Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

В своей работе мы ставили следующие задачи: проанализировать различные подходы к данной теме и вывести определение антикризисного управления на уровне конкретного предприятия, выявить основные причины кризиса на предприятии, описать критерии принятия решений антикризисным управляющим и правовые основы антикризисного управления, а также дать описание практических шагов, которые должен использовать антикризисный управляющий в своей работе.

Содержание

Введение


Глава I Антикризисное управление: цели и содержание ……………..

§1 Понятие антикризисного управления………………………………

§2 Основные причины возникновения кризисной ситуации на

предприятии ……………………………………………………………..

§3 Правовые основы антикризисного управления ………………….

§4 Основные направления антикризисного управления при

угрозе банкротства………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

рефират.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

  В мировой практике существуют несколько концепций моратория. По одной из них к концу срока внешнего управления штрафы, пени и иные санкции предъявляются в полном объеме. В нашей стране это было бы неприемлемо из-за огромного долгового бремени, которое весит на предприятиях, значительную часть которого составляют именно финансовые санкции (пени, штрафы и т.д.). По другой концепции выплата долгов приостанавливается, они фиксируются на момент введения внешнего управления, и с этого момента никакие штрафные санкции и проценты не начисляются. Это естественно наносит довольно сильный удар по интересам кредиторов, особенно в условиях высокой инфляции. Наш же закон о банкротстве занимает промежуточную позицию: финансовые санкции не применяются, однако по окончании внешнего управления кредиторы могут требовать выплаты процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка.

  Рассмотрим как регламентируется деятельность арбитражного управляющего в рамках процедуры внешнего управления:

 Права: 

 Согласно  п.1 ст.74 главы V с момента своего  назначения внешний управляющий  вправе:

"самостоятельно  распоряжаться имуществом должника  с ограничениями, предусмотренными  Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве); заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника."

       Право самостоятельно распоряжаться  имуществом должника закрепляет  переход управления имуществом  должника к внешнему управляющему, т.е. внешнему управляющему дано право "нормального" управления предприятием. Права же заключать мировое соглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника фактически говорят о передаче прав на чрезвычайные действия, т.е. внешнему управляющему даются права на осуществления антикризисного управления.

  Отказ от исполнения договоров должника регламентируется ст.77 главы V Закона о банкротстве:

     "Внешний  управляющий в трехмесячный срок  с момента введения внешнего  управления вправе отказаться  от исполнения договоров должника.

 Отказ  от исполнения договоров должника  может быть заявлен только  в отношении договоров, не исполненных  сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих  обстоятельств: 

если  исполнение договора должника повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;

если  договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан  на получение положительных результатов  для должника лишь в долгосрочной перспективе;

если  имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника.

     Контрагент  должника вправе потребовать от должника возмещения реального ущерба, вызванного отказом от исполнения договора должника.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, не применяются в отношении договоров должника, заключенных в ходе наблюдения с согласия арбитражного управляющего."

  Эта мера является вынужденной, так как, как уже упоминалось выше, часто руководство должника заключает крайне невыгодные для предприятия контракты преследуя личные цели. Однако, часто эти сделки оформлены в соответствии с существующим законодательством и поэтому невозможно признать их недействительными и истребовать все полученное контрагентом по такой сделке13.

 Однако, некоторые виды сделок внешний  управляющий все же вправе  признать недействительными, что  регламентируется ст.78 главы V Закона  о банкротстве: 

 Сделки  совершенные должником с заинтересованным  лицом в случае, если в результате  исполнения указанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки;

Сделки  должника, влекущие предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, заключенные или  совершенные должником после  принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом;

Сделки  должника, связанные с выкупом  акций (паев) у собственников предприятия, совершенные после возбуждения  дела о банкротстве или в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом."

       Мировое соглашение может быть  заключено в том случае, если  кредиторы согласятся на реструктуризацию  своих долгов (прекращения долга  выплатой его части, переоформление  долга на других условиях (новация), прощение долга).

 Обязанности: 

 Согласно  п.2. ст.20 главы I и п.2 ст.74 главы  V с момента своего назначения  внешний управляющий обязан:

 принять  в ведение имущество должника  и провести его инвентаризацию;

анализировать финансовое состояние должника;

анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение  на товарных рынках;

разработать и представить на утверждение  собранию кредиторов план внешнего управления;

вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

принимать меры по взысканию задолженности  перед должником.

       Описывая обязанности внешнего  управляющего законодатели, как  бы лишний раз подталкивают  его к совершению действий  в рамках антикризисного управления предприятием. Это обязанности анализа состояния должника и планирования действий по выходу из кризиса (план внешнего управления).

