Основы организации финансов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание

В процессе предпринимательской деятельности у организаций и предприятий возникают хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системой и т. д. в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях……………………………………………………………………………5
2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение………………………………………………….13
3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии……………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….22
Практическая работа…………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..…48
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КОНТР ФИНАНСЫ ОРГАН.docx

— 1.01 Мб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях……………………………………………………………………………5

2. Финансовые  ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение………………………………………………….13

3. Организация  финансовой работы и задачи  финансовых служб на предприятии……………………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….22

Практическая  работа…………………………………………………………….24

Список  использованной литературы………………………………………..…48

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       В процессе предпринимательской  деятельности у организаций и  предприятий возникают хозяйственные  связи со своими контрагентами:  поставщиками и покупателями, партнерами  по совместной деятельности, объединениями  и ассоциациями, финансовой и  кредитной системой и т. д. в результате которых возникают  финансовые отношения,  связанные с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов,  осуществлением инвестиционной деятельности. Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Однако необходимое условие их возникновения  – реальное движение денежных средств, обусловленное взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, в процессе которого создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

     Изучение основ организации финансов  предприятия как главной категории   финансов организации определило проблему данной работы.

     Финансы как общеэкономическая категория выполняют множество функций,  т.е. динамических проявлений своих свойств и предназначений. В этих функциях, по сути, и проявляется сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально - экономической системы того или иного уровня.   Применительно к предприятию основными из них являются:  инвестиционно - распределительная,  фондообразующая  (или  источниковая), доходо-распределительная, обеспечивающая и контрольная.

     Действительно,  выделенные функции играют принципиально важную роль в плане функционирования предприятия, поскольку их надлежащая интерпретация позволяет сформировать логику плана действий, направленного на решение следующих основных вопросов:

-  куда вложить имеющиеся финансовые ресурсы? 

-  как сформировать источники финансирования? 

-  как удовлетворить требования собственников предприятия? 

- как обеспечить ритмичность текущей финансово - хозяйственной деятельности? 

-  как обеспечить конгруэнтность целевых установок собственников                                                            (принципалов) и управленческого персонала   (агентов)?  

-  насколько успешно выполняют свои функции все агенты и технический персонал?   и т.д.

     Именно поэтому изучение финансов  организации, очень значимо на  сегодняшний день, и именно ее  актуальность позволила сформулировать  тему данной работы.

   Целью данной работы является  изучить финансы организаций.  Из поставленной цели вытекают  следующие задачи:

Изучить:

1. Принципы  организации финансов предприятий,  их развитие в рыночных условиях

2. Финансовые  ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение

3. Организация  финансовой работы и задачи  финансовых служб на предприятии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях

     Предприятие как социально-экономическая  система,  имеющая основной целью  генерирование прибыли,  целесообразность  любых своих действий рассматривает  в основном с позиции их  экономической выгодности. Безусловно, в отдельных ситуациях могут  срабатывать и другие критерии, однако критерий экономической  эффективности в приложении к  бизнесу с очевидностью является  доминирующим.

    В терминах финансов предприятие  может быть представлено как  совокупность притоков и оттоков  денежных средств, имеющих место  в результате ранее сделанных  инвестиций. Для того чтобы совокупность  этих потоков была оптимальной,  в любом предприятии формируется  некая организационная структура   управления финансами. Эта структура  призвана не только оптимизировать  ресурсный поток, но и обеспечить  реализацию описанных выше основных  функций финансов.

    Любая социально - экономическая система в момент ее создания формирует некую систему управления,  организующую технологические и финансово - хозяйственные процессы и способствующую их нормальному течению. В основе системы управления –   так называемая организационная структура, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений.  Без сомнения, важнейшим компонентом общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьировать. В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать,  а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером. Более того, напомним, что согласно Федеральному закону “О бухгалтерском учете” руководители предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

     Таким образом, не исключена ситуация,  когда какая-либо самостоятельная финансовая служба отсутствует вообще, а все решения финансового характера руководителем принимаются самостоятельно.

