическом
плане экономическую политику, отражающую
идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий
денежно-кредитный и финансовый инструментарий
регулировался совокупный спрос, проводило
большинство развитых стран мира после
второй мировой войны.
Считается, что она во
многом способствовала смягчению циклических
колебаний.Начиная со второй половины
70-х годов активно стало обсуждаться
негативное влияние этой политики на
производство (предложение). Новые практические
рекомендации были выдвинуты сторонниками
монетаризма и теории предложения.
В них обосновалась идея, что и
на макроэкономическом уровне нужно
не столько непосредственное вмешательство
государства через фискально-бюджетную
политику, сколько его забота о
создании финансовых условий для
нормального функционирования рынка.Иначе
говоря, предлагались меры косвенного
воздействия на основе разумной денежно-кредитной
политики.Механизм государственного регулирования
не является раз и навсегда данным
и неизменным. Эволюция его предопределяется
потребностями технологического развития
и экономического роста, перегруппировкой
политических сил изменениями проводимой
ими экономической и социальной
политики, степенью развитости рыночных
отношений хозяйствования.В любом
случае государственное регулирование
должно быть эффективным, т.е. максимально
использовать предпринимательскую
энергию для углубления партнерства
и катализации бизнеса. Оно эффективно
в том случае, когда поддерживает
те сферы, которые не регулируются или
слабо регулируются рыночными механизмами
– здравоохранение, образование, макроэкономическая
стабильность, защита неимущих и т.д.В
разные исторические периоды индивидуальное
и общественное (государственное) начала
находили выражение в разнообразных
формах организации экономической
деятельности, по-разному взаимодействовали
и сочетались друг с другом.В силу
ряда причин (укрепление слоя частных
собственников – предпринимателей,
легитимизация идей индивидуальных
свобод и ответственности и т.д.)
в западноевропейских странах в конце
ХVII – начале XIX в. индивидуальное начало
заняло доминирующее место в экономике.Обеспечивая
возможность саморегулирования экономики,
рынок одновременно привносит в хозяйственную
деятельность потребность в постоянном
развитии.Мотивы и принципы экономического
поведения в рамках рыночной системы (стремление
к максимализации прибыли и конкуренция)
не позволяют экономическим субъектам
консервировать технологию и организацию
производства.Роль государства в механизме
рыночной экономики – основная проблема
современной экономической теории.Проблема
порождена постоянными изменениями в
экономике, требующими соответствующих
изменений в масштабах и инструментах
государственного регулирования.В начале
ХХ в. в рыночной экономике роль государства
стала настолько значимой, что первая
половина нашего столетия вошла в историю
как эпоха «государственно-монополистического
капитализма».[12]
1.2 Общая стратегия
государственного регулирования
рыночной экономики
Неконтролируемые рыночные
процессы разрушительны для общества
и природы. Поэтому рыночная экономика
более чем любая иная нуждается
в регулировании.Общая стратегия
государственного регулирования рыночной
экономики базируется на следующих
принципах:[9]
1.При прочих равных
условиях предпочтение следует
отдавать рыночным формам организации
экономики. На практике это
означает, что государство должно
финансировать только те социально-значимые
отрасли, которые не привлекают
честный бизнес. (Из-за малой прибыльности).
2.Государственное предпринимательство
должно не конкурировать, а
помогать развитию частного бизнеса.
Игнорирование этого принципа
способно привести к искусственному
доминированию государственных
предприятий над частным.
3.Государственная финансовая,
кредитная и налоговая политика
должна способствовать экономическому
росту и социальной стабильности.
4.Государсвтенное вмешательство
в рыночные процессы тем эффективнее,
чем в более «рыночную» форму
оно облечено.
