Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 16:59, курсовая работа
В процессе предпринимательской деятельности у организаций и предприятий возникают хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системой и т. д. в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях……………………………………………………………………………5
2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение………………………………………………….13
3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии……………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….22
Практическая работа…………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..…48
Приложения
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Принципы
организации финансов предприятий, их
развитие в рыночных условиях…………………………………………………………
2. Финансовые
ресурсы предприятий, их
3. Организация
финансовой работы и задачи
финансовых служб на
Заключение……………………………………………………
Практическая
работа…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………..…48
Приложения
Введение
В процессе
Изучение основ организации
Финансы как общеэкономическая категория выполняют множество функций, т.е. динамических проявлений своих свойств и предназначений. В этих функциях, по сути, и проявляется сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально - экономической системы того или иного уровня. Применительно к предприятию основными из них являются: инвестиционно - распределительная, фондообразующая (или источниковая), доходо-распределительная, обеспечивающая и контрольная.
Действительно, выделенные функции играют принципиально важную роль в плане функционирования предприятия, поскольку их надлежащая интерпретация позволяет сформировать логику плана действий, направленного на решение следующих основных вопросов:
- куда вложить имеющиеся финансовые ресурсы?
- как сформировать источники финансирования?
- как удовлетворить требования собственников предприятия?
- как обеспечить ритмичность текущей финансово - хозяйственной деятельности?
- как
обеспечить конгруэнтность целевых установок
собственников
- насколько успешно выполняют свои функции все агенты и технический персонал? и т.д.
Именно поэтому изучение
Целью данной работы является изучить финансы организаций. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Изучить:
1. Принципы
организации финансов
2. Финансовые
ресурсы предприятий, их
3. Организация
финансовой работы и задачи
финансовых служб на
1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях
Предприятие как социально-
В терминах финансов
Любая социально - экономическая система в момент ее создания формирует некую систему управления, организующую технологические и финансово - хозяйственные процессы и способствующую их нормальному течению. В основе системы управления – так называемая организационная структура, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Без сомнения, важнейшим компонентом общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьировать. В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером. Более того, напомним, что согласно Федеральному закону “О бухгалтерском учете” руководители предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
Таким образом, не исключена ситуация, когда какая-либо самостоятельная финансовая служба отсутствует вообще, а все решения финансового характера руководителем принимаются самостоятельно.
Что касается
крупного предприятия, то подобная служба
в организационном плане
представленную в таб.№1.
В приведенной схеме структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово -аналитическое и учетно - контрольное. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать – по крайней мере, их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли). Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации протяжен во времени. При этом пытаются соблюдать ряд принципов. Приведем их краткую характеристику.
- Принцип экономической эффективности
Его
смысловая нагрузка
- Принцип финансового контроля
Деятельность
предприятия в целом, его подразделений
и отдельных работников должна периодически
контролироваться. Системы контроля
могут быть построены по - разному,
однако практика показывает, что финансовый
контроль является наиболее эффективным
и действенным. В частности, одним
из важнейших способов контроля за конгруэнтностью
целевых установок собственников компании
и ее управленческого персонала является
проведение аудиторских проверок.
Аудиторская деятельность представляет
собой предпринимательскую деятельность
аудиторов
- Принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание). Этот принцип, по сути, тесно корреспондирует с предыдущим, а смысл его заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания (речь, естественно, идет о мерах финансового характера). Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности. Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. При этом:
- вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются плановые их значения;
- суждение об эффективности работы центра ответственности делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;
- руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;
- ограничения по ресурсам носят достаточно общий характер, т.е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры ресурсов, организации производственно - технологического процесса, систем снабжения и сбыта и т.п.
Смысл выделения центров
- Затратообразующий центр (cost center) – подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах. В качестве примера можно привести университетскую кафедру; ее руководство имеет полное право определять направления использования централизованно выделяемых средств (покупка компьютера, приглашение известного профессора для чтения краткосрочного курса, направление сотрудников на научные конференции и т.п.). Еще один пример – бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.
- Доходообразующий центр (revenue center) – подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов; примеры – отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. В данном случае руководитель такого подразделения не несет ответственность за основные затраты хозяйствующего субъекта. Например, при продаже продукции завода руководитель коммерческой службы не несет ответственность за ее себестоимость; главная его задача – организация торговли, работа с клиентами, варьирование скидками в рамках установленной ценовой политики и т.п.
Безусловно,
в этом случае возникают затраты,
но не они являются объектом пристального
контроля со стороны вышестоящего руководства.