Определение оптимального уровня денежных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:24, реферат

Описание

Для решения проблемы определения оптимального уровня денежных средств в теории финансового планирования разработано несколько моделей, среди которых наибольшую известность получили модель Баумоля (1952 г.) и модель Миллера-Орра (1966 г).

Работа состоит из  1 файл

УДП.docx

— 55.51 Кб (Скачать документ)

Данный бюджет является основой  для составления всех остальных  бюджетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.

Для подготовки этого бюджета используются различные способы опенки спроса на производимую организацией продукцию, например, экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статические прогнозы па основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; эконометрические модели и  методики, на основе которых определяются способы прогнозирования объемов  продаж. Потенциально возможный объем  продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий  бюджетный период заказов или  на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

Таким образом, бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов.

Планирование объемов производства включает определение товарного  выпуска и валового выпуска.

Объем производства и объем валового выпуска определяются по следующим  формулам:

Q = Qпр +  ОгпК - ОгпН

где Q - объем производства; Qпр - объем продаж;  ОгпК  – остатки на конец периода; ОгпН– остатки на начало периода.

ВВ  = ТВ + НЗПК - НЗПН,

где ВВ  - валовой выпуск; ТВ - товарный выпуск; НЗПК - незавершенное производство на конец периода; НЗПН - незавершенное производство на начало периода.

На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность  в основных материалах и трудовых затратах. Такой расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы  изделия.

 

 

  1. Виды финансовых бюджетов и принципы их построения.

 

Финансовый бюджет - это  план, в котором отражаются объем  и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления  их использования. Финансовый бюджет состоит  из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса.  Финансовый бюджет составляется с учетом информации, содержащейся в бюджетном отчете о при-бьитях и убытках.

Бюджет движения денежных средств - это план денежных постумений и  платежей. При расчете бюджета  движения денежных средств принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.

Бюджет капитальных вложений на основе выбранного крите-рття рентабельности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денежных средств (затрагивая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных активов).

Завершающим шагом в гфоцессе подготовки общего бюджета служит разработка бюджетного бухгалтерского ба,ганса, который характеризует изменения в финансовом и имущественном положении предприятия при условии выполнения запланированных в предьщущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.

 

. логика построения и  исполнения финансового бюджета

Рассмотрим одну из схем составления основного бюджета  – плана, координирующего блоки  отдельных бюджетов (рис.1) [14, с. 73].  Условно схему можно разделить на две части: первая основана на элементах оперативного бюджетирования, которые сводятся к проектному отчету о финансовых результатах; вторая часть – это финансовый бюджет, включающий планы получения и распределения денежных средств, в итоге расчетов составляется проектный баланс (Приложение 1). Первым шагом в разработке основного бюджета является сбор и подготовка основных данных по предприятию. Далее для обработки собранных данных необходимо формализовать мастер-бюджет. По сути, мастер-бюджет – это подготовка плановых таблиц и необходимых финансовых показателей. В зависимости от специфики производства форма,  вид, количество таблиц и показателей при расчетах могут различаться среди организаций, но, в общем, суть бюджетов схожа. Основой составления бюджета продаж или выручки является прогнозирование объема продаж. Термин «прогнозирование» отличают от термина «планирование» потому, что прогнозирование – это, прежде всего предсказание, оценка данных, которые станут плановыми только в том, случае если большинством специалистов будет признана высокая вероятность воплощения их в реальность.

Главной частью основного  бюджета является финансовый бюджет, включающий в себя проект баланса, бюджет денежных средств, бюджет капитала.

Бюджет денежных средств  – таблица ожидаемых поступлений  и платежей (Приложение 2), включает в себя такие разделы: начальный  остаток денежных средств и поступления, планируемые платежи, дополнительные финансовые потребности, остаток денежных средств на конец периода [8, c. 185].

На некоторых предприятиях весь процесс бюджетирования ограничивается только составлением бюджета денежных средств как одного из различного вида плановых документов не составляющих собой единую систему. Такое положение дел не позволяет руководству увидеть скрытые резервы в производстве, вовремя обнаружить дефицит средств или запасов и  ликвидировать его.

Отсутствие системности  в методах управления может привести всю работу предприятия к неудаче. Но помимо необходимости в общем, управлении использовать всю систему  бюджетов, хотелось бы дополнить финансовую составляющую планирования бюджетом денежного  потока. В управлении движением денежных потоков на предприятии бюджетирование является незаменимым методом количественного  выражения планирования, инструментом координации и возможностью контроля за ситуацией при столь быстро меняющихся внешних факторах.

В рамках финансового бюджета  рекомендуется дополнительно составлять бюджет денежного потока с целью  более детального планирования денежных средств, оптимальной координации  всех событий  и повышения гибкости, приспособляемости к изменяющимся внешним условиям.

Процесс формирования бюджета  начинается с составления бюджета  продаж. На основании этого бюджета  определяется производственная программа  предприятия, а также потребность  в производственных мощностях, персонале, сырье и материалах, рассчитываются затраты на содержание обслуживающих  подразделений [14]. На следующем этапе  формируются бюджет себестоимости  производимой продукции, бюджет закупок  и другие бюджеты, входящие в состав операционного бюджета. На основе данных операционного бюджета создается  финансовый бюджет, который, как показано на рисунке 1 состоит из:

·        Бюджета капитала;

·        Бюджета денежных средств (Приложение 2);

·        Прогнозного баланса.

