Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование финансовых результатов деятельности ООО «Урицкое» Урицкого района Орловской области, а также определение путей их улучшения.
Задачами работы являются:
1. Изучить теоретические и правовые основы формирования финансовых
результатов деятельности предприятия.
2. Сделать организационно-экономическую характеристику исследуемого хозяйства.
3. Провести анализ и оценку управления финансовыми результатами деятельности предприятия.
4. Определить пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и правовые основы оценки финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………..5
1.1. Экономическая сущность понятия финансовых результатов и управления ими на предприятии………………………………………………5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение оценки финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………11
2. Организационно-правовая и финансово-экономическая характеристика ООО «Урицкое»………………………………………………………………17
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Урицкое»…………17
2.2. Финансово-экономическая характеристика ООО «Урицкое»………...22
3. Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия...32
3.1. Анализ формирования, распределения и использование прибыли…...32
3.2. Оценка показателей рентабельности……………………………………38
4. Основные пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия…………………………………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………50
Из
приведенных показателей
Rа = П/N * СК/N * N/СК,
где П/N – рентабельность продаж;
СК/N – коэффициент независимости (автономии) или доля собственного капитала в общей стоимости активов организации;
N/СК – оборачиваемость собственного капитала организации.
Rа = 362 тыс. руб./12090 тыс. руб. * 658 тыс. руб./26643 тыс. руб. * 12090 тыс. руб./658 тыс. руб. = 0,029*0,024*18,3 = 0,01
Таким образом, в приведенной модели рентабельность активов прямо пропорциональна рентабельности продаж, коэффициенту автономии и оборачиваемости собственного капитала, т.е. 1%, говорит о неэффективном использовании оборотных средств и большом удельном весе заемных средств, а не собственных.
Модель, характеризующую эффективность использование собственного капитала, можно также представить (7, 73):
Rск = Rпр * N/A * (1+ЗК/СК),
где Rпр – рентабельность продаж;
N/A – оборачиваемость имущества организации;
1+ЗК/СК – показатель финансовой зависимости, определяемой структурой капитала;
ЗК/СК – плечо финансового рычага.
Rск = 0,029*12090 тыс. руб./26643 тыс. руб.*(1+30811 тыс. руб./658 тыс. руб.) = 0,62
Рентабельность собственного капитала равно 0,62, т.е. необходимо его повышение за счет привлечения дополнительных источников заемных средств (глава 1, рисунок 1).
Для оценки эффективности использования организацией заемных средств используют понятие «эффект финансового рычага».
При привлечении заемных средств прибыль до налогообложения уменьшается за счет включения процентов за их использование в состав расходов. Следовательно, уменьшается величина налогооблагаемой базы, рентабельность собственного капитала должна возрастать, т.е. не смотря на платность за использование заемных средств, увеличивается рентабельность собственных средств (5, 19):
Rск = (Rэ + ЭФР)*(1 – Н);
ЭФР = (Rэ – Кр)*ЗК/СК,
тогда Rск = [Rэ + (Rэ – Кр)*ЗК/СК]*(1-Н),
где Rск – рентабельность собственного капитала;
ЭФР – эффект финансового рычага;
Н – ставка ЕСХН;
Rэ – рентабельность экономическая;
Кр – процентная ставка платежей за использование заемными источниками финансирования.
Rэ = Пэ/А,
где Пэ – прибыль экономическая;
А – активы организации.
Рентабельность собственного капитала в данном случае нельзя посчитать, на это влияет несколько факторов:
Заемные средства, выступая стимуляторами развития производства, повышают финансовый риск, поэтому коэффициент финансовой независимости, свидетельствует о том, что ООО «Урицкое» имеет средства на погашения заемных источников.
Проведем факторный анализ рентабельности собственного капитала, взяв за отчетный год 2005, базисный – 2004. Рассчитывается по формуле:
Rск = ЧП/СК,
где ЧП – чистая прибыль;
СК – собственный капитал.
Rскб = ЧП/СК = 492 тыс. руб./592 тыс. руб. = 83,1
Rск усл = ЧПо/СКб = 466 тыс. руб./592 тыс. руб. = 78,7
Rско = ЧП/СК = 466 тыс. руб./658 тыс. руб. = 70,8
Следовательно, ∆ Rск(ЧП) = Rск усл - Rско = 78,7 – 83,1 = -4,4
∆ Rск(СК) = Rско – Rск усл = 70,8 – 78,7 = -7,9
∆ Rск = ∆ Rско - Rскб = 70,8 – 83,1 = -12,3
∆ Rск = ∆ Rск(ЧП) - ∆ Rск(СК) = -4,4 – 7,9 = -12,3
Факторный анализ рентабельности собственного капитала в период с 2005-2006 годов не рассчитывается, т.к. величина чистой прибыли и собственного капитала отрицательна. А в период с 2004-2005 годов, наблюдается тенденция снижения источников собственных средств.
