Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:57, курсовая работа
Цель работы рассмотреть государственное регулирование экономики и особенности экономической политики ведущих стран мира.
Задачи работы:
определить понятие государственного регулирования экономики и роль государства в экономике;
определить понятие экономической политики;
Введение 3
1.Теоретические аспекты изучения государственного регулирования экономики 4
1.1 История вопроса4
1.2 Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики7
1.3 Понятие экономической политики10
1.4 Особенности экономической политики ведущих странах мира11
2.Анализ проблем государственного регулирования экономической системы 15
2.1 Государственное регулирование15
2.2 Государственное регулирование регионального развития22
3. Направления государственного регулирования экономики 26
Заключение
Решение проблемы создания эффективной рыночной экономики возможно лишь с опорой на государство и посредством его активной экономической роли.
Государственное регулирование
обеспечивает формирование конкурентоспособных
хозяйственных организаций, способных
работать на внутренних и мировых
рынках в условиях жесткой состязательности,
концентрировать ресурсы на перспективных
направлениях обновления производства,
поддерживает частные инициативы по
освоению элементов современного и
новейшего технологического укладов,
стимулируя инновационную активность.
Оно должно способствовать проявлению
конструктивных возможностей рынка, одновременно
нейтрализуя его деструктивные
функции и при этом учитывать
российскую специфику. Совершенствование
экономического механизма хозяйствования
предполагает расширение масштабов
государственной поддержки в
осуществлении совокупности экономической
деятельности страны. А с учетом
предстоящего вступления России в ВТО
необходима разработка целевой программы
поддержки отечественных
Таким образом, первоочередной задачей государственного регулирования является обеспечение стабилизации и экономического роста производства. Его решение полностью зависит от способности государственных структур осуществлять управление экономической системой страны.
2.2Государственное регулирование регионального развития
Государственное регулирование
регионального развития выступает
главным средствомреализации
Эта абстрактная, на первый
взгляд, формула на самом деле отражает
истинный смысл исодержание
государственное
Под государственным регулированием регионального развития понимается специфическое воздействие федеральных ирегиональных органов власти на экономику региона через усиление роли государства, совершенствование законодательства, финансирование межрегиональных программ, льготное кредитование и налогообложение, использование различных компенсаций за потери, а также стимулирование социально-экономического развития путем использования специальных бюджетныхи внебюджетных фондов, межобластных соглашений для достижения конкретных социальныхцелей и приоритетов в условиях перехода к рынку [4].
В структуре государственного регулирования развития можно выделить несколько качественно различных отношений:
- во-первых, это общеполитическое
регулирование, находящееся в
русле
- во-вторых, общее экономико-правовое регулирование, осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм федерально-регионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов (в т.ч. налогов) как базового условияформирования собственных источников регионального развития и единых федеральных источников для частичного межрегионального распределения;
- в-третьих, государственная селективная (избирательная) поддержка регионального развития, реализуемая по каналам формульного распределения соответствующих статей федерального бюджета между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством фи-нансирования федеральных программ, путем принятия федеральных нормативных актов о дополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному региону;
- в-четвертых, косвенная
государственная поддержка
Государственная финансовая поддержка регионов относится к числу наименее формализованных и наиболее гибких направлений государственной региональной политики. Именноздесь сталкиваются явные и скрытые интересы государства и регионов, тут наиболее заметнысубъективизм, связанность политической конъюнктурой и региональное лоббирование принимаемых решений [2].
Государство делится с регионами не только путем прямых бюджетных инъекций через федерально-отраслевые или федерально-региональные финансовые каналы. Надо иметь в виду игосударственные решения об установлении все более регионально ориентированных пропорций распределения федеральных налогов, о различных налоговых, тарифных, лицензионныхльготах, о выделении средств на разовые акции финансовой поддержки отдельных регионов, оразработке и реализации региональных программ и т.д.
В этой связи целесообразно
считать реальной государственной
финансовой поддержкойрегионов все
виды передаваемых на региональный уровень
бюджетных и
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что государственное регулирование регионального развития можно представить как совокупность специально организуемыхдействий политического, правового, политического, финансового, экономического и иного характера призванных, во-первых, давать стимулы, (в том числе ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективными причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;
во-вторых, активизировать и с помощью ресурсов поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция);
в-третьих, создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных точек роста (например, СЭЗ, технопарков и т.п.);
в-четвертых, обеспечивать выполнение
отдельными территориями общегосударственных
функций (например, содержание на территории
объектов республиканского назначения,
финансирование закрытых административно-
в-пятых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения;
в-шестых, - оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).
3. Направления
государственного
Общая цель системы государственного
регулирования предприни-
Формирование системы
государственного регулирования
Одним из таких направлений является формирование системы обеспечения функционирования и развития предпринимательства. Для этогонеобходимо прежде всего оперативно разработать и принять целый ряд федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Существует (необходимость в Федеральном законе «Об основах предпринимательской деятельности в Российской Федерации». В этом системообразующем законе сообразно дать определение предпринимательства, раскрыть его организационно-правовые формы, критерии для выделения малого, среднего и крупного предпринимательства, основы государственного регулирования и поддержки предпринимательства.
При формировании системы
правового обеспечения развития
предпринимательства важно
Не менее важным направлением является формирование системы государственного регулирования процесса финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Такая система требует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д.
Рассмотрим ключевые направления такого совершенствования:[12]
1. Кардинальное изменение
основного вектора
2. Качественное преобразование
существующей практики
Одним из ключевых направлений
государственного регулирования является
содействие формированиюсистемы
Для осуществления этой задачи необходимо выполнить следующие мероприятия:
- разработать и принять концепцию и программу инфраструктурного обеспечения предпринимательства.
- создать эффективный государственный орган, координирующий тельность министерств и ведомств, выполняющих те или другие функции государственного регулирования предпринимательства. Этот орган необходимо наделить правами, достаточными для выполнения многогранных функций государственного регулирования;
- преобразовать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в Федеральный фонд предпринимательства. При этом консолидировать все источники его формирования: государственное бюджетное финансирование, отчисления из прибыли предпринимательских структур, вложения международных организаций в развитие малого предпринимательства.
Эффективность государственного
регулирования
Рынок представляет собой довольно отлаженный, несмотря на свой «спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Характеризуя рыночную экономику с позиции того, что она может решать, а что ей не под силу, следует подчеркнуть, что, несмотря на ее многие положительные стороны, она не способна регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого человека в отдельности. Рыночная экономика не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды, не поддерживает незащищенные слои общества и т.д.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто необходимы (например, геологоразведочные работы, академическая наука, сельское хозяйство, экология и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. На государство возлагается серьезная задача -- защита прав производителей л потребителей, действующих на рынке. Для нормального осуществления экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране, что является, в свою очередь, основой для развития инвестиционной деятельности.
Информация о работе Необходимость государственного регулирования экономики страны