Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:55, контрольная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение основных особенностей финансов бюджетных учреждений с упором на финансирование учреждений образования и науки.
Основными задачами данной контрольной работы является рассмотрение сущности бюджетного учреждения, принципов его организации и финансирования, источников доходов и расходов, их планирования, а также особенностей финансов бюджетных учреждение в сфере образования и науки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………………………………………………………………..4
1.1 Сущность бюджетного учреждения…………………………………...4
1.2 Принципы организации финансов бюджетных учреждений………...5
1.3 Финансовые ресурсы бюджетных организаций……………………...7
1.4 Средства за счет внебюджетных поступлений……………………….8
1.5 Расходы бюджетных учреждений……………………………………..10
1.6 Планирование в бюджетных организациях…………….……………..11
2 ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ………………………………………………….12
2.1 Финансы образовательных учреждений……………………………....12
2.2 Финансы научных организаций………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..20
Библиографический список…………………………………………………..21
Так как получение внебюджетных средств, в той или иной степени обусловлено использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.
Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях разделяет все целевые средства на следующие подгруппы:
1.5 Расходы бюджетных учреждений
В соответствии с выполняемыми функциями,
бюджетные организации
По экономическому содержанию расходы
бюджетной классификации
- текущие расходы;
- капитальные расходы.
Текущие расходы предназначены для финансирования текущей деятельности бюджетной организации в течение года. В эту группу затрат входят:
1) расходы на оплату труда;
2) начисления на фонд оплаты
труда ((единый социальный
3) приобретение предметов
4) расходы на командировки и служебные разъезды;
5) транспортные услуги;
6) расходы на оплату услуг связи;
7) оплата коммунальных услуг.
Капитальные расходы отражают бюджетные средства на капитальные вложения в основные средства, капитальное строительство, капитальный ремонт, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли, нематериальных активов, других объектов долгосрочного вложения средств, капитальные трансферты.
1.6 Планирование расходов в бюджетных организациях
Финансовое планирование в учреждениях, состоящих на бюджете, основано на составлении различных смет. Бюджетные сметы могут быть нескольких видов:
Индивидуальные сметы составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия.
Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений.
Сводные сметы объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ведомству.
В смете бюджетного учреждения отражаются:
1. Реквизиты учреждения (наименование
учреждения; бюджет, из которого
производится финансирование, вышестоящий
распорядитель бюджетных
2. Статьи расходов.
3. Статьи доходов.
4. Производственные показатели учреждения.
5. Расчеты и обоснование
Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени. С составлением смет бюджетных учреждений решаются следующие задачи:
- обеспечение бюджетных
- анализ расходов и отчетов об исполнении средств;
- контроль за целевым эффективным использованием средств.
2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Финансы образовательных учреждений.
В настоящее время система
Существенным элементом, раскрывающим содержание образования, выступают образовательные программы, конкретизирующие суть образования определенного уровня. По содержанию образовательные программы разделяются на общеобразовательные (дошкольное, начальное, общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) и профессиональные (начальное, среднее, высшее, послевузовское образование). В зависимости от характера деятельности и уровня реализуемых образовательных программ в РФ устанавливаются следующие типы высших учебных заведений (ВУЗ): университет, академия, институт.
Образовательные учреждения (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и т.п.) могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. К негосударственным образовательным учреждениям относят, например, частные учреждения общественных и религиозных организаций и объединений. В этом случае финансирование таких учреждений осуществляется, в основном, за счет средств учредителей.
В РФ ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование являются средства бюджетов различных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели:
- содержание образовательных
- осуществление федеральных
- предоставление
Финансирование высших учебных заведений происходит по смете доходов и расходов, которая составляется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Сметное финансирование осуществляется (точнее должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.
Финансирование
В смете доходов и расходов отражаются все доходы высшего учебного заведения, к которым относят:
1) бюджетные источники – средства, получаемые из бюджета и государственных внебюджетных фондов;
2) внебюджетные источники – доходы от проведения предпринимательской деятельности.
Важными источниками внебюджетных
средств учебных заведений
- платная образовательная
- доходы от сдачи в аренду свободных помещений;
- средства международных
- благотворительные взносы
- доходы от предоставления
Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно, разными способами. Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:
1. Основная деятельность:
- реализация одной или
- проведение научно-
- деятельность по обеспечению
и обслуживанию
2. Прочая деятельность, включая
иные поступления, т.е. иная
разрешенная образовательным
2.2 Особенности финансов научных организаций
Научной организацией признается юридическое
лицо, независимо от организационно-правовой
формы и формы собственности,
а также общественное объединение
научных, работников, осуществляющих в
качестве основной научную или научно-
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» упорядочивает финансирование всех сфер деятельности, включая и научную. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ предусматривает раздел «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» с подразделами «Фундаментальные исследования в области естественных, технических и общественных наук», «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений НТП» и «Исследование и использование космического пространства». Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ включает и оплату услуг научно-исследовательских организаций.
Закон приводит перечень прямых получателей средств из федерального бюджета на научные цели, в число которых помимо органов государственной власти (Министерство науки и технологий РФ) входят Российская Академия наук с региональными отделениями, отраслевые академии наук, государственные научные фонды, а также такие крупные научные объекты, как «Курчатовский институт» и «Объединенный институт ядерных исследований». Большое внимание научной сфере уделено и в приведенной в этом законе классификации целевых статей расходов федерального бюджета. Это следующие позиции: участие в межгосударственных научных исследованиях; расходы на международные культурные, научные и информационные связи; расходы на НИОКР (отдельно выделены НИОКР в области медицинской промышленности и области здравоохранения); расходы на проведение фундаментальных исследований (в том числе проведение фундаментальных исследований в области сельского хозяйства); расходы на проведение прикладных исследований в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, искусства, архитектуры и градостроительства; расходы на проведение медицинских исследований.
Отдельно в классификации
Большое значение для научной сферы имеет приведенная в законе классификация видов расходов федерального бюджета. Она рассматривает финансирование федеральных целевых программ; финансирование конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ; создание компьютерных сетей связи баз данных фундаментальной науки и техники; оплату головным заказчиком НИОКР, выполняемых соисполнителями по договорам в рамках федеральных программ; финансирование НИОКР, выполняемых научными учреждениями, подведомственными головному заказчику, в интересах отрасли; ремонт научно-исследовательских судов; финансирование естественных и технических наук; финансирование общественных наук; организацию НИОКР в интересах научно-технического прогресса. За каждой из перечисленных позиций в принимаемом на текущий год федеральном бюджете должно стоять денежное наполнение.
В приложении 12 к ФЗ «О бюджетной
классификации РФ» приведены
прямые получатели средств из федерального
бюджета. Один из основных получателей
средств на научные исследования
и разработки - Министерство науки
и технологий, через которое проходит
финансирование указанных выше видов
расходов федерального бюджета. Следует
отметить, что практически во всех
исполнительных органах государственной
власти предусмотрены расходы на
НИОКР. Помимо этого через Министерство
финансов РФ предусматриваются расходы
на международные научные и
Информация о работе Особенности финансов бюджетных учреждений в сфере образования и науки