Основные направления развития системы управления банковских рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом.

Задачи курсовой работы:

определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками;
оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»;
оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации;
необходимость формирования риск-менеджмента;
определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской
Федерации………………………………………………………………………………………..
22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 75.09 Кб (Скачать документ)
  • сценарный подход – на основе статистического анализа исторических рядов показателей выделяется сценарии поведения рынка, в которых реализуется рыночный риск, определяются важнейшие факторы, формирующие сценарии, устанавливается статистическая зависимость с размерами рыночного риска и прогнозируются его размеры на основе экстраполяции ранее наступивших сценариев;
  • модели статистического анализа исторических рядов показателей, формирующие оценку той части торгового портфеля активов, которая находится под риском и может быть потеряна в течение определенного фиксированного периода времени, выражая при этом размер рыночного риска с высокой вероятностью (обычно 95% или 99%)

           Банк на регулярной основе проводится стресс - тестирования10(на масштабе изменения процентных ставок, значительные, в короткое время падения рынка акций, быстрые и глубокие изменения валютных курсов и т.п.) с тем, чтобы определить предельные значения факторов и их комбинаций, при которых Банк будет нести наибольшие потери от рыночного риска.

  • Процентный риск. Банк подтвержден процентному риску, в первую очередь, в результате своей деятельности по предоставлению кредитов по фиксированным процентным ставкам в суммах и на сроки, отличающихся от сумм и сроков привлечения  средств под фиксированные процентные ставки. На практике процентные ставки, как правило, устанавливается на короткий срок. Кроме того, процентные ставки, зафиксированные в условиях договоров, как по активам, так и по обязательствам, могут пересматриваться на основе взаимной достоверности в соответствии с текущей рыночной ситуацией. При отсутствии инструментов хеджирования11 Банк обычно стремится к совпадению позиций по процентным ставкам.
  • Валютный риск. Для оценки валютного риска на конец рабочего дня  
  1. Операционный риск. Внутренний контроль за операционными рисками в Банке осуществляется следующим образом:
  • обеспечена полная регламентация порядка осуществления банковских операций. Внедрение новой услуги или операции осуществляется после утверждения технологии и процедуры её осуществления;
  • обеспечен контроль юридического оформления операций путем использования утвержденных типовых форм договора и/или предварительным согласованием сделок юридическим отделом;
  • действует система аттестаций и профессиональных требований к сотрудникам.  Доступ к совершению операций предоставляется сотруднику по итогам сдачи аттестации. Периодически проводится тестирование сотрудников на профессиональные знания, правила обращения со средствами вычислительной техник и периферийными устройствами;
  • действует принцип разделения функций и полномочий, двойного ввода и подтверждения операций;
  • доступ и правила пользования корпоративной сетью строго регламентированы, внедрена система мер по защите информационной безопасности Банка;
  • в целях защиты от сбоев в операционной системы Банка, разработано и действует «Руководство по тактике действий персонала Банка в чрезмерных ситуациях». Имеются резервные каналы связи, копии хранятся в отдельном помещении в несгораемом сейфе с ограниченным доступом;
  • определены критерии сделок, требующих повышенного контроля со стороны сотрудников; осуществляется изучение клиента, проверка подлинности платежных документов, ценных бумаг и т.д.
    1. Правовой риск. Банк минимизирует правовой риск путем:
  • выявление внешних факторов возникновения правового риска и их оценка осуществляется путем постоянного мониторинга действующего законодательства Российской Федерации и способности контрагентов Банка выполнять свои обязательства.
  • выявления внутренних факторов возникновения правового риска и их оценка осуществляется путем проведения оценки внутренних документов Банка на соответствие действующего законодательству Российской Федерации, а так же оценки соответствие проводимых Банком банковских операций внутренним документам.
  • выявления внутренних факторов возникновения правового риска и их оценка при разработке новых услуг и технологий осуществляется путем анализа их влияния на существование услуги Банка и необходимости внесения изменений, связанных с их внедрением, во внутренние документы Банка.

