Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:04, курсовая работа
Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.
Целью курсовой работы является оценка состава и структуры доходов муниципальных бюджетов, вопросы их оптимизации.
Введение. 3
1 Основные понятия и принципы бюджетной системы РФ. 6
2 Понятие местного бюджета. 8
3 Доходы и расходы местных бюджетов. 18
2.1 Доходы местного бюджета. 18
2.2 Расходы местного бюджета. 21
4 Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.. 25
5 Предложения по повышению эффективности формирования и исполнения местных бюджетов. 28
Заключение. 34
Список используемой литературы. 36
4. Органы местного
5. В местных бюджетах раздельно
предусматриваются доходы, направляемые
на осуществление полномочий
органов местного
6. Проект местного бюджета,
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
1. Статья 14 БК РФ определяет местный
бюджет (бюджет муниципального
В соответствии со ст.10 БК РФ структура
бюджетной системы состоит из
трех уровней: федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов; бюджетов субъектов РФ и
бюджетов территориальных
Так, в 24 субъектах Федерации созданы местные бюджеты двух уровней, в 15 - местные бюджеты на уроне поселений и районные (государственные) бюджеты. Кроме того, в составе бюджетов районов имеются сметы доходов и расходов поселков и сельских администраций.
Закон 2003 г. четко устанавливает 5 видов
муниципальных образований. Однако
число уровней бюджетной
бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения;
бюджеты городских и сельских поселений.
1. Часть 1 ст.52 Закона указывает,
что каждое муниципальное
Нормы Закона 2003 г., устанавливающие экономическую основу местного самоуправления, могут быть действенными только совместно с соответствующими нормами БК РФ и НК РФ. Законопроекты об изменениях и дополнениях в БК РФ и НК РФ находятся на рассмотрении в Государственной Думе.
2. Часть 2 ст.52 повторяет нормы БК РФ. В частности, в соответствии со ст.28 БК РФ требование сбалансированности бюджетов является одним из основных принципов бюджетного процесса. Согласно ст.33 БК РФ принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Между тем в настоящее время можно отметить тревожную тенденцию в современном развитии местного самоуправления - это усиливающийся дисбаланс между доходной и расходной частями местных бюджетов.
Представляется, что в современный период необходимых предпосылок для исправления положения не создано. Значительное расширение социальных функций местного самоуправления, многие из которых реализовывались ранее предприятиями и организациями за счет своих ресурсов и объектов социальной сферы, не привело к адекватному перераспределению средств в пользу органов местного самоуправления. Действующее федеральное законодательство хотя и предоставило органам местного самоуправления право самостоятельного формирования своих бюджетов и за счет их доходной части решения социальных задач, однако объем и направления движения финансовых потоков для наполнения этой доходной части органам местного самоуправления оказались неподконтрольны.
Не случайно уже в 1999 г. бюджет каждого второго муниципального образования в Российской Федерации имел превышение фактических расходов над доходами, т.е. был дефицитным. С учетом неравномерности регионального развития в ряде субъектов Федерации сложилась еще более напряженная ситуация. Тенденция сокращения доходной части местных бюджетов не была преодолена и в последующие годы. В настоящее время из общего числа муниципальных образований лишь 400 являются донорами бюджета. Таким образом, важнейшее положение Европейской Хартии местного самоуправления о достаточности и соразмерности материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления у нас пока не соблюдается.
3. Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В соответствии со ст.9 БК РФ за органами местного самоуправления закреплены две группы бюджетных полномочий. Эти органы, с одной стороны, формируют, утверждают и исполняют соответствующий местный бюджет, с другой стороны, издают нормативные правовые акты, которыми регламентируются все вопросы, касающиеся формирования и исполнения всей совокупности местных бюджетов на своей территории. Однако эти правовые акты должны соответствовать требованиям, установленным БК РФ и законами субъектов Федерации.
Новый Закон уделяет большое внимание регулированию бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Эти нормы отражают положения БК РФ. Так, ст.9 БК РФ к ведению органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений относит:
установление порядка
установление порядка
утверждение и исполнения бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Органы местного самоуправления имеют право регулировать все вопросы бюджетного процесса, распределения доходов и разграничения полномочий по осуществлению расходов между различными местными бюджетами, определения условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов и определения порядка осуществления муниципальных заимствований.
В соответствии со ст.171 БК РФ подготовка проекта местного бюджета, а затем исполнение утвержденного бюджета осуществляются местной администраций. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении отнесено к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления.
Основой составления бюджета являются:
Бюджетное послание Президента РФ;
прогноз социально-экономического развития и прогноз сводного финансового баланса территории муниципального образования на очередной финансовый год;
основные направления
план развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.
В целях своевременного и качественного составления проекта бюджета органы местного самоуправления имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов субъектов Федерации, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Для составления проекта бюджета используются следующие сведения:
о действующем налоговом
о предполагаемых объемах финансовой помощи муниципальному образованию из бюджетов иных уровней;
о видах и объемах расходов, передаваемых с одного бюджетного уровня на другой;
о нормативах финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.
Ответственный за подготовку проекта бюджета орган местного самоуправления выносит проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в срок, определенный муниципальными правовыми актами.
4. Новый Закон ввел норму,
в соответствии с которой
5. Комментируемой частью
6. Часть 6 комментируемой статьи
отражает закрепленный в БК
РФ принцип гласности
1) обязательное
опубликование основной
2) прозрачность
процедуры обсуждения и
Закон о местном самоуправлении 2003 г. уточняет, что должны быть обнародованы сведения о численности и фактических затратах на денежное содержание муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений. Представляется, что данная норма весьма справедлива, так как жители муниципальных образований, т.е. налогоплательщики, имеют право знать, на что расходуются уплаченные ими налоги и сборы.
Принцип гласности предполагает также информированность граждан о всех деталях обсуждения и утверждения бюджетов. Особо отмечается необходимость обнародования информации о всех разногласиях по бюджетным вопросам, возникающим внутри законодательного органа власти либо между представительным и исполнительным органами местного самоуправления.
В средствах массовой информации публикуются утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении. Кроме того, должна обнародоваться информация о ходе исполнения бюджетов и обеспечиваться доступность информации о решениях представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам бюджетной политики.
Особое значение принципа гласности
в сфере бюджетно-правового
3 Доходы и расходы местных бюджетов
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
В местные
бюджеты после уплаты налогов
и сборов, предусмотренных
В местный
бюджет поступают ассигнования на финансирование
осуществления отдельных