Что касается крупного предприятия, то подобная служба в организационном плане обязательно  обособляется и,  в наиболее общем  виде, имеет схему,

представленную  в таб.№1.  

     В приведенной схеме структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово -аналитическое и учетно - контрольное. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования,  планирования и организации финансовых потоков;  второе организует учет,  финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц,   заинтересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать  –  по крайней мере,  их связывает общность информационной базы,  в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок  (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли). Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации протяжен во времени. При этом пытаются соблюдать ряд принципов. Приведем их краткую характеристику.

  - Принцип экономической эффективности

 Его  смысловая нагрузка определяется  тем обстоятельством,  что,  поскольку  создание и функционирование  некоторой системы управления  финансами предприятия с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле,  что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами.  Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность,  оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике   –   иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.

-   Принцип финансового контроля

Деятельность  предприятия в целом,  его подразделений  и отдельных работников должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по - разному,  однако практика показывает,  что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В  частности,  одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственников компании и ее управленческого персонала является проведение аудиторских проверок.   Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов                                                                                                     (аудиторских фирм)   по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой)  отчетности,  платежно-расчетной документации,  налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов,  а также оказанию иных аудиторских услуг   (бухгалтерский учет,  оценка,  налоговое планирование, управление корпоративными финансами и др.). Внутренний финансовый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита. В крупных компаниях всегда имеется служба внутреннего аудита; более того, в экономически развитых странах созданы так называемые институты внутренних (The Institute of Internal Auditors), аудиторов.  В качестве примера можно упомянуть об американском Институте внутренних аудиторов   членами которого становятся его выпускники  –   сертифицированные внутренние аудиторы (certified internal auditors),  являющиеся специалистами по внутрифирменному финансовому анализу и контролю.

- Принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание). Этот принцип, по сути, тесно корреспондирует с предыдущим, а смысл его заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания (речь, естественно,  идет о мерах финансового характера). Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности. Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. При этом:

- вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются плановые их значения;

 - суждение об эффективности работы центра ответственности делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;

- руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;

 - ограничения по ресурсам носят достаточно общий характер,  т.е.  руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры ресурсов, организации производственно - технологического процесса, систем снабжения и сбыта и т.п.

      Смысл выделения центров ответственности – в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения. В зависимости от того, какой критерий – затраты, доходы, прибыль, инвестиции – определяется как системообразующий, принято выделять четыре типа центров ответственности.

-       Затратообразующий центр (cost center)  –   подразделение,  работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы,  поэтому внимание концентрируется на затратах.  В качестве примера можно привести университетскую кафедру;  ее руководство имеет полное право определять направления использования централизованно выделяемых средств (покупка компьютера,   приглашение известного профессора для чтения краткосрочного курса, направление сотрудников на научные конференции и т.п.).  Еще один пример – бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.

- Доходообразующий центр   (revenue center)  – подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов; примеры – отдел сбыта крупного предприятия,  региональный центр продаж.  В данном случае руководитель такого подразделения не несет ответственность за основные затраты хозяйствующего субъекта. Например, при продаже продукции завода руководитель коммерческой службы не несет ответственность за ее себестоимость; главная его задача – организация торговли, работа с клиентами, варьирование скидками в рамках установленной ценовой политики и т.п.

Безусловно, в этом случае   возникают затраты, но не они являются объектом пристального контроля со стороны вышестоящего руководства.                                                                                     -      Прибылеобразующий центр    (profit center) –  подразделение, в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы:  дочерние и зависимые компании,  дивизиональные подразделения с замкнутым производственным циклом, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности,  и т. п. В принципе, к прибылеобразующим могут относиться и внутренние подразделения компании в том случае, если ею используется политика трансфертных цен, когда продукция, находящаяся на различных стадиях обработки, не передается от одного подразделения другому, а “продается ” по внутренним ценам.

Информация о работе Основы организации финансов предприятия