Оценка состава и структуры доходов муниципальных бюджетов, вопросы их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание

Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.
Целью курсовой работы является оценка состава и структуры доходов муниципальных бюджетов, вопросы их оптимизации.

Содержание

Введение. 3
1 Основные понятия и принципы бюджетной системы РФ. 6
2 Понятие местного бюджета. 8
3 Доходы и расходы местных бюджетов. 18
2.1 Доходы местного бюджета. 18
2.2 Расходы местного бюджета. 21
4 Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.. 25
5 Предложения по повышению эффективности формирования и исполнения местных бюджетов. 28
Заключение. 34
Список используемой литературы. 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая Гос и муниципальные финансы.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

До  разграничения государственной  собственности на землю в местный  бюджет в полном объеме поступают  доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.

К налоговым  доходам местных бюджетов относятся:

собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;

отчисления  от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным  бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном статьями 52, 58 и 63 БК РФ;

государственная пошлина, за исключением государственной  пошлины, зачисляемой в соответствии со статьей 50 БК РФ в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются  и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 БК РФ, в том числе  за счет части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Доходы  местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми  актами органов местного самоуправления.

Представительные  органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают  размеры ставок по ним и предоставляют  льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством  Российской Федерации.

Правовые акты представительных органов  местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов  местного самоуправления о местных  налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение  текущего финансового года, допускается  только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.

Органы местного самоуправления предоставляют  налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и  рассрочек по уплате налогов и  иных обязательных платежей в части  сумм федеральных налогов или  сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга. 
3.2 Расходы местного бюджета

 

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами  экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно  из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку  в них отражается цель деятельности органа власти. Расходы бюджета, в  соответствии с Бюджетным кодексом РФ, представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Классификация видов расходов, прежде всего, исходит из того, на какие  цели будут направлены бюджетные  средства. Обычно бюджетные классификации  выделяют две основные группы расходов: обязательные (на финансирование отраслей муниципального хозяйства, связанные с поддержанием определенного уровня его развития) и необязательные расходы (на мероприятия краткосрочного характера).

Не менее важным является деление  расходов на текущие и капитальные  расходы, так как данная классификация  позволяет увидеть динамику развития муниципального образования.

Капитальные (инвестиционные) расходы  бюджетов представляют собой часть  расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

К текущим расходам бюджетов относятся  расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики.

Порядок исполнения расходной части  местного бюджета устанавливается  уставом муниципального образования  или иным правовым актом органа местного самоуправления. Бюджетные расходы осуществляются в соответствии с расходными полномочиями и обязательствами, то есть правами и обязанностями органов власти в пределах своей компетенции. Каждый уровень власти имеет свои расходные полномочия, причем нормативные акты должны финансироваться принимающей их стороной, а не исполняющей. Перечень нормативных актов, заключенных договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета, образует реестр расходных обязательств.

В соответствии с законодательством  России, обязательными для муниципальных  образований являются только такие  расходы, которые в таком качестве определяет закон, а также расходы, необходимые для оплаты и обслуживания долгов и задолженности, появляющихся из договорных обязательств и судебных решений. Разнообразные расходы местных бюджетов отражают разделение компетенции между территориальными уровнями государственной власти.

Помимо обязательных расходов, органы местного самоуправления могут  самостоятельно назначать расходы при условии, что они не входят в перечень запрещенных, а все обязательные расходы предварительно были покрыты необходимым объемом поступлений. Требование сбалансированности местных бюджетов устанавливает пределы применения добровольных расходов.

Главной проблемой большинства  местных бюджетов является бюджетный  дефицит, то есть превышение расходов бюджетов над их доходами. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным  актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

  • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

В расходной части  муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов местного самоуправления, размер которых устанавливается представительными органами местного самоуправления при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов (проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций). Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления. Исполнительный орган местного самоуправления обязан ежеквартально информировать представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

 

4 Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

 

Местными бюджетами являются бюджеты  муниципальных образований - административно - территориальных образований (муниципальных  районов, городских округов, городских  и сельских поселений).

Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования  денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств, соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений).

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной  частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально – экономическом развитии регионов возрастет в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления! И Бюджетным кодексом РФ.

Роль местных бюджетов в социально  – экономическом развитии районов характеризуется следующим:

Во–первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным  органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст.130). И далее в Конституции РФ сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Во–вторых, формирование бюджетов муниципальных  образований, сосредоточение в них  денежных ресурсов дает возможность  муниципалитетам в полной мере проявлять  финансово – хозяйственную самостоятельность  в расходовании средств на социально  – экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных  бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.  С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

Информация о работе Оценка состава и структуры доходов муниципальных бюджетов, вопросы их оптимизации