       В итоге данного параграфа  можно сделать следующие выводы, что в существующем законодательстве  проблема антикризисного управления в рамках судебных процедур банкротства достаточно хорошо освещена и проработана. Арбитражный управляющий в рамках процедуры внешнего управления обладает всеми необходимыми полномочиями для восстановления платежеспособности предприятия, причем законодатели максимально постарались облегчить его задачу предусмотрев такие меры как мораторий на выплату по денежным обязательствам, возможность отказа от невыгодных договоров и т.д.  
 
 

§4 Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства. 

  Реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предприятия предусматривает следующие основные направления:

  Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;

Определение масштабов кризисного состояния  предприятия;

Исследование  основных факторов, обуславливающих  кризисное развитие предприятия;

Создание  и реализация плана антикризисного управления.

  Финансовое состояние, как известно, - это комплексное понятие, характеризующееся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании. Оно дает характеристику ее финансовой конкурентоспособности. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики всегда сопровождается образованием и расходованием денежных средств, картина финансового состояния предприятия отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, определяет уровень конкурентоспособности предприятия. Таким образом именно финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления.

  Анализ финансового состояния компании включает в себя следующие важнейшие разделы:

 структура активов и пассивов;

анализ  имущественного положения;

экспресс-анализ финансового состояния;

ликвидность;

финансовая  устойчивость;

анализ  деловой активности, а также оборачиваемости  средств предприятия;

рентабельность  капитала и продаж;

эффект финансового рычага;

эффект  производственного рычага.

  По отмеченным выше разделам проводится анализ финансовых и экономических показателей, сравниваются показатели за ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика показателей во времени, вычисляются темпы роста показателей и финансовых коэффициентов за последний период.

  Учитывая многообразие показателей и различие в уровне их критических оценок, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют проводить интегральную бальную оценку финансового состояния.

       Кроме анализа финансового состояния,  исследуется и весь процесс  функционирования предприятия. При  анализе вопросов, относящихся непосредственно  к организации производства продукции,  антикризисный управляющий должен  проанализировать состояние оборудования, его происхождение, уровень технологии, характер износа, качество обслуживания, потенциальные возможности. На этом этапе управляющий определяет, насколько имеющееся оборудование представляет возможность вывести предприятие из кризиса. Затем он переходит к анализу вопросов, непосредственно связанных с использованием оборудования. Это - виды применяемого сырья, состояние складского хозяйства, недвижимости, учета и отчетности, организации управления, работы службы безопасности и т.д. Одним из главнейших на сегодняшний день вопросов является кадровый. Порой необходима полная замена аппарата. Необходимо произвести работу по изучению поставщиков сырья, цены на необходимое сырье и оборудование, возможности их перебойной поставки, отсрочек по платежам, готовности поставщиков работать и в дальнейшем. Кроме того, нужно исследовать вопросы снабжения электроэнергией, теплом, водой. После анализа этих проблем необходимо проанализировать положение предприятия на рынках и спрос на продукцию предприятия.

       Результатом такого анализа должен быть план по выведению предприятия из кризиса. План внешнего управления согласно статьи 82 главы V должен быть разработан внешним управляющим не позднее одного месяца с момента своего назначения и должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника и сроки внешнего управления.

       Итак, по итогам первой главы  можно сделать следующие выводы:

  Во-первых, антикризисное управление - это комплексное, системное понятие, включающее целый ряд мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

       Во-вторых, причины вызвавшие кризис  на предприятии могут быть  различными (как внутренними, так  и внешними), но наибольшее влияние  на состояние предприятия оказывают  управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме.

       В-третьих, в законодательстве  существуют необходимые механизмы  для осуществления антикризисного  управления.

  В-четвертых, для разработки программы реабилитации предприятия (плана внешнего управления) внешний управляющий должен провести полноценный анализ финансового состояния и деятельности предприятия. 
 
 

Заключение 

  В последнее время в России появилось много книг, статей, посвященных антикризисному управлению. Практически все авторы сходятся во мнении, что антикризисное управление должно занять свою "нишу" в рамках общей теории управления. Однако само же антикризисное управление они трактуют по разному. Автор показал, что наиболее верным является системный подход к этому понятию, когда антикризисное управление трактуется как целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от диагностики кризиса до применения особых мероприятий для его избежания и преодоления. Исходя из этого определения деятельность антикризисного управляющего должна базироваться на основе глубокого анализа финансового состояния, деятельности и положения на рынке предприятия. Только после такого анализа антикризисный управляющий должен составить детально проработанный план антикризисного управления.

     Можно выделить две большие группы причин кризиса на предприятии:

 внешние  и внутренние. Однако по его  мнению, большинство кризисов на  предприятиях возникают из-за  такого внутреннего фактора как  кризис управления. Антикризисный  управляющий в своей деятельности должен в основном исправлять ошибки допущенные менеджерами предприятия. Однако, по мнению автора делать это он должен не обычными способами, а используя арсенал антикризисного управления.

Информация о работе Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства