Определение оптимального уровня денежных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:24, реферат

Описание

Для решения проблемы определения оптимального уровня денежных средств в теории финансового планирования разработано несколько моделей, среди которых наибольшую известность получили модель Баумоля (1952 г.) и модель Миллера-Орра (1966 г).

Работа состоит из  1 файл

УДП.docx

— 55.51 Кб (Скачать документ)

19 Определение  оптимального уровня денежных  средств предприятия

Одной из задач планирования и управления денежными средствами предприятия является определение  оптимального уровня денежных средств, т.е. такого уровня, который будет  достаточным для  
осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности. 
 
Оптимальный уровень денежных средств предприятия зависит: 
 
* от потребностей в них, связанных с формированием запасов и необходимость своевременной оплаты всех неотложных финансовых обязательств; 
 
* от возможностей планирования объёма этих потребностей; 
 
* от процентных ставок по ликвидным ценным бумагам; 
 
* от стоимости перевода денежных средств в ценные бумаги и обратно. 
 
Для решения проблемы определения оптимального уровня денежных средств в теории финансового планирования разработано несколько моделей, среди которых наибольшую известность получили  
модель Баумоля (1952 г.) и модель Миллера-Орра (1966 г). 
 
1. Модель Баумоля приемлема для организаций, денежные расходы которых стабильны и прогнозируемы. Минимальный остаток денежных средств согласно данной модели принимается равным нулю.  
 
Рассчитываются в соответствии с этой моделью величина максимального остатка (Cmax) и среднего остатка (Ссред). 
где b – расходы по обслуживанию одной операции пополнения денежных средств; 
 
t – планируемый объём денежного оборота или сумма доходов денежных средств в планируемом периоде; 
 
i – средняя ставка процента по государственным ценным бумагам. 
Общее количество операций пополнения денежных средств (К): 
Недостатком данной модели является то, что она приемлема, когда денежные потоки прогнозируемы. 
2. Модель Миллера-Орра. 
 
Рекомендуется к использованию в условиях, когда невозможно предсказать каждодневный отток или приток денежных средств. 
 
В данной модели устанавливается 2 контрольные границы: максимальный остаток (Сmax) и минимальный остаток (Cmin). Максимальный остато5к – это верхняя граница, при достижении которой совершается  
перевод денежных средств в государственные ценные бумаги с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню - Сz. 
Если запас денежных средств опускается к нижней границе Cmin, то проводится обратная операция. В то время, пока остаток денежных средств колеблется между этими границами, никаких действий не предпринимается. 
 
Нахождение оптимальных значений Сmax и Cmin зависит не только от постоянных трансакционных и альтернативных затрат, но и от силы вероятных изменений остатка денежных средств. В связи с этим в данной модели рассчитывается показатель размаха вариации по формуле: 
где R – диапазон колебаний суммы остатка денежных активов между минимальным и максимальным значением; 
 
b – расходы по взаимной трансформации ценных бумаг; 
 
?2 – среднее квадратическое отклонение ежедневного объёма денежного оборота. 
 
Верхняя граница:  
Нижняя граница денежных средств определяется в размерах требований кредитной организации. 
 
Точка возврата Сz=Сmin + R/3

 

7 Понятие и классификация денежных потоков

Наиболее значимыми понятиями, связанными с планированием и  управлением денежными потоками на предприятии, являются: 
 
1. Приток денежных средств – поступление денежных средств на предприятие за счёт выручки от реализации работ (услуг), увеличения уставного капитала от дополнительной эмиссии акций, полученных  
 
 
 
кредитов, займов, средств от выпуска корпоративных облигаций и др. 
 
2. Отток денежных средств – возникает вследствие покрытия текущих затрат, инвестиционных расходов, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, выплат дивидендов акционерам предприятия и т.д. 
 
3. Чистый приток денежных средств (резерв денежной наличности) – это разница между всеми поступлениями и отчислениями денежных средств. 
 
Денежный поток – это объём денежных средств, который получает или оплачивает предприятие. 
 