Таким
образом, рассмотренные подходы
к формированию, распределению и использованию
таких показателей, как прибыль и рентабельность,
позволяет управлять деятельностью организации
в целях максимизации финансовых результатов.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Поскольку прибыль от реализации продукции, работ и услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов ее определяющих имеет значение для выявления резерва роста всей балансовой прибыли. Ее величина формируется под воздействием 3 основных факторов: объема реализованной продукции, себестоимости продукции.
Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции, определим с помощью формулы (15, 272):
Р↑Пvрп = ∑(Р↑VРП*Пi1ед.)
Таблица 7. Резервы роста прибыли за счет увеличении объема реализации продукции
Вид продукции | Резерв увеличения объема продаж | Фактическая прибыль на ед. продукции в отчетном периоде, руб. | Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
Пшеница | 4000 | 261,9 | 1047,6 |
Рожь | 1500 | 208,7 | 313,05 |
Молоко | 4550 | 519,1 | 2361,905 |
Итого | - | - | 3722,555 |
Таким образом, если увеличить объем производства пшеницы на 541 ц., рожь на 154 ц., молоко на 390 ц., то плановая прибыль будет превышать отчетную на 438,555 тыс. руб.
Выявим резервы роста прибыли за счет снижения себестоимости продукции определяется путем умножения предварительно выявленного резерва снижения себестоимости каждого вида продукции на планируемый объем ее продаж с учетом резервов ее роста:
Р↑Пс = ∑(Р↓Сi* VРПпл)
Таблица 8. Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции
Вид продукции | Резерв снижения себестоимости ед. продукции, руб. | Планируемый объем реализации продукции, ц. | Резервы увеличения прибыли, тыс. руб. |
Пшеница | 330 | 3600 | 1188 |
Рожь | 340 | 1500 | 510 |
Молоко | 545 | 4300 | 2343,5 |
Итого | - | - | 4041,5 |
Из таблицы следует, что при небольшом снижении себестоимости единицы продукции пшеницы на 17,2 руб., ржи на 6,9 руб., молока на 5,8 руб., а также увеличение объема реализации на 141 ц., 154 ц., 139 ц. соответственно, наблюдается заметное увеличение прибыли на 694,5 тыс. руб.
Таблица 9. Обобщим, данные анализа и выявим резервы роста прибыли.
Источники резервов | Виды продукции | |||
Пшеница | Рожь | Молоко | Итого | |
Увеличение объема продаж | 1047,6 | 313,05 | 2361,905 | 3722,555 |
Снижение себестоимости продукции | 1188 | 510 | 2343,5 | 4041,5 |
Итого | 2235,6 | 823,05 | 4705,405 | 7764,055 |
Из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что в 2006 году ООО «Урицкое» получило бы прибыль по 3 видам продукции в размере 7764,055 тыс. руб., для этого необходимо небольшое снижение себестоимости продукции и увеличение объема продаж.
Основными источниками повышения резервов рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости. Для расчета резерва используем следующую формулу:
Р↑R = Rв – Rф = (Пф + Р↑П)/(∑VРПiв* Сiв) – Пф/Зф,
где Р↑R – резерв роста рентабельности;
Rв – возможный уровень рентабельности;
Rф – фактический уровень рентабельности отчетного периода;
Пф – фактическая сумма прибыли в отчетном периоде;
Р↑П – резерв роста прибыли от реализации продукции;
VРПiв - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Сiв – возможный уровень себестоимости i- видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Зф – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Определим по данной методике резерв повышения уровня рентабельности производства молока:
Р↑R = (2160+4705,405)/(4300*5,8)*100 – (2160/9140)*100 = 27,5 – 23,6 = +3,9%
Повышение рентабельности продукции на 3,9%, это свидетельствует о повышение эффективности деятельности предприятия, хотя и не очень высокой, т.е. на рубль затрат предприятие получает 3,9 коп. прибыли. Рассчитанные мною резервы позволили бы ООО «Урицкому», в какой то степени не зависеть от заемных средств. Я считаю, что в 2006 году своевременный расчет резервов позволил предприятию избежать убытка от основной деятельности.
В связи с этим, можно порекомендовать предприятию, проводить следующее мероприятие по улучшению финансового результата, например, реализовывать продукцию на более выгодных рынках сбыта. ООО «Урицкое» реализует свою продукцию на 3 рыках: государственные фонды, колхозный рынок, работникам хозяйства. Наиболее выгодным для реализации зерна является государственный и колхозный рынки, а реализация зерна работникам хозяйства убыточна, так как предприятие реализует зерно работникам по цене, которая ниже себестоимости.
Таким образом, если зерно, реализованное работникам, направить на другие рынки (государственный и колхозный), то можно выявить резерв роста прибыли.
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях, ведет к увеличению прибыли, однако это увеличение должно определяться спросом и без ущерба качества выпускаемой продукции.