2.4. Методы и инструменты  риск-менеджмента  в ОАО «МИнБ»

Категории методов управления рисками

Категория Метод Краткое описание
Методы  получения 
информации
Оценка  рисков независимыми 
экспертами
Методы интервьюирования и/или анкетирования опытных специалистов по управлению рисками, которые выступают  в роли экспертов и не являются участниками реализации оцениваемых  ИСП.
Методы 
прогнозирования
Имитационное 
моделирование
Моделирование и анализ неопределённости в оценках  основных показателей проекта (денежные и временные затраты).
Творческие  методы “Мозговая атака” Дискуссии, на которых  специалистами по управлению рисками  с использованием методических пособий  обсуждаются все аспекты данного  механизма, и осуществляются планирование, идентификация рисков, оценка рисков, обработка рисков, контроль и документирование.
Методы  анализа Контрольные списки 
источников рисков
Структурированные списки источников рисков, в основе которых лежит историческая информация об инцидентах, произошедших при реализации предыдущих ИСП.
Методы  оценки Калькуляция 
вероятных потерь
Методы, основанные на расчёте математического ожидания убытка для каждого риска в  отдельности и по проекту в  целом.
 

           В Банке создана  и осуществляется программа идентификации  клиентов (изучение, проверка информации, максимально возможное подтверждение  и обоснование имеющихся сведений о клиенте, его операциях и  другие сделках, установление и идентификация  выгодоприобретателей по ним) в целях  обеспечения условий для осуществления  предупредительных мер по минимизации  правового риска. Все сотрудники Банка обязаны соблюдать «Правила внутреннего контроля в целях  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем  и финансирования терроризма.»12

  1. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) Вступление Банка в систему страхования вкладов, как соответствующего требованиям, установленным законом, явилось подтверждением финансовой устойчивости Банка и, соответственно, доверия со стороны клиентом.

           В целях минимизации  риска потери деловой репутации  в Банке введена управленческая отчетность, посредством которой  осуществляется контроль со стороны  органов, входящих в систему внутреннего  контроля, за соответствием Банка  требованиям, предъявляемым к банкам для вступления в систему страхового вкладов.

           В целях обеспечения  эффективного управления риском потери деловой репутации Банк через  свои органы управления (Совет директоров, Правления и Председателя правления);

  • принимает своевременные меры по устранению нарушений в деятельности Банка;
  • содействует соблюдению принципов профессиональной этики, в том числе принимаемых банковскими союзами (ассоциациями) и саморегулируемыми организациями, участником которых является кредитная организация;
  • управляет риском потери деловой репутации с оценкой степени угрозы деловой репутации Банка на переписку;
  • в процессе управления риском потери деловой репутации учитывает взаимосвязь различных рисков, их возможность дополнять, усиливать или компенсировать друг друга;
  • организует разработку и осуществление программы подготовки и переподготовки служащих;
  • соблюдает принцип «Знай своего служащего»;
  • обеспечивает идентификацию реальных владельцев Банка;
  • принимает меры направленные на предотвращение действий третьих лиц по вовлечению служащих Банка  в противоправные  действия.
 

     ОАО «МИнБ» в соответствии с действующим  законодательством РФ разрабатывает  и утверждает в обязательном порядке  «Политику управления банковскими  рисками».  Этот документ является обязательным для применения всеми подразделениями  и работниками банка.

     В процессе своей деятельности ОАО  «МИнБ» сталкивается с совокупностью  различных видов рисков, различающихся  местом и временем возникновения, внешними и внутренними факторами, влияющими  на их уровень, способами их анализа  и методами описания. С целью их управления и минимизации в Банке  создана система управления банковскими  рисками 

     Раздел  3.  Основные направления  развития системы  управления банковских рисков

3.1.Современные  проблемы управления  банковскими рисками в кредитной организации

        Осуществлению банковских операций неизбежно, сопутствуют неопределенности в предсказании результата и риски  наступления различий между фактически полученным и ожидаемым результатом  или эффектом. Принятия на себя рисков за соответствующее вознаграждение традиционно относятся к сфере  деятельности банков. 