 

 

 

22 Управление дебиторской задолженностью

Успешно вести бизнес и  не предоставлять коммерческие кредиты  практически невозможно в силу объективных  причин: высокой конкуренции, дефицита денежных средств и пр. Тем не менее предприятие должно стремиться снижать уровень дебиторской задолженности и повышать ее оборачиваемость, чтобы обезопасить себя от потери ликвидности.

Управление дебиторской  задолженностью требует особого  внимания, поскольку находится на стыке юриспруденции и управления финансами.

Этапы управления дебиторской  задолженностью

Дебиторская задолженность  относится к высоколиквидным  активам предприятия, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности  существенно увеличивает затраты  на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации и как следствие  отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, увеличивая риск финансовых потерь. В то же время  эффективно организованные денежные потоки являются важнейшим признаком "финансового  здоровья" предприятия.

Зачастую причиной высокого уровня дебиторской задолженности  становится абсолютное незнание предприятием своих контрагентов. В результате предприятие, имея деньги, не может  рассчитаться по своим обязательствам, оказываясь на пороге кризиса.

В условиях кризиса компания должна пересмотреть работу по следующим  направлениям управления кредиторской задолженностью:

1. Формирование кредитной  политики предприятия. 

2. Знакомство с клиентом.

3. Планирование дебиторской  задолженности. 

4. Оформление договорных  отношений. 

5. Исполнение своих обязательств.

6. Контроль исполнения  обязательств клиентом.

7. Досудебное урегулирование  спора. 

8. Рассмотрение спора  в суде.

9. Исполнительное производство.

Формирование кредитной  политики

Устанавливая политику кредитования покупателей продукции, предприятие  должно определиться по таким ключевым вопросам, как:

срок кредита (чаще всего  в компании существует несколько  типовых договоров, предусматривающих  предельный срок оплаты продукции);

стандарты кредитоспособности (критерии, по которым оценивается  финансовая состоятельность клиента  и вытекающие отсюда варианты оплаты);

система скидок;

процедуры взаимодействия с  покупателем в случае нарушения  условий оплаты.

При формировании кредитной  политики также необходимо определить предельно допустимый размер дебиторской  задолженности как в целом  для предприятия, так и по каждому  клиенту (кредитный лимит). Каких-то универсальных правил в данном случае не существует. Каждое предприятие  самостоятельно определяет для себя эти цифры, ориентируясь, в первую очередь, на свою стратегию. Например, стратегия, направленная на завоевание новых рынков сбыта, предполагает больший  размер дебиторской задолженности, нежели стратегия удержания рынка.

Не стоит забывать о  том, что как бы ни была эффективна кредитная политика предприятия, в  ходе взаимодействия компании с покупателями не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие должно обязательно  организовать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины (иными словами проводить мониторинг дебиторов). Это позволит заблаговременно увидеть кризисные явления и предпринять меры для их устранения.

Таким образом, в целях  оптимизации политики продаж с отсрочкой  платежа у предприятия должны быть разработаны следующие положения  и регламенты:

Кредитная политика, включающая принципы кредитования клиентов.

Регламент работы с дебиторской  задолженностью.

Регламент заключения договоров.

Положение о скидках.

Должностные инструкции, предусматривающие  права, обязанности и ответственность  персонала.

Формы договоров.

Что нужно знать о клиенте

Второй этап работы по управлению дебиторской задолженностью - знакомство с клиентом, подразумевающее оценку его платежеспособности. Каждое предприятие  самостоятельно определяет критерии оценки клиентов и способы ранжирования их по группам. Поскольку использование  метода оценки финансового состояния  клиента, основывающегося на анализе  финансовой (бухгалтерской) отчетности, на практике ограничено из-за того, что  либо отчетность компании искажена, либо вообще недоступна, предприятие может  воспользоваться иными способами  определения кредитоспособности покупателя.

В этой ситуации мы рекомендуем  уделить особое внимание таким моментам, как:

1. Год основания предприятия  (о предприятиях, которые существуют  на рынке уже не один год,  можно собрать гораздо больше  полезной информации, в том числе  попробовать получить сведения  от конкурентов, старых партнеров  этих компаний и др.).

2. Виды деятельности (так  как осуществление некоторых  видов деятельности подвержено  повышенным предпринимательским  рискам, это необходимо учитывать  при заключении контракта).

3. Репутация на рынке. 

4. Наличие собственного  имущества (так, в случае невыполнения  покупателем обязательств по  оплате имущество можно взыскать).

5. Состояние конъюнктуры  товарного рынка, на котором  клиент осуществляет свою хозяйственную  деятельность.

Особое внимание следует  уделить сбору информации о контрагентах-нерезидентах. В случае непоступления валютной выручки со стороны контролирующих органов к предприятию могут  быть применены экономические санкции, а к руководству - уголовная ответственность.

В обязательном порядке требуйте от нерезидента предоставления легализованной выписки из торгового реестра  страны местонахождения клиента  и доверенность представителю нерезидента  с апостилем компетентного органа государства, в котором этот документ был выдан, а также копии учредительных  документов с нотариально удостоверенным переводом.

Планирование дебиторской  задолженности

После "знакомства с клиентом" и подготовки к оформлению договорных отношений необходимо осуществить  планирование дебиторской задолженности  в разрезе видов задолженности, сроков погашения, сумм по классам контрагентов и договоров, видов готовой продукции (товаров) и др. Данный этап имеет  отношение к бюджетному процессу предприятия, так как связан с созданием таких плановых документов, как бюджет запасов, бюджет закупок, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс и, конечно, бюджет дебиторской и кредиторской задолженности.

Информация о работе Определение оптимального уровня денежных средств предприятия