Необходимость государственного регулирования экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть государственное регулирование экономики и особенности экономической политики ведущих стран мира.
Задачи работы:
определить понятие государственного регулирования экономики и роль государства в экономике;
определить понятие экономической политики;

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты изучения государственного регулирования экономики 4
1.1 История вопроса4
1.2 Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики7
1.3 Понятие экономической политики10
1.4 Особенности экономической политики ведущих странах мира11
2.Анализ проблем государственного регулирования экономической системы 15
2.1 Государственное регулирование15
2.2 Государственное регулирование регионального развития22
3. Направления государственного регулирования экономики 26
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Необходимость государственного регулирования.docx

— 63.29 Кб (Скачать документ)

Решение проблемы создания эффективной рыночной экономики возможно лишь с опорой на государство и посредством его активной экономической роли.

Государственное регулирование  обеспечивает формирование конкурентоспособных  хозяйственных организаций, способных  работать на внутренних и мировых  рынках в условиях жесткой состязательности, концентрировать ресурсы на перспективных  направлениях обновления производства, поддерживает частные инициативы по освоению элементов современного и  новейшего технологического укладов, стимулируя инновационную активность. Оно должно способствовать проявлению конструктивных возможностей рынка, одновременно нейтрализуя его деструктивные  функции и при этом учитывать  российскую специфику. Совершенствование  экономического механизма хозяйствования предполагает расширение масштабов  государственной поддержки в  осуществлении совокупности экономической  деятельности страны. А с учетом предстоящего вступления России в ВТО  необходима разработка целевой программы  поддержки отечественных промышленных товаропроизводителей, сельскохозяйственных в особенности, на уровне государственного протекционизма.

Таким образом, первоочередной задачей государственного регулирования  является обеспечение стабилизации и экономического роста производства. Его решение полностью зависит  от способности государственных  структур осуществлять управление экономической  системой страны.

 

2.2Государственное регулирование регионального развития

 

Государственное регулирование  регионального развития выступает  главным средствомреализации региональной политики. Государство в лице органов  власти Федерации и ее субъектов, используя свои конструкционные  полномочия, действуя в пределах законодательныхнорм  и принимая законы, а также иные нормативные акты, обязано устанавливать  степень территориальной децентрализации  во всех сферах жизнедеятельности общества и вводить механизмы ее реализации в интересах целостности государства  и самостоятельного развития регионов [3].

Эта абстрактная, на первый взгляд, формула на самом деле отражает истинный смысл исодержание государственного регулирования регионального развития. Федеративное государство призвано не управлять регионами, а осуществлять регулирующее воздействие: определятьобщие условия их самостоятельной деятельности, согласование пропорции федерального и регионального, общенациональные интересы приоритеты развития территорий. Основное содержание такого регулирования составляет упорядочение территориальной организации отношений по поводу собственности, природных ресурсов и финансов, причем регулирование отношений по поводу каждого из них отличается и процедурно, и сущностно.

 государственное регулирование  регионального развития следует понимать как специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Такие действия могут осуществляться и локально, местными сообществами в форме самоуправления, и регионально,органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц и общегосударственно − в масштабах всей страны. Совместно меняются объект и субъект регулирования, но идеологические доминанты на всех уровнях остаются прежними: социальная ориентация, устойчивость, сбалансированность [5].

Под государственным регулированием регионального развития понимается специфическое воздействие федеральных ирегиональных органов власти на экономику региона через усиление роли государства, совершенствование законодательства, финансирование межрегиональных программ, льготное кредитование и налогообложение, использование различных компенсаций за потери, а также стимулирование социально-экономического развития путем использования специальных бюджетныхи внебюджетных фондов, межобластных соглашений для достижения конкретных социальныхцелей и приоритетов в условиях перехода к рынку [4].

В структуре государственного регулирования развития можно выделить несколько качественно различных отношений:

- во-первых, это общеполитическое  регулирование, находящееся в  русле государственнойрегиональной  и национальной политики. Оно  определяет сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия и ответственность органов власти Федерации, ее субъектов и адми-нистративно-территориальных образований по всем аспектам развития регионов;

- во-вторых, общее экономико-правовое  регулирование, осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм федерально-регионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов (в т.ч. налогов) как базового условияформирования собственных источников регионального развития и единых федеральных источников для частичного межрегионального распределения;

- в-третьих, государственная  селективная (избирательная) поддержка регионального развития, реализуемая по каналам формульного распределения соответствующих статей федерального бюджета между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством фи-нансирования федеральных программ, путем принятия федеральных нормативных актов о дополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному региону;

- в-четвертых, косвенная  государственная поддержка регионального  развития, оказываемаяв связи с  федеральной поддержкой отдельных  отраслей и т.п.

Государственная финансовая поддержка регионов относится к числу наименее формализованных и наиболее гибких направлений государственной региональной политики. Именноздесь сталкиваются явные и скрытые интересы государства и регионов, тут наиболее заметнысубъективизм, связанность политической конъюнктурой и региональное лоббирование принимаемых решений [2].

Государство делится с  регионами не только путем прямых бюджетных инъекций через федерально-отраслевые или федерально-региональные финансовые каналы. Надо иметь в виду игосударственные решения об установлении все более регионально ориентированных пропорций распределения федеральных налогов, о различных налоговых, тарифных, лицензионныхльготах, о выделении средств на разовые акции финансовой поддержки отдельных регионов, оразработке и реализации региональных программ и т.д.

В этой связи целесообразно  считать реальной государственной  финансовой поддержкойрегионов все  виды передаваемых на региональный уровень  бюджетных и внебюджетныхсредств, а также все происходящие на федеральном  уровне перераспределения финансовыхсредств  и установления льготных режимов хозяйствования в пользу отдельных территорий, покаким бы каналам они ни осуществлялись [15].

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что государственное регулирование регионального развития можно представить как совокупность специально организуемыхдействий политического, правового, политического, финансового, экономического и иного характера призванных, во-первых, давать стимулы, (в том числе ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективными причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;

во-вторых, активизировать и  с помощью ресурсов поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция);

в-третьих, создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных точек роста (например, СЭЗ, технопарков и т.п.);

в-четвертых, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (например, содержание на территории объектов республиканского назначения, финансирование закрытых административно-территориальных образований);

в-пятых, формировать и  поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения;

в-шестых, - оперативно реагировать  на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).

 

 

 

 

 

 

3. Направления  государственного регулирования  экономики

 

Общая цель системы государственного регулирования предприни-мательства заключается в создании благоприятной среды для функционирования предпринимательских структур на уровне макроэко-номики, ориентации и мотивации внутри хозяйственной системы предпринимательства в направлении формирования современного предпринимательства, обусловленного его сущностью, функциями и принципами государственного регулирования.

Формирование системы  государственного регулирования предпринимательства  идет по многим направлениям. Рассмотрим лишь основные из них.

Одним из таких направлений  является формирование системы обеспечения  функционирования и развития предпринимательства. Для этогонеобходимо прежде всего оперативно разработать и принять целый ряд федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Существует (необходимость в Федеральном законе «Об основах предпринимательской деятельности в Российской Федерации». В этом системообразующем законе сообразно дать определение предпринимательства, раскрыть его организационно-правовые формы, критерии для выделения малого, среднего и крупного предпринимательства, основы государственного регулирования и поддержки предпринимательства.

При формировании системы  правового обеспечения развития предпринимательства важно обеспечить высокое качество законодательных  актов: исключить между ними противоречия, по возможности превратить их в законодательные  акты прямого действия, предусмотреть  механизм их реализации, гарантированность  прав предпринимателей, экономическую  и другие стороны ответственности  при их нарушении и т.д.[17]

Не менее важным направлением является формирование системы государственного регулирования процесса финансового  обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Такая система требует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д.

Рассмотрим ключевые направления  такого совершенствования:[12]

1. Кардинальное изменение  основного вектора налогообложения  в сторону стимултрования эффективного  современного предпринимательства  с помощью системы льгот.

2. Качественное преобразование  существующей практики кредитования  по следующим направлениям: создание  государственных кредитных ресурсов  для обеспечения среднесрочного  кредитования; стимулирование среднесрочного  кредитования коммерческими банками,  образование системы фондов поддержки  предпринимательских структур на  федеральном и региональном уровнях  из консолидированных источников ( отчисления из государственного  бюджета, выделение денежных средств  международными организациями для  оказания помощи малому предпринимательству).

Одним из ключевых направлений  государственного регулирования является содействие формированиюсистемы организационного инфраструктур, обеспечения предпринимательства  в целом.

Для осуществления этой задачи необходимо выполнить следующие  мероприятия:

- разработать и принять концепцию и программу инфраструктурного обеспечения предпринимательства.

- создать эффективный государственный орган, координирующий тельность министерств и ведомств, выполняющих те или другие функции государственного регулирования предпринимательства. Этот орган необходимо наделить правами, достаточными для выполнения многогранных функций государственного регулирования;

- преобразовать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в Федеральный фонд предпринимательства. При этом консолидировать все источники его формирования: государственное бюджетное финансирование, отчисления из прибыли предпринимательских структур, вложения международных организаций в развитие малого предпринимательства.

Эффективность государственного регулирования предпринимательства  достигается тогда, когда обеспечивается экономический контроль за государственными органами, осуществляющими процесс  такого регулирования.[3]

Рынок представляет собой  довольно отлаженный, несмотря на свой «спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Характеризуя рыночную экономику с позиции того, что она может решать, а что ей не под силу, следует подчеркнуть, что, несмотря на ее многие положительные стороны, она не способна регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого человека в отдельности. Рыночная экономика не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды, не поддерживает незащищенные слои общества и т.д.

Частный бизнес не заинтересован  вкладывать капитал в такие отрасли, которые не приносят достаточно высокой  прибыли, но для общества и государства  они просто необходимы (например, геологоразведочные работы, академическая наука, сельское хозяйство, экология и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. На государство  возлагается серьезная задача -- защита прав производителей л потребителей, действующих на рынке. Для нормального осуществления экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране, что является, в свою очередь, основой для развития инвестиционной деятельности.

Информация о работе Необходимость государственного регулирования экономики страны