        Современное состояние  проблемы управления банковскими рисками  в России свидетельствует, что фактически существуют различные подходы к  управлению рисками, опирающиеся на неоднозначные классификации банковских рисков, и предполагающие разноплановость  стратегий минимизации  рискосодержащих  управленческих действий и финансовых операций. В результате использования  на практике тех или иных конкретных стратегий управления банковскими  рисками, содержащих вариабельные меры влияния на риски, в банковской системе  Российской Федерации наблюдается  существенная дифференциация банков по критерию надежности и уровню экономической  безопасности. Вследствие этого многие банки не выдерживают рыночной конкуренции, входят в состояние банкротства, что влечет за собой разорение  прочих предпринимательских структур – клиентов банков, нанося серьезный  ущерб экономике страны и ее социальной сфере.

        В этой связи задача выявления рискогенерирующих моментов в банковской деятельности обретает особую значимость не только для какого-либо отдельно взятого банка, но и для  банковской системы страны в целом, требуя  соответствующих научно-обоснованных рекомендаций по проведению мониторинга  банковских рисков.

        Риски в банковской деятельности определяются соотношением между ликвидностью и доходностью  операций. Как правило, высоко рисковые вложения обладают высокой доходностью  и низкой ликвидностью. И наоборот, вложения в высоколиквидные активы (кассы, корсчет) не имеют риска, но не приносят дохода. Однако оказывают  косвенное влияние на получение  дохода, обеспечивая условия нормального  функционирования банка. Возможно и  сочетание низкой ликвидности с  отсутствием риска и доходности.

        Рассмотрение банковских рисков с точки зрения отдельной  операции не достаточно и требует  более широкого подхода. Риски в  банковской деятельности следует понимать как возможность снижения ликвидности  и (или) финансовых потерь, вызванных  изменениями внешних и внутренних факторов, влияющих на снижение надежности и устойчивости банковской системы. Приближение отечественных банков к международным стандартам требует  пересмотра существующих стратегий  управления банковскими рисками  и внедрения рекомендаций по совершенствованию  оценки и управления банковских рисков, а так же развития надзора над  рисками.

        Проблема эффективного управления рисками в банковском бизнесе по-прежнему очень актуальна  во всех странах, чем в значительной степени способствует высокая волатильности  рынков, прежде всего финансовых и  сырьевых, определенное отставание надзора  и регулирования от изменений  в банковских и финансовых технологий, миграция спекулятивного капитала и  другие факторы. Для банковских систем стран с переходной экономикой, несмотря на положительные тенденции в  последние годы, все так же характерны достаточно высокие риски как  на макроуровне (системные риски), так  и на уровне конкретных банков. Решить проблему эффективного управления рисками  призваны новации в законодательстве, банковском регулировании и надзоре, совершенствование методологии  оценки рисков, в том числе с  учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору – оглашение  о достаточности капитала, или  Базель II.

        При  всем многообразии подходов и методов организации  систем риск-менеджмента российская банковская система, возможно, в сроком времени перейдет к нормам, зафиксированным  в соглашении «Базель II»    

     Уточненная  версия Международной конвергенции измерения капитала и стандартов капитала, известная больше как Базель II, основывается на концепции зависимости рациональной потребности в капитале (экономическом капитале) от уровня принятых банками рисков, в первую очередь кредитных. Упомянута концепция не является новацией, а унаследована Базель II от Базель I (Международная конвергенция 1988 года), Базель I (ПРИЛОЖЕНИЕ 9), согласно источникам, заимствовал эту идею из практики Федеральной резервной системы США 50-х годов ХХ века.

Информация о работе Основные направления развития системы управления банковских рисков