5.Особую значимость государственное
регулирование приобретает в
период общехозяйственных кризисов,
а также для процессов в
сфере межгосударственных экономических
отношений (импортно-экспортные
операции, международная специализация
производства, валютные отношения).Вмешательство
государствав рыночную экономику
необходимо в случаях, когда имеют
место так называемые «провалы» рынка,
когда по различным причинам рыночная
конкуренция и свободное ценообразование
неуместны, не достигают цели или не дают
удовлетворительного решения экономических
и социальных проблем.Составляемые государством
социальные программыпризваны: обеспечить
материальную помощь гражданам с низкими
доходами; предусмотреть разнообразные
пособия многодетным семьям, безработным,
инвалидам; обеспечить бесплатное образование
и медицинское обслуживание.К «провалам»
рынкаотносят и некоторые макроэкономические
проблемы: общее неравновесие национальной
экономики; взлеты и падения промышленного
цикла; занятость и инфляция.Особенностью
рыночной организации экономики является
то, что в определенных ситуациях она не
способна обеспечить саморегулирование,
возврат в нормальное состояние после
слишком больших отклонений от него, обеспечить
равновесие всех элементов системы. Рыночные
механизмы не только не устраняют, но,
напротив, даже усугубляют нежелательные
явления в экономике.Несовершенства рынка
компенсируются соответствующими экономическими
функциями государства, административным
регулированием и налоговой политикой.Рынки
выступают наиболее эффективной системой
организации взаимосвязей между субъектами
хозяйственной деятельности. Эта система
способна функционировать при наличии
определенных условии, формируемых государством.К
ним относятся:
а) законодательное определение
прав собственности;
б) защита свободы индивидуального
выбора людьми той или иной формы
предпринимательской деятельности,
разрешенной законом;
в) гарантия приоритетов
личных интересов и экономической
мотивации;
г) использование конкурентного
механизма цен, прибылей и убытков;
д) ограничение монопольных
тенденций в экономике.
Государство должно вмешиваться
в экономику в том случае, если
имеются на то определенные условия
и предпосылки. Они могут быть
позитивными и негативными.Негативные
условия –это появление всякого рода
отрицательных явлений и тенденций в различных
сферах экономики, которые могут отрицательно
повлиять на предпринимательскую деятельность
и экономику страны в целом. Роль государства
заключается в выявлении этих тенденций
и явлений, причин возникновения и принятия
соответствующих мер по их устранению.Под
позитивнымипонимается появление всякого
рода положительных явлений и тенденций
в различных сферах экономики. Роль государства
в этом случае заключается в своевременном
их выявлении и принятии определенных
мер по поддержанию.
Условиями для вмешательства
государства могут быть:
а) требования национальной
безопасности;
б) социальная напряженность
в обществе;
в) негативные явления в
экономике (спад производства, инфляция,
высокий уровень безработицы, структурная
несбалансированность, дефицит бюджета,
не конкурентоспособность отечественной
продукции на мировом рынке, инвестиционный
спад и т. п.);
г) ухудшение состояния
окружающей среды.
1.3 Понятие экономической
политики
Экономическая политика –
это проводимая государством, правительством
страны генеральная линия экономических
действий, придание желаемой направленности
экономическим процессам. Она воплощается
в совокупности предпринимаемых
государством мер, посредством которых
достигаются намечаемые цели и задачи,
решаются социально-экономические
проблемы.В экономической политике
находит непосредственное отражение
реализуемый правительством страны
курс. По своему замыслу экономическая
политика призвана выражать, воплощать
цели, задачи, интересы страны, государства,
народа.Политика государства диктуется
унаследованным прошлым, сложившейся
в стране обстановкой, ранее принятыми
решениями и обязательствами.Экономика
стран мира развивается циклически,
в ней происходят колебательные
процессы. С периодом в несколько
лет или десятилетий фаза экономического
роста сменяется фазой снижения
показателей. Выделяются фазы подъема
(экономический рост), высокая экономическая
конъюнктура (экономический бум), спад
(рецессия, кризис, стагнация, стагфляция),
низкая экономическая конъюнктура
(депрессия).В зависимости от того,
в какой фазе (в каком состоянии)
находится национальная экономика,
формируется тот или иной тип
экономической политики правительства,
государства. Экономическая политика
тесно связана с государственной
внутренней и внешней политикой
и даже с государственной идеологией,
с военной политикой.[5]