Основы организации финансов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание

В процессе предпринимательской деятельности у организаций и предприятий возникают хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системой и т. д. в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях……………………………………………………………………………5
2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение………………………………………………….13
3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии……………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….22
Практическая работа…………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..…48
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КОНТР ФИНАНСЫ ОРГАН.docx

— 1.01 Мб (Скачать документ)

-    Инвестиционно - развивающий центр (investment center)–   подразделение, руководство которого не только ответственно за организацию рентабельной

  работы, но и наделено полномочиями  осуществлять инвестиции в соответствии  с установленными критериями; например, если ожидаемая норма прибыли  не ниже установленной границы.  В качестве системообразующего  критерия здесь чаще всего  выступает показатель рентабельности  инвестиций; кроме того,  могут  налагаться ограничения сверху  на объем допустимых капиталовложений  -(имеется в виду, что решение по инвестиции,  не превышающей заданную величину, является исключительной компетенцией руководителя этого центра ответственности; превышение границы требует обоснования и согласования с вышестоящим руководством). Центр ответственности данного типа – наиболее общее по функциональным возможностям подразделение; здесь больше и число субкритериев  –  затраты, доходы, прибыль, объем разрешенных инвестиций, показатели рентабельности и др.

    В числе ключевых элементов  системы организации управления  на базе выделения прибылеобразующих  и инвестиционно  - развивающих центров ответственности находится политика трансфертных цен.  Трансфертной называется цена,  используемая для определения стоимости продукции                                 (товаров,  услуг), передаваемой  прибылеобразующим или инвестиционно - развивающим центром ответственности другому центру ответственности внутри компании.  Она, как правило, меньше рыночной цены, используемой при продаже продукции внешним контрагентам.

     Трансфертное ценообразование осуществляется  при участии трех сторон: высших  топ - менеджеров и руководства поставляющего и приобретающего продукцию центров ответственности. Топ - менеджеры определяют основные параметры трансфертной политики, выступают в роли арбитров между руководством центров ответственности и принимают окончательное волевое решение в отношении ценообразования в случае,  если конфликт между центрами ответственности не решается полюбовно       Существуют три основных типа трансфертных цен: рыночно -ориентированные, затратно - ориентированные и компромиссные. В первом случае за ориентир берется рыночная цена. При этом покупающий продукцию центр ответственности внутри компании не должен платить больше, чем внешнему продавцу, а продающий центр не должен получать за нее больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Во втором случае ориентиром выступают полные или переменные затраты;  такой подход достаточно эффективен в системе стандарт - костинга. В третьем случае за основу берется либо рыночная цена, либо себестоимость  продукции,  а окончательный вариант цены определяется итеративно в ходе переговоров между руководством центров и при активном участии высшего

 руководства.

   - Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако, основные из них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

     Индивидуальная материальная ответственность означает,  что конкретное материально - ответственное лицо (кладовщик,  руководитель подразделения,

продавец, кассир и др.) заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно - материальных ценностей, т.е. их выбытие, не сопровождающееся оправдательными документами, должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических;  в этом случае материально - ответственное лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери (в частности, в торговле за счет прибыли до налогообложения делаются резервы на забывчивость покупателей, на усушку и утруску товаров и др.). Перечень материально              - ответственных лиц определяется предприятием.

     В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное материально - ответственное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина, когда рабочая смена меньше общей продолжительности рабочего дня магазина в целом). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.                                                    
 
 
 
 
 
 
 

            
 
 
 
 
 
 
 

2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение

     Финансовые ресурсы организации  (предприятия)  –  это совокупность  собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченных и заемных), предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.   Следует выделить такое понятие, как капитал  –  часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Другими словами, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. По источникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях   (внешние), мобилизуемые  на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения    (рис.3). 

     Основную долю в собственных  финансовых ресурсах                                                                                   составляет прибыль, остающаяся в распоряжении организации                                          (предприятия).  Вторым по значимости источником собственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления.

Следует помнить,  что не вся прибыль  остается в распоряжении организации                                                          (предприятия),  часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет.  Прибыль,  остающаяся в распоряжении организации                                           (предприятия),  распределяется решением руководящих органов управления на цели накопления и потребления.   Прибыль,  направляемая на накопление,  используется на развитие производства и способствует росту имущества  предприятия.   Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения  социальных задач.

     Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в состав затрат на производство продукции и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства. Привлеченные,  или внешние,   источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные,   заемные,   поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения становится образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.

     Предпринимательский капитал представляет  собой капитал, вложенный в  уставный капитал другой организации  (предприятия) в целях извлечения  прибыли или участия в управлении  организацией  (предприятием).

   Ссудный капитал передается организации (предприятию) во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других организаций                          (предприятий) в виде векселей, облигационных займов.

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают: средства от продажи собственных  акций и облигаций, а также  других видов ценных бумаг. К средствам,  поступающим в порядке перераспределения,  относятся страховое возмещение по наступившим рискам,  финансовые ресурсы,  поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии.

Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной,  так и  на возвратной основе.   Как правило,  они выделяются для финансирования

государственных заказов,  отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной  государственной поддержки организаций                                                                                                         (предприятий),  продукция которых  имеет общегосударственное значение.    Финансовые ресурсы используются организацией (предприятием)  в процессе производственной и инвестиционной деятельности.  Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счету в коммерческом банке и в кассе организации (предприятия).         Заботясь о финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, организация   (предприятие) распределяет свои финансовые ресурсы по  видам деятельности и во времени.  Углубление этих процессов в современной рыночной экономике приводит к усложнению финансовой работы, использованию в практике      специальных финансовых инструментов.  
 
 
 
 
 
 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Организация  финансовой работы и задачи  финансовых служб на предприятии

     На практике общая стратегия  компании,  выработанная ее руководством (совет директоров,   акционеры),  реализуется тактическими приемами  отделом финансового управления, задачи которого отличаются от  целей и задач бухгалтерии   (рис. 4).  

     На небольших предприятиях роль  финансового директора обычно  выполняет главный бухгалтер.  Вне зависимости от организационной  структуры предприятия финансовый  менеджер отвечает за анализ  финансовых проблем, контролирует  финансовые потоки,  принимает  в отдельных случаях решения  (часть работы высшего звена  управления фирмы) или вырабатывает  рекомендации высшему руководству.

  Финансист  (Финансист  –   это менеджер, управляющий финансовыми потоками  предприятия и обеспечивающий  непрерывный процесс финансирования  предпринимательской деятельности.) в своей деятельности сталкивается  с представителями налоговых  органов, кредитных организаций,  финансовых и страховых компаний; инвесторами, покупателями и поставщиками. В общем виде функции финансового менеджера заключаются в осуществлении разных видов деятельности,     среди которых следует выделить

- общий  финансовый анализ и планирование;

- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств, кредитная политика);

- распределение  финансовых ресурсов (инвестиционная  политика и управление активами), в том числе:

а) оптимальная  трансформация финансовых ресурсов в другие виды ресурсов     (материальные, трудовые, денежные);     

б) целесообразные и эффективные вложения в основные фонды, оценка их состава и структуры;           

в) оптимизация  оборотных средств;

г) управление эффективностью финансовых вложений       

     Исполнение данных функций позволяет  выбрать оптимальное сочетание  вариантов ликвидности, финансовой  устойчивости и рентабельности.  Логика  выделения данных областей  деятельности финансиста тесно  вязана со структурой баланса  как основной формы, отражающей  имущественное и финансовое состояние  предприятия  (рис. 5).

- Функции,   задачи и цели финансового менеджера.  Как практическая сфера деятельности финансовый менеджмент имеет несколько крупных областей:

- общий финансовый анализ и планирование, в рамках которых осуществляется формулирование общей финансовой стратегии, конкретизация приведенных в п.12.3 вопросов, их формализация и определение способов решения (ключевой вопрос: “Благоприятно ли положение предприятия на рынках благ и факторов производства и какие меры способствуют его   неухудшению?” (Рынок благ как центральное звено современной макроэкономической теории представляет собой обобщенную характеристику рынков,  на которых продаются отдельные блага, используемые либо как предметы потребления, либо как средства производства. Факторами производства, или производственными ресурсами,  называют блага естественного и искусственного происхождения, необходимые для производства (создания)  необходимых людям конечных товаров и услуг.  Существуют различные их классификации; среди наиболее известных –подразделение факторов производства на четыре агрегированных класса: земля, труд, капитал, предприимчивость);

Информация о работе Основы организации финансов предприятия