Денежный оборот предприятия складывается из движения денежных средств в результате совершения различных хозяйственных операций. Вся совокупность хозяйственных операций делится на 3 группы  
 
 
 
(классификация денежных потоков): 
 
1 Операционная деятельность (производство реализация); 
 
2. Инвестиционная деятельность. 
 
3. Финансовая деятельность. 
 
1. Поступления от операционной деятельности включают в себя: 
 
+ денежные средства от реализации продукции 
 
+ денежные средства от реализации основных средств 
 
+ полученные авансы 
 
+ бюджетные средства 
 
+ кредиты и займы 
 
+ целевое финансирование 
 
Выплаты по операционной деятельности включают: 
 
– оплата счётов поставщиков; 
 
– оплата труда; 
 
– расчёты с бюджетом; 
 
– выплата подотчётных сумм 
 
2. Поступления от инвестиционной деятельности включают: 
 
+ кредиты и займы 
 
+ бюджетные ассигнования 
 
+ целевое финансирование 
 
+ потоки от реализации основных средств 
 
+ потоки от реализации объектов незавершённого строительства 
 
+ дивиденды и проценты по финансовым вложениям 
 
+ безвозмездные поступления 
 
+ прочие поступления 
 
Выплаты по инвестиционной деятельности включают: 
 
– приобретение товаров, оплата работ, услуг 
 
– выдача авансов подрядчикам 
 
– оплата долевого участия в строительстве 
 
– приобретение оборудования и транспортных средств 
 
– выплата процентов и дивидендов по полученным кредитам и займам 
 
– финансовые вложения долгосрочного характера 
 
– прочее 
 
3. Поступления от финансовой деятельности включают: 
 
+ бюджетное или иное целевое финансирование 
 
+ кредиты и займы 
 
+ доходы от продажи ценных бумаг 
 
+ дивиденды и проценты по краткосрочным финансовым вложениям 
 
+ прочие поступления 
 
Выплаты по финансовой деятельности включают: 
 
– выдача авансов 
 
– краткосрочные финансовые вложения 
 
– выплата процентов и дивидендов по краткосрочным кредитам и займам 
 
– прочие выплаты

 

 

 

9. Методы измерения чистого  денежного потока

Качество чистого денежного  потока – это обобщенная характеристика основного источника роста чистого денежного потока предприятия. Высокое качество чистого денежного потока характеризуется его возрастанием за счет чистой прибыли от операционной деятельности (рост выпуска продукции, снижение себестоимости продукции)

Косвенный. Чистый поток денежных средств от операционной деятельности определяется путем корректировки с учетом:

1) изменений в запасах и операционной  дебиторской, кредиторской задолженностей  в течение периода;

2) неденежных статей – износ,  отчисления, нераспределенная прибыль  ассоциированных компаний, доля  меньшинства;

3) всех прочих статей, ведущих  к возникновению инвестиционных  или финансовых денежных потоков.

На первом этапе анализа необходимо установить соответствие между финансовым результатом и собственным оборотным  капиталом. Для этого необходимо устранить влияние на финансовый результат операций начисления амортизации  и операций, связанных с выбытием объектов долгосрочных активов. Амортизацию  относят на себестоимость продукции, при этом сумма денежных средств  не изменяется. Следовательно, чтобы  получить реальную величину денежных средств сумму начисленной амортизации  нужно прибавить к нераспределенной прибыли. Аналогично выбытие основных средств не оказывает влияния  на величину денежных средств. Уменьшение величины денежных средств было произведено  в момент приобретения активов. Сумма  убытка в размере недоамортизированной стоимости должна быть добавлена  к величине прибыли. На втором этапе  важно установить соответствие изменений  оборотного капитала и денежных средств. При этом рассчитывают, как изменение  по каждой статье оборотного капитала повлияло на величину денежных средств. Корректировочные записи должны быть произведены по всей текущей и  инвестиционной деятельности. Это достаточно трудоемкий процесс, но он позволяет  получить достоверную управленческую информацию, необходимую для управления организацией.

Главный недостаток прямого метода анализа движения денежных средств  – то, что он не раскрывает взаимосвязи  полученного финансового результата и изменения денежных средств  на счетах организации. Прибыль или  убыток формируется на предприятии  согласно принципам бухгалтерского учета (расходы и доходы признаются в том учетном периоде, в котором  они начислены). На величину прибыли  может повлиять наличие расходов будущих периодов; наличие отложенных платежей; текущие и капитальные  расходы. Текущие расходы относят  на себестоимость, капитальные же возмещаются  в течение длительного периода  времени. Капитальные расходы сопровождаются значительным оттоком денежных средств.

В процессе анализа информации, содержащейся в отчете о движении денежных средств, необходимо оценить перспективную  возможность предприятия создавать  положительные потоки денежных средств, способности предприятия выполнять  свои обязательства по расчетам с  кредиторами, выплате дивидендов и  иных платежей, потребности в дополнительном привлечении денежных средств со стороны, причины различия между  чистыми доходами предприятия и  связанными с ними поступлениями  и платежами, эффективность операций по финансированию предприятия и инвестиционных сделок в денежной и безденежной формах.

 

 

26 Цель и задачи бюджетирования.

Бюджет -- схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет -- это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.[2/ 14c]

Бюджетирование представляет собой  информационную систему внутрипроизводственного  управления, использующую определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами.

Согласно методическим рекомендациям  по управленческому учету, разработанным  Минэкономразвития России, бюджет - это информация о планируемых  или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах.

Экономически эффективная деятельность организации возможна только в том  случае, если она имеет четко заданные достаточно напряженные, но реальные для  выполнения стоимостные параметры  доходов и расходов.[2, 30c]

Сущность бюджетирования состоит  в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации, ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей  функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении - это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.

При рассмотрении бюджетирования как  процесса необходимо выделить три его  основных элемента:

- организационное обеспечение  касается вопросов внутрифирменной  организации подразделений и  служб предприятия, которые несут  ответственность за обеспечение  и поддержание самого процесса  бюджетирования, а также предусматривает  выбор лица, отвечающего за правильное  и своевременное выполнение процесса.

- процесс бюджетирования, который  разбивается на отдельные процедуры:  планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических  данных и т.д.- при этом должен  быть разработан и утвержден  регламент, с помощью которого  контролируется выполнение всех  указанных процедур.

- технология бюджетирования включает  в себя формирование и консолидацию  бюджетов предприятия. Для этого  разрабатывается финансовая структура  предприятия, представляющая собой  совокупность центров ответственности.  Для каждого из них отдельно  формируются соответствующие бюджеты.[1, 103c]

Методы, используемые в системе  бюджетирования, подразделяются на планирующие, учетные, контролирующие, аналитические. При бюджетном планировании широко используются прогностические и статистические методы, бюджетный метод; при бюджетном контроле, учете и анализе - методы финансового и управленческого учета затрат, метод стандарт-кост и нормативный метод, математические методы экономического анализа. Бюджетный метод является совокупностью специфических методик бюджетного планирования, позволяющих «смоделировать» деятельность предприятия через особый экономический инструмент - бюджеты.

В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:

- унификация всех бюджетных  форм, бюджетных периодов и процедур  разработки для компании и  всех структурных подразделений  независимо от специфики их  хозяйственной деятельности;

- совместимость бюджетных форм, форматов с установлен ными формами государственной отчетности;

- совместимость вспомогательных  бюджетных документов с основными  бюджетными формами;

- обеспечение возможности составления  сводного бюджета;

- стабильность, неизменность процедур  бюджетирования и установленных  целевых нормативов на протяжении  всего бюджетного периода;

- разделение накладных расходов  на затраты структурных подразделений  и компаний к целом по формуле, единой для всех подразделении;

- непрерывность процедуры составления  бюджетов, что предусматривает регулярный  пересмотр и корректировку ранее  сделанных прогнозов на новый  период, не ожидая завершения  действующего;

- заблаговременная формулировка  финансовых целей всех подразделений  в виде заданий определенных  норм рентабельности;

- учет доходов и расходов, поступлений  и списаний денежных средств в сопоставимых единицах учета;

- детальный учет наиболее важных  статей расходов, чья доля в  чистых продажах достаточно велика.[5, 113c]

Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных  сценариев изменения финансового  состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

Информация о работе Определение оптимального уровня денежных